Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь)

logo
Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. 




Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г.

Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.



Духовская церковь. 1476-1477 гг.  Вид с северо-запада

В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом. 
На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов.

Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.
Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).

Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков).

Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности. 
 
  


Внутреннее убранство Духовской церкви

Слева — н
адгробие митр. Платона (Левшина)

Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.


Тайная Вечеря.

Фрагмент Царских Врат Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры

В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812 г.). Возле южной стены покоятся святые мощи преподобного Антония (Медведева; † 1877 г.), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, у северной стены почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556). С южной стороны храма были похоронены святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867 г.; мощи обретены в 1994 г.; перенесены в храм Христа Спасителя в Москве в 2004 г.) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879 г.; мощи обретены в 1994 г.; почивают в Успенском соборе).


Рака с мощами прп. Антония Радонежского



В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).  






Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный... подробнее...

[2]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[3]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...