У стен Лавры

logo
(Этюд)
Георгий Александров
Троице-Сергиева Лавра… Достаточно лишь упомянуть об этом достославном месте, как целая вереница событий, образов, воспоминаний — одно ярче другого — приходит на ум и волнует сердце. Действительно, есть ли еще в нашей стране такая обитель, которой православные люди могли бы гордиться больше, чем детищем преподобного Сергия Радонежского? Есть ли в Греции или любой стране Ближнего Востока монастырь, имеющий такую же мировую славу? Проходят десятки лет, совершаются великие перемены, жизнь то бурлит, то входит в более или менее спокойное русло — а Лавра, как твердыня православия, красуется в центре необъятного и могучего государства, и грядущие поколения будут подобно нам, с восхищением и любовью взирать на эти святые стены.
У стен Лавры

Значение Лавры и ее великого основателя широко и многосторонне. Общеизвестно, что преподобный Сергий — один из наиболее почитаемых в Русской Церкви святых — был деятельным участником в процессе собирания русских земель под власть Москвы и духовным руководителем наших предков в борьбе их с поработителями — татарами. Троицкий монастырь представлял в свое время несокрушимую крепость, охранявшую пути с севера к Москве, и явился родоначальником многих других монастырей, расположенных в различных уголках Руси. Хозяйственная и просветительная деятельность русских монастырей является также одной из неоспоримых заслуг их перед историей, и обитель преподобного Сергия занимала и в этом деле одно из первых мест. Лавра представляет собой, наконец, редчайшую национальную сокровищницу архитектуры и искусства, где на небольшом пространстве сконцентрированы памятники мировой известности. Будет справедливо сказать, что своей многогранной ценностью Троице-Сергиева Лавра прекрасно отобразила неиссякаемые творческие силы и выдающиеся черты нашего великого народа: Лавра — это творение светлых умов и талантливых рук.
У стен Лавры

Но в какой бы связи ни думать о Лавре, обязательно унесешься мыслью на шесть веков назад, в феодальную Русь XIV столетия, когда московские земли еще терялись малыми своими размерами в хаосе остальных княжеств. Небольшой городок, которому суждено будет сыграть выдающуюся роль в мировой истории, постепенно возвышается. Умные и энергичные князья умело действуют в трудной обстановке. Православная Церковь в лице Московских Митрополитов оказывает им постоянное и необходимое содействие. Вот снова путешествует в орду Первосвятитель Алексий, мудрый старец, разрушающий уже в который раз хитросплетения недругов и завистников. Вот с важными поручениями направляется то в Нижний-Новгород, то в Рязань сам игумен-патриот. Каменные стены, только что сменившие деревянную отраду вокруг Московского Кремля, служат многообещающим символом. И уже недалек тот день, когда под знаменем Москвы зародится на Куликовом поле русская военная слава…
Стоит только представить себе мысленным взором первые дни обители, полной молитвы, труда и благочестия, как в самую смятенную душу снизойдет умиротворение… Кругом леса и перелески. Столетние деревья горделиво устремили ввысь свои раскидистые вершины. Неумолчное пение птиц встречает каждое утро. Порой проберется сквозь чащу бурый медведь, промчатся по полянам быстроногие лоси. И среди этого мира девственной природы уже несколько лет жительствует преподобный Сергий, от юности возлюбивший Бога паче всего и 23 лет приявший ангельский образ. Смиренный молитвенник соорудил собственноручно маленькую церковь во имя Живоначальной Троицы. В ней деревянные сосуды, облачения из простой ткани, лучины вместо свечей.
У стен Лавры

Сурова подвижническая жизнь, и малолюдна еще братия. Тесные кельи служат убежищем для короткого сна и укрытием от непогоды. И сам зачинатель обители, бывший «в пениях, бдениях и пощениях» примером своим ученикам, самоотверженно трудится топором и лопатой, ободряя и согревая лаской каждого из монашествующих.
Несмотря на все старания преподобного остаться в безвестности, растет слава небольшой обители, и все новые и новые строения воздвигаются неподалеку от первой кельи. Негромкие удары в чугунное било собирают братию в низенькую и тесную Троицкую церковь. С помощью христолюбцев из мирян монастырь обносится сперва деревянным тыном, а потом и стеной. Над вратами сооружается вторая церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, ангела великого князя Дмитрия Ивановича, с которым преподобный Сергий был особенно духовно близок.
Около обители и маленьких городков Радонежа и Хотькова возникают селения и починки — Клементьево, Подсоснино и другие. Широкая дорога, связывающая северные города с Москвой, пролегла совсем близко от монастыря. Великий патриот и бессребренник кончает свое земное странствование с пророческой уверенностью в том, что место, избранное им для спасения христианских душ, украсится и процветет.
Начало XVII века. Троице-Сергиев монастырь — первоклассная крепость Московского государства. Неприступные каменные стены и массивные башни, возле которых раскинулись крохотные низкие домики посада и соседних сел, производят внушительное впечатление. Широкий и глубокий ров, пролегающий перед восточной и отчасти северной стенами, еще более отграничивает укрепления от местности. Крепость снабжена всеми видами тогдашнего оружия и сурово возвышается в полной готовности. Вот появились в окрестностях польско-литовские шайки вместе с изменниками — «богоборцами», переметнувшимися к «темному державцу». Яростно, но тщетно бросаются они на штурм. Воеводы и защитники монастыря на-чеку. Резкий звук сполошного колокола…, и на головы озверевших вражеских воинов обрушиваются камни и скатываются бревна, льется смола и кипяток. На стенах возникают облачка распушенной извести, из одного за другим окошек бойниц вылетают многофунтовые ядра. Широкоплечий монастырский служка, наспех отирая рукавом подрясника струящийся по лицу пот, зачерпывает громадным ковшом булькающий в котле вар.
Осаждающие дрогнули. Тогда распахиваются внезапно малые ворота, и, предводительствуемые монахами в шлемах и. кольчугах, бросаются русские люди преследовать неприятеля. Любовь их к родной земле так велика, ненависть к супостатам так клокочет в их груди, что простой клементьевский мужик-тяглец Никон Шилов, простоволосый, в заплатанной крестьянской одежде, не имевший прежде понятия о ратном деле, бежит в первом ряду и яростно размахивает вилами, величественный в своем гневе и отваге… А архимандрит Иоасаф и старцы преклонили колени перед ракой преподобного и молятся горячо, со слезами об одолении врагов. И верится, что сам основатель обители незримо присутствует среди героев, вдохновляя их на правое дело.
У стен Лавры

В наши дни Лавра настолько слилась с окружающей местностью, что совершенно утратила былой грозный вид. Время идет своим чередом, старое и новое оказываются в непосредственной близости. Еще с прошлого столетия новые дома и строения стали подступать к монастырю, тесниться около его стен и подниматься настолько, что их окна заглядывают за самые стены. Бывший Сергиев посад превратился в город Загорск, который растет и ширится с каждым годом. Если для современника Лавра не кажется уже диковинной по своей монументальности, то тем не менее внешний вид ее красочен и интересен. Перед приближающимся к ней с юго-восточной стороны (в этом направлении ведет дорога от железнодорожной станции) предстает целый городок с множеством различных зданий. Белые крепостные стены, солидные башни, и схожие одна с другой и разные одновременно, пышные главы куполов, сказочная пестрота трапезной, многоэтажные корпуса позднейших строений и над ними, как некий венец, изумительная колокольня — все это составляет чудесный и своеобразный ансамбль. Тем и оригинальна Лавра в архитектурном отношении, что в ней в течение четырех веков (XV—XVIII) собрались лучшие образцы русского церковного зодчества, созданные первоклассными мастерами, такие как Троицкий и Успенский соборы, упомянутая выше колокольня и др.
Весьма интересно, выйдя из Святых или расположенных рядом Успенских врат (последние сооружены в середине XVII в. для прохождения богомольцев и называются так потому, что приходятся почти напротив Успенского собора. С их построением Святые врата стали открываться только в торжественных случаях, например, при патриаршем или царском посещении), обойти территорию Лавры по направлению крестного хода кругом. На северо-восточном углу ограды высится красивейшая из всех (почему и называемая еще Красной) Уточья башня. Суровая и величественная во всей массе башня заканчивается ажурным каменным парапетом и увенчивается изящным трехъярусным верхом, на шпиле которого укреплена уточка. (Существует даже предание, что Петр Великий во время своего пребывания в Лавре забавлялся стрельбой в эту утку.)
Под горой, которая довольно круто обрывается к западу (что вынудило сделать западную стену монастыря и некоторые секторы северной И южной гораздо большими по высоте, чем восточная часть), вьется крохотная речка Кончура, берега которой, как и соседние участки, возделываются местными жителями. Как всегда, у воды нашли себе развлечение ребятишки, потомки детворы, рассыпавшей некогда по дорогам, ведущим к Лавре, знаменитый железный «чеснок», чтобы преградить путь коннице.
Конюшенная или Каличья (второе название произошло скорее всего от калитки, которая была во вратах этой башни), Плотничная (северо-западный угол), Водяная, Пятницкая (в настоящее время сохранилось всего девять) башни, помимо оборонного назначения, использовались и для хозяйственных целей. К Пятницкой башне велся во время осады вражеский подкоп, который и был совершенно разрушен замечательным подвигом крестьян-героев Шилова и Слоты. В 50-х годах XVII в., после разгрома польско-шведской интервенции, все башни были перестроены, так что ни одна из них не сохранила первоначального облика.
Патриотическая деятельность Троице-Сергиева монастыря проходит красной нитью через всю его историю и у нас, переживших только что Великую Отечественную войну с немецкими захватчиками, вызывает особенное восхищение. Молитвами, напутствиями, воззваниями, людьми, деньгами, ценностями — всем, чем только могли, безотказно и широко помогали руководители Лавры Родине и своему народу. Духовное руководство Преподобного Сергия в одержании блестящей Куликовской победы не подвергается никакому сомнению. И почти каждый из нас, едва заучившись читать, воспринял этот факт через известную картину, на которой великий молитвенник Руси благословляет на подвиг коленопреклоненного московского князя. Как восхищаемся мы поступком келаря Авраамия Палицына, который предложил строптивым казакам атамана Заруцкого, стоявшим под стенами столицы и требовавшим немедленного вознаграждения за ратную службу, лаврские сосуды и драгоценные предметы в уплату, лишь бы сохранить столь необходимое в тот момент единство! От страдальца-патриарха Гермогена через Лавру тянутся нити в Нижний Новгород, к доблестному ополчению Минина и Пожарского. Можно еще и еще развертывать хартию славных дел монастыря: не говоря уже о том, что Лавра никогда не принимала сторону самозванцев и всяких претендентов против законных правителей, чем грешили в ту пору многие видные представители феодальной знати, ею оказывалась щедрая помощь государству во время справедливых войн России. Так в годы Великой Северной войны со шведами монастырь передал Петру I 400 тысяч рублей. В войну 1812 г. Лавра пожертвовала 70 тыс. рублей ассигнациями, 2 500 руб. серебром, слитки металла и т. п.
У стен Лавры

Так через прекрасную историю Троицкой обители героическое прошлое перекликается с величественным настоящим, когда наш великий народ в братском союзе с другими народами, населяющими громадное и многонациональное Советское государство, снова не щадит сил и поступается многим, чтобы сделать свое Отечество могущественнейшей и богатейшей страной в мире.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Уточья башня (XVII в.)
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по... подробнее...

[2]Пятницкая башня (1640)
ПятнПятницкая башня – угловая юго-восточная башня монастырской стены. Она была выстроена в 1640 г. Ее предшественница была разрушена взрывом во время польско-литовской осады 1608–1610 гг.... подробнее...

[3]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[4]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[5]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[6] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[8]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...