«Человек… должен достигать совершенства»

logo
«Человек... должен достигать совершенства»
«Безмерно драгоценна душа человеческая, как созданная…
 с неотъемлемым даром разума, свободы и бессмертия,
 долженствовавшая достигать свободного, твёрдого
 стремления к добру и Источнику всякого добра… Но она
 не соблюла в целости образа Божия…»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Начала веры». Глава 2

Святой праведный Иоанн Кронштадтский — добрый пастырь ве­ликой Русской Православной Церкви XIX века и начала XX (1829- 1908), «православныя веры поборниче, земли Российския печальниче… образе верным… и жизни во Христе проповедниче» (из тропа­ря) — явил своим самоотверженным служением путь к Богу. Каждое его пастырское слово, каждое отеческое движение обращены ко Гос­поду и служат светлым огоньком, направляющим пасомых к Небу и согревающим в этом шествии.

Сам «Божественных Тайн благоговейный Служитель» (из тропа­ря), не теряя ни единой минуты, непрестанно восходил по ступеням духовной лествицы, ведущей в Царство Божие, и возносил туда же за собою не только град Кронштадт, но и всю Россию, и более того… Наглядным свидетельством сему служат его творения, и среди них творение «Путь к Богу», представляющее собой ежедневные обиль­ные глубокими мыслями записи, объединённые общим названием, точно и выразительно подмечающим их суть.

Данное творение и служит сейчас предметом изучения и система­тизации — создания цельной картины духовной жизни.

***

Много, много раз всходило над нами солнце и склонялось к за­паду, чудный лик бесчисленных звёзд украшал небесную твердь, а земля одевалась в пышную зелень, покрывавшуюся различными цветами и плодами. Сколько раз видел наш глаз разнообразие кра­сот тварей, наделённых Творцом удивительными свойствами! «Вдумываешься ли ты, — вопрошает каждого из нас святой правед­ный Иоанн Кронштадтский, — в этот дивный порядок мироздания, установленный творческой рукой и видимо, но безгласно научаю­щий тебя порядку в твоей жизни и благодарению и славословию твоего Творца, призвавшего тебя к разумной деятельной жизни?» (5). Пользуешься ли ты дарами Божиими — разумом, свободой, со­вестью — к своему собственному истинному благу и ко славе Творца и Законодателя? (6). Всегда ли помнишь ты — для кого установлен этот порядок природы? Кому даровано изобилие плодов земных? Для кого создан свет, воздух, водные стихии, обилие животных, рыб, птиц?.. «Не для тебя ли, человек, царь тварей земных? Не ты ли пользуешься всем этим богатством природы?.. Не для тебя ли весь этот чудный строй природы?»… (6-7). Всё для тебя, человек: небо и земля, небесные светила и разнообразные древесные плоды, рай и животные… Для тебя сотворено множество чудес как в Вет­хом Завете, так и Новом — и совершилось величайшее чудо: Сын Божий воплотился и вочеловечился, основал на земле Святую Цер­ковь, имеющую быть вечно, дал спасительное Брашно — Свои Тело и Кровь (71).

Во всём тварном мире усматривается «строгая целесообразность, точность, верность, чистота, совершенство, и чрез то достигается благобытие и целость тварей» (8). В человека же качества эти вложены Творцом преимущественно, как разумного венца тварей и рачитель­ного господина их (8). «Все дела Божии в мире носят печать неподра­жаемой мудрости, совершенства, красоты, особенно… человек, муж­ской пол и женский» (40).

Человеческая природа изначально столь прекрасна, что Спаситель мира не возгнушался принять её (кроме греха) в единство Своей Бо­жественной Ипостаси и пребыть с ней неразлучно. Как же человеку подобает ценить эту величайшую милость Божию к нему! Как бороть­ся с грехом и беречься его! Как подвизаться, какие прилагать усилия в совершении добродетелей! (56). «А что ты сам сделал и делаешь для своего спасения? — ставит один за другим вопросы святой Пастырь. Что ты приносишь своему Господу? Какую хвалу, какую благодар­ность, какую пользу? Ведь ты нередко скотом несмысленным делаешь сам себя, да и скот ручнее тебя, признательнее тебя, ибо вол знает сво­его хозяина и осёл ясли господина своего, а ты не хочешь знать своего Творца, Спасителя, Благодетеля, Питателя, Судию своего; чужим стал Ему, одичал, как дикий зверь» (71-72). И как много на земле неправды, жестокости, корыстолюбия, бесчувствия, «подыскивания под ближне­го, чтобы его стереть, уничтожить», а самому занять его место! Сколь­ко невоздержания, семейной измены, лукавства, пьянства и прочих по­роков! (18). Останавливаешься ли ты, человек, в своём беге жизни, что­бы взглянуть на себя: не пленила ли тебя так называемая «красота», не разрушаешь ли ты изначально установленный Небом порядок?! (5).

Всякому талантливому художнику бывает весьма обидно, когда произведения его не ценятся, а тем более — пренебрегаются и даже обезображиваются. Спрашивается: «Каково же высочайшему, единственному, неподражаемому Художнику-Богу видеть своё луч­шее создание — человека, обезображенным, искажённым, осквернён­ным, растленным по душе и по телу?! Какой гнев праведный заслу­живают те люди, которые сами себя обезображивают» своими гре­ховными делами?! (40).

Если для человека сотворён мир, его гармония, порядок и строй с их богатствами, то почему же ты, человек, нарушаешь установлен­ные для твоего же блага заповеди Творца, «нарушаешь чин природы», допускаешь бесчинства, приносишь горе и стон? «На то ли ты сотворён? Ведь тебе дан разум, совесть, заповеди Творца, чтобы ты их до­бровольно исполнял и блаженствовал!.. Видишь ты эту чудную гармо­нию или согласие, порядок тварей, великих и малых, во всей вселен­ной, чудный строй всего творения, установленный законами Творца: и ты будь в гармонии, в согласии с вечными, премудрыми и праведны­ми законами Всеблагого Творца, предначертанными для тебя прежде твоего сотворения и рода человеческого; будь в гармонии с своей совестью, с людьми — в том, что касается вечных законов Божиих» (7). Ты, созданный по образу Творца и призванный к уподоблению Ему, «предназначенный к вечному блаженству» (14), обязан — «должен достигать совершенства в разуме, в знании», в исполнении заповедей Божиих (40). За сие, за подчинение своей немощной воли — «бес­конечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией» полу­чишь блаженство — «будешь блажен здесь и в вечности» (14, 7).

Но как мог человек, созданный для блага и имевший действенные средства к сохранению райской жизни, согрешить? Отвечая на этот вопрос, отец Иоанн говорит: «По невниманию, самолюбию и небла­годарности, пал в грех непослушания, гордости, своеволия, пре­льстившись запрещённым плодом» (14-15). Хотя человек был создан по образу Божию, но как сотворённое существо был ограничен и по­тому в начале своего бытия не был свободен от падения, как и Анге­лы — часть их пала «чрез самомнение и преслушание. Но, оставшиеся верными Ангелы и успешно выдержавшие испытание своей верности и преданности Творцу, остались вечно верными и святыми, утвер­дившись непреклонно во святыне и любви» (60-61). Человеку также предстояло испытание — нужно было его выдержать и выдержать победоносно, тем более, что для искуса «дана была определённая и лёгкая заповедь» (61). Господь желал, чтобы человек своим послуша­нием и верностью Ему в небольшом «укрепился в добром произволе­нии и достиг совершенства и твёрдости непоколебимой» — стал непреклонен ко греху. Но злая сила, в гордыни, восстала против Бога и сделала участником своей гордости и человека (16).

Само падение было возможно для человека потому, что он, как образ Божий, обладал свободой — этим величайшим даром Творца. «Если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу… не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить закону необходимос­ти, подобно бездушным тварям» — всем видам материи, стихий, бес­словесных животных. Но в таком случае не было бы на земле «царя земных тварей, разумного песнословца Божия величия, Божией бла­гости» и прочих его всесовершенных свойств; «тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей само­отверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу, и вечное упокоение пос­ле трудов и подвигов земного странствования» (70). Допустил Господь падение людей, как и ангелов, чтобы чрез последующую «борьбу добра со злом более просияла, возросла, окрепла, очистилась всякая добро­детель в людях», — да явятся самоотверженные Апостолы; да пред­станут «верные Господу Мученики, Святители, Преподобные; да проявятся их Божественная мудрость, святость, правда, благость, преданность, непоколебимость и долготерпение их ради Бога, своего Первоживота; да достойны будут они светлейших венцов и величай­шего блаженства за свои подвиги из любви к Богу; да явится безумие нечистых духов и лукавых человеков, их вольная слепота, злоба, нечистота и злое произволение и намеренная, своевольная неспо­собность их к Царствию Божию; да явится, наконец, во всём величии правда Божия, святость, милосердие, долготерпение и вся неправда, и злоба, и лукавство злых духов и злых человеков» (219).

Развивая ту же мысль, святой Пастырь ставит вопрос: «Для чего создал Бог Ангелов бесчисленное множество, когда предвидел, что третья часть их увлечена будет в нераскаянную, вечную, вредную многим человекам и им самим злобу?»… «Потому, — сам же он и отвечает, — что предвидел твёрдое стояние в правде и святости» прочих Ангелов, их утверждение в сем, а также «видел множество верных», имеющих произойти из человеческого рода и украсить райские обители: Богоизбранную Пречистую Деву, святых Патриар­хов, благоверных Царей, честных Пророков, мужественных Апосто­лов, многострадальных Мучеников… «и ради этих верных рабов и друзей Своих создал мир чувственно-разумных тварей Своих, чтобы проявить в них свою благость, а на грешниках — своё долготерпение и праведный суд» (218-219).

Начало есть одно — Вечное, Всеблагое, Премудрое, Всеобъемлю­щее, Всемогущее… Оно привело нас в бытие и дало нам спаситель­ные законы, «по коим мы должны жить и направлять свои помыш­ления, желания, намерения, дела, всю свою жизнь». Но есть в мире злая разумная сила — неусыпающий противник, возмечтавший срав­ниться с Творцом и, как нераскаянный, сверженный вместе с возму­щёнными им духами в преисподнюю. Ныне он, «по допущению Божию, воюет с родом человеческим», искушает его, искривляет его жизнь, склоняя к противлению Богу. «Но так как нам дана свобода и возможность уклоняться от зла и преуспевать во всякой добродете­ли чрез собственное старание и самопринуждение… то мы сами должны, с помощью благодати Божией, противиться всякому злу и преуспевать в любви, повиновении и преданности Богу и во всякой добродетели, бороться со всеми искушениями… В этом заключается цель нашей жизни» (222-224).

Злая сила стремится извратить нашу жизнь, «растлить, уничи­жить и сделать бесцельной, скверной, достойной не Творца Бога», а её самой (17-18). И при нашем безразличии, подчас холодности, достигла и достигает многого: извратила понятие о Боге у людей, научила их идолопоклонству, породила «многие ереси и расколы, разделив христиан на многие несогласные лагеря», да и среди самих православных произвела нестроения; извратила «понятие о назначении и цели жизни»; отвратила взоры многих от Неба и приковала их к временному, преходящему, тлетворному; научила низменному: скупости, корыстолюбию, лукавству, жестокости, не­добрым мыслям и деяниям (19-20). Какими грехами ни растлила эта тёмная сила, ни обесчестила, ни осквернила человеческой природы — «святой, прекрасной, целесообразной, чистой, неблазненной, достойной всякого удивления». И это растление «продолжает доселе» (23).

Цель вражьих козней — «осквернить человека, растлить душу и те­ло, охладить к Богу и ближнему или отчуждить от Бога и друг от дру­га, отвратить от любви святой и всякой добродетели, возмутить душу, связать её и взять в плен; восстановить против Бога и Церкви, уподо­бить себе и на веки вринуть в ад, на вечное мученье, уготованное ему и ангелам его». Свои глубоко-духовные суждения святой Иоанн за­канчивает вопросом, в котором чувствуется и забота, и тревога: «Знают ли и помнят ли это христиане?» (26). И блажен тот, кто, по­знав козни врага, «всячески противится ему, борясь со всеми страстя­ми и побеждая их благодатью Божией!» (23).

Чтобы выступить на поле брани и успешно бороться с бесплотны­ми врагами надо уразуметь их — «мудрых на зло» — умыслы (26) и проявить усердие к заповедям Божиим «на всякий день и час», с усердием «творить волю Божию и достигать своего великого назна­чения — соединения с Богом чрез правду и святыню» (18).

Святой долг православного христианина «внимать непрестанно своим помыслам, чувствам или — обуздывать непрестанно свои су­етные и грешные мысли, желания, намерения, обуздывать слух, осязание, вкус, зрение, обоняние, свои страсти, и употреблять все свои чувства во славу Божию и во благо себе» (20). Человек должен одолевать греховные влечения и устремляться к Богу (21). И это в его силах. Если он захочет быть тем, кем должен быть и кем быть указано ему изначально, то он и может быть, и бывает — великим, равноангельским, другом Божиим. В человеческом роде явились Авели, Енохи, Нои, Авраамы, Исааки, Иаковы, Моисеи, «говорив­шие с Богом лицом к лицу»; явился Иисус Навин, остановивший словом своей могучей веры «солнце и луну в их течении»; явились Божии пророки, исполненные Духом Святым: чудный Илия, «от­воривший и затворивший небо молитвой своей и низведший огонь с неба на жертву праведную свою»; святой Предтеча Спасов Иоанн Креститель — больший из всех людей. «Не отрасль ли человеческая была Сама Матерь воплотившегося Бога Слова…и Сам Сын Божий?.. Не из человеков ли произошли друзья вопло­тившегося Бога Слова, Его спутники, сотаинники, проповедники Его и сострадальцы, и сопрестольники — святые Апостолы? Не из человеков ли сонмы… святых, удививших своей равноангельской жизнью, терпением ради Христа?.. Видите ли, кем и чем может быть человек при своей вере, любви и усердии к Богу, при благодарном расположении сердца к Богу! Человек может быть богом по благода­ти, по обожению» (137-138). Он — и ничто, и бог (8).

Главное — уподобиться Богу. «Все мы должны стараться уподо­биться Благому Богу, а не злому противнику Его и нашему» (23). «Весь духовный строй моей жизни, — говорит святой Кронштадт­ский Наставник о себе и о нас с большим внутренним убеждени­ем, — доказывает, что во мне ежедневно и ежечасно действуют два противоположных начала — доброе и злое; злое действует пре­лестью, омрачением, безумием, насилием, понуждением и при­нуждением на злое, — быстро, порывисто, а доброе — действует истиной, правдой, — мирно, просветительно, созидательно, спаси­тельно, утвердительно, жизненно. Итак, когда мы оставим здешнюю жизнь и перейдём в другой мир — духовный, мы встре­тимся лицом к лицу с этими двумя началами… С одной стороны, мы встретим мытарства злых духов, где мы будем истязаны строго во всех страстях плоти и духа; а с другой — святых Ангелов, свиде­телей нашей земной жизни, твёрдо помнящих все наши помышле­ния, желания, слёзы покаяния, слова, дела, и — Самого Праведного Судью, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и дадим ответ о всей нашей жизни, о всех грехах и опущениях наших, лености на­шей, небрежности, спячке, если не покаялись и не сотворили дел благих» (224-225).

Богу было и есть угодно, чтобы наша земная жизнь была време­нем подвига, духовной войны — приготовлением к вечности, «а буду­щее бессмертное состояние наше — состоянием воздаяния: или славы и вечного блаженства, или состояния вечного бесчестия и страшно­го мучения за бездействие, леность, небрежение и бесчисленные грехи» (74).

В нашем бессмертии — всеобщем восстании и последующей вечно­сти — осязательно уверяет нас Воскресение из мёртвых Христа Спа­сителя — «ежегодное, торжественное, всерадостное и еженедельное празднование» этого величайшего события в истории домострои­тельства нашего спасения (81).



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...