«Чтобы подвиг страдания своего совершили, от Московского государства не расходилися…»

logo
23 Sep 2017/«Чтобы подвиг страдания своего совершили, от Московского государства не расходилися…»

Осада поляков в Китай-городе и в Кремле, куда их в сентябре 1610 года впустили знатнейшие московские бояре, затягивалась. Между тем, лишь после освобождения Кремля с его святынями можно было заняться избранием царя и полным освобождением Московского государства.

Деятельное участие в деле освобождения стольного города принял Троице-Сергиев монастырь. В октябре 1611 года, в ответ на просьбы ополчения, страдавшего от недостатка свинца и пороха, из Троицкой обители в Москву направили «пеших троицких слуг и служебников с свинцом и с зелием (порохом)». «И бысть в монастыре, – отмечает современник, — скудость зелию». Как видим, ради освобождения Первопрестольной архимандрит Дионисий решился на ослабление обороны монастыря, который сам лишь недавно освободился от осады и в любой день мог подвергнуться нападению.

Для сбора подкреплений из Троицы рассылались грамоты с призывом объединиться, очистить страну от иноземных захватчиков и положить конец долгой кровавой смуте на Русской земле. Особенно горячо и единодушно восприняли этот призыв в Нижнем Новгороде, где немедленно начался сбор нового (второго) общерусского ополчения во главе с посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

Отметим, что запертые в Кремле поляки требовали от патриарха Гермогена силой духовной власти распустить ополчение и призвать народ к верности королевичу Владиславу. Патриарх же, наоборот, благословил ополченцев и проклял изменников, за что был уморен голодом.

Троице-Сергиев монастырь переписывался с князем Пожарским, помогал сбору ополчения и торопил его приход к Москве. В июне стало известно о походе на Москву литовского гетмана Ходкевича с большим войском, немалую часть которого, между прочим, составляли украинские казаки, и огромным, в несколько сот возов, обозом продовольствия для осаждённых в Китай-городе и Кремле поляков. Из Троицкого монастыря к Пожарскому немедленно было отправлено увещевание: «… если Ходкевич придёт с большим войском и с запасами под Москву, то ваш труд будет всуе, и собрание ваше напрасно». Действительно, судьба Москвы и всего царства зависела от того, войдёт ли Ходкевич в Кремль.

Главные силы нового ополчения во главе с князем Пожарским 14 августа подошли к Троице принять благословение «игумена земли Русской» – чудотворца Сергия. Ополчение расположилось на правом берегу Кончуры между монастырём и селом Клементьевым. Четыре дня спустя ратники выстроились на горе Волкуше; не так давно вражеские орудия били отсюда по Троицкой обители. На Волкуше, перед вынесенными из монастыря образами и хоругвями, архимандрит Дионисий совершил молебен с водоосвящением, благословил и окропил святой водой ратных людей. Внезапно сильный ветер со стороны Москвы сменился попутным, что сочли добрым знаком.

Знак, действительно, оказался добрым. Ополчение подошло к Москве 20 августа, на день раньше Ходкевича. После четырёхднев-ного боя на пепелищах и руинах сожжённой столицы, «боя зело великого и преужасного», Ходкевич прекратил сражение, а затем, бросив обоз, поспешно отступил от Москвы.

Запертые в Китай-городе и Кремле поляки утешались надеждой на возвращение гетмана. Между тем, вскоре им пришлось есть своих мертвецов. Первое время за следуемого к съедению товарища велись процессы. Так, однажды, с гайдуками, съевшими умершего, судились его лишённые обеда родственники. Дело завершилось бегством судьи из-за опасения быть съеденным недовольной стороной. Вскоре порядок нарушился и сильные просто убивали слабых. Съедено было более двухсот человек «из пехоты и товарищества», не считая оказавшихся в осаде русских.

Свои трудности переживали и казаки первого ополчения. Они вошли в Москву еще в марте 1611 года, выдержали немало сражений, пережили зиму среди руин сожжённой столицы. Голодные и оборванные, казаки с завистью смотрели на ратников князя Пожарского и грозились разойтись для грабежа дворянских поместий.

От раскола войско спасли старцы Троице-Сергиева монастыря. За неимением денег они послали казакам златотканые церковные облачения с драгоценными камнями и жемчугом. Восхваляя доблесть и терпение казаков, старцы молили их, «чтобы подвиг страдания своего совершили [довершили], от Московского государства не расходилися…». Тронутые вниманием, казаки вернули ризы и обещали не отходить от Москвы, пока не освободят город и не отомстят за кровь христианскую.

В скором времени, 22 октября, были взяты стены Китай-города. Наконец, 24-25 октября 1612 года сдались и сидевшие в Кремле поляки. Среди них оказалось немало сапежинцев; не так давно они держали в осаде Троицкую обитель. Всё «непосильным трудом» награбленное имущество сапежинцы потеряли; разбогатеть в России неправедным путём им не удалось.

 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...