Уроки Хотьковской школы

logo

В 70-е и 80-е высокие партийные делегации охотно разъезжали по союзным городам и весям, проверяя насколько быстро идёт движение в светлое социалистическое будущее "на местах". Местные чиновники, дабы не разочаровать высоких гостей, катали их по передовым предприятиям, образцовым дворам и показательным учреждениям. Одним из таких учреждений в нашем районе была Хотьковская школа №1, потому как первой она была не только на бумаге, но и во всех прочих отношениях. В те годы школу возглавлял незаурядный директор — Рогожа Василий Андреевич. В этом номере Василий Андреевич поделился с нашими читателями своими воспоминаниями и размышлениями.

Мороз и солнце, день чудесный…

«В 70-е годы Хотьковские школы №1 и №2 находились в ужасном состоянии, каждой из них было уже по сотне лет. Тогда руководство города затеяло строительство нового здания, на базе которого обе школы должны были слиться в одну.  Этот непростой  процесс кому-то надо было возглавить и организовать. Вот тогда-то меня и "посватали" на вакантную должность. Я к тому времени уже семь лет работал учителем в Краснозаводске, был заместителем секретаря партийной организации, активно участвовал в общественной деятельности. И всё же предложение стать директором стало для меня полной неожиданностью. Я не был уверен, что готов взять на себя такую ответственность, но меня заверили, что строительство нового здания уже на завершающем этапе — остаётся лишь закончить начатое…

Прекрасным ясным и морозным днём, в субботу, 1 февраля 1976 года, я в должности свеженазначенного директора отправился в старую хотьковскую школу №1 знакомиться с коллективом. Одно из первых впечатлений — это полуразвалившаяся угольная котельная со сломанным дымоходом во дворе школы. Помню, тогда меня накрыло гнетущее чувство. Но ведь нам предстоял переезд, и из старой школы я сразу направился на стройплощадку. Я ожидал увидеть там почти построенное здание, а на деле это оказалось котлованом с пятью-семью сваями. Мне попросту побоялись заранее представить реальное положение дел. Тут уж впору было развернуться и пойти на попятную, но я решил довести начатое до конца.

Новую школу надо было открыть к первому сентября. Строительство вела шефствующая над нами организация — НПО "Лакокраспокрытие". С наступлением лета к строителям присоединились и учителя со своими семьями, и родители. Это стало общим делом, такого единения я не видел ни до, ни после. Сам я начинал свой рабочий день в семь утра на стройплощадке, а потом курсировал между двумя старыми школами. К первому сентября мы не успели, но ко второй четверти, 1 ноября, новое здание наконец было достроено и введено в эксплуатацию. Это был настоящий праздник для всех горожан.

В тридевятом царстве

В те времена Хотьково было "медвежьим углом". Привычная нам сегодня трасса через Семхоз тогда только начинала строиться. В самом городе почти не было транспорта, а телефонная связь осуществлялась через коммутаторы и телефонисток. Но главное, что осталось в памяти и душе — это необыкновенно отзывчивые и открытые люди. Я был в Хотькове человеком совершенно новым, без друзей, но меня моментально окружили заботой и вниманием. Помощь и поддержка в Хотькове были чем-то естественным, само собой разумеющимся. Я и сегодня благодарен всем тем, с кем мне посчастливилось работать тогда в Хотькове.

Уже через год меня избрали в депутаты, я стал посещать заседания хотьковского Совета директоров. Этот орган объединял руководителей всех предприятий и учреждений города. Тут поднимались насущные для города вопросы. Шефствующие организации (ЦНИИСМ, "Электроизолит", "Лакокраспокрытие", "Теплоизолит" и др.) распределяли между собой обязанности по финансированию и реализации городских проектов. Решения Совета директоров были зачастую даже важнее положений, принимаемых исполкомом. В реалиях того времени это было самым настоящим самоуправлением. В шутку, с некоторой долей одобрительной иронии, нас называли хотьковской хунтой…

Вино из одуванчиков

С поддержкой хотьковских "шефов" нам действительно удалось сделать передовую школу. На то время в ней было современнейшее оснащение. Чего стоили уникальные раздвижные доски с восемью полями и экранами для проекторов! Да и сами проекторы были. А ещё при школе работала шикарная музыкально-хоровая студия — школа в школе. Своими силами нам удалось организовать у себя лучший краеведческий музей в районе — ребята сами ходили по домам и собирали архивные фотографии, вещи, свидетельства прошлого… Коллекция музея получилась поистине уникальной.

В советские времена система образования огромное внимание уделяла трудовому воспитанию. Чуть ли не каждые две недели проводились субботники, летом поощрялась работа школьников в местном совхозе, осенью — обязательное участие в уборке урожая. В какой-то период велась самая настоящая война с сорняками, в частности — с одуванчиками. На территории города их просто не должно было быть, и точка. И вот однажды мы — учителя и школьники — дружно пололи пришкольную территорию от одуванчиков. Вдруг я вижу, как пожилой мужчина лет 80-ти отчитывает шестиклашек за что-то. Я подошёл разобраться, в чём дело. А дедушка и говорит: "Что же вы делаете? Чем вам одуванчики помешали? Всегда они росли и никому не мешали. Нет в природе ничего лишнего. Знаете ли вы, сколько всего полезного можно из одуванчиков сделать?". Я объяснил ему, что это инициатива не наша, а руководства, так что выполнить её мы обязаны. А его я пригласил к нам на уроки. Так вот он столько интересного рассказал! У дедушки и вправду оказалось десятка полтора "одуванчиковых" рецептов — от целебных настоев и мазей до вкусного варенья…

Хотьковчанин душой

Директором я проработал 11 лет. Потом меня пригласили в исполком заведующим отделом образования.

Определённым вызовом времени стала информатизация общества. Появился такой предмет как информатика. Необходимо было обеспечить район компьютерными классами. Первые компьютеры были дорогими, громоздкими и неудобными в использовании. Поначалу мы ставили в школах ЭВМ местного производства — "Агаты". Они себя не оправдали, а рухнувший "железный занавес" позволил приобрести заграничные IBM. Финансирования на все школы не хватало, и мы даже рассматривали радикальный вариант — купить автобус "Икарус" и оборудовать в нём передвижной компьютерный класс. Но до этого дело не дошло — справились и так.

Начало вольных 90-х для системы образования стало временем инициатив и проектов. Мы курировали создание таких экспериментально-передовых образовательных учреждений как физико-математическая школа (сегодня — лицей), гимназия №5, гимназия №1 имени Ольбинского, лицей №24 на "Вакцине". Именно этот лицей мне ближе всего, я вложил много сил в его создание, поэтому я и возглавил его после ухода из ГорОНО.

Сегодня наш лицей №24 им. Героя Советского Союза А. В. Корявина  можно назвать успешным и состоявшимся проектом. Мы готовим специалистов по трём направлениям — гуманитарному, физико-математическому и медицинскому. У нас великолепный преподавательский состав — 8 заслуженных работников образования, десять обладателей президентских грантов. Результат говорит сам за себя — у наших выпускников 100- процентная статистика поступления в столичные вузы.

Я никогда не жил в Хотькове. Но и сегодня меня все считают "хотьковским". И это справедливо. Именно в этом городе я прошёл свою главную школу — как руководитель, как гражданин, как человек. Именно в Хотькове я проникся духом коллективной созидательной работы. Этот стиль мышления и управления остался со мной навсегда. Отрадно видеть, что те давние традиции работы, основанной на сотрудничестве, живут в Хотькове и по сей день. Мэр города Рита Тихомирова прошла ту же школу, что и я. Она вскормлена теми же принципами. Ей удалось возродить тот самый Совет директоров — пусть новый по форме, но с тем же стержнем и содержанием.

Как "хотьковчанина" меня часто спрашивают — как там дела? По-моему, город сегодня переживает расцвет — столько проектов уже реализовано, а ещё больше — в планах. Хотьково обрело свой облик и  своего руководителя — неравнодушного, деятельного, знающего. Конечно, всегда есть недовольные — это в порядке вещей. Хотьковская земля плодовита на талантливых людей, и я уверен, что на предстоящих выборах Рите Григорьевне конкуренцию могут составить вполне достойные люди. Но на сегодняшний день мэр и её команда полностью доказали свою состоятельность и зачали такие городские проекты, которые под силу родить только им. Но это моё мнение, а решать всё-таки жителям — им виднее».

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[2]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[3]Городское поселение Краснозаводск
Административным центром городского поселения Краснозаводск является г.Краснозаводск. Расположен на севере Московской области, в 80 км. от г.Москвы, в 20 км. от г.Сергиев Посад на берегу реки... подробнее...

[4]Тихомирова Рита Григорьевна
Родилась 19 января 1963 года в Тверской области.  В 1982 году с отличием окончила Ленинградский строительный жилищно-коммунальный техникум и была направлена по распределению на работу в... подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...