Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)

logo
Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.




Трапезная церковь. Современный вид
Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища.


Трапезная церковь. Фрагмент литографии 1849 г. 
Перед зодчим (имя которого, к сожалению, неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».  
 

Явление Божией Матери преподобному Сергию.

 Роспись Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры
 

Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.)


Вид с юго-востока

Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом, о чем повествует надпись у входа в трапезную палату. 
Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова. 
 


Трапезная церковь. Вид с северо-востока.

Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой. 
Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.


Крыльцо Трапезной церкви 
Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин. Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».


Элементы декора фасада Трапезной церкви 
Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.


Свод церкви преподобного Сергия

Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.


Иконостас Трапезного храма
Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).
Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15×34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв. м, в Новодевичьем — 390 кв. метров. 


Внутренний интерьер Трапезной палаты

Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части. 


Фото конца XIX — нач. XX вв.
  

Притча о милосердном самаряныне. Фрагмент росписи Трапезного храма

После открытия в 1946 г. монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. 
 

Боковые приделы Трапезного храма в честь свт. Иоасафа Белгородского (слева) и прп. Серафима Саровского (справа)

Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей. 


Притвор Трапезной церкви

В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня.
Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора


Трапезный храм зимней ночью



Паломнику, вошедшему в обитель, грандиозная постройка предстает как подобие плывущего гигантского корабля с носом — апсидами, палубой-гульбищем и высокой мачтой креста, а подклет с волнообразной чередой арочных сводов создает впечатление движения. Зрительный образ имеет прямые параллели с богословским осмыслением Божиего храма как корабля спасения. Удивительное творение, по достоинству оцененное современниками, явилось одним из самых выдающихся памятников архитектуры московского барокко.


За богослужением в Трапезном храме
До начала 2000-х годов Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 8 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения). 
В настоящее время, в рамках подготовки к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в Трапезном храме продолжаются масштабные реставрационные работы.

STSL.Ru

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Михеевская церковь (1734)
Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.... подробнее...

[2] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...

[3]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[4] — Сложно переоценить востребованность фасадной лепнины, так что она становится все более актуальной ввиду прекрасных характеристик. подробнее...

[5]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[6]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[7] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[8]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...