Улица Краснофлотская: история возникновения названия

logo
Улица Краснофлотская: история возникновения названия

улица Краснофлотская, зима 2016 г.

В январе января 1941 года, почти ровно 75 лет назад, исполком Загорского горсовета принял постановление о присвоении названий улицам Рабочего посёлка, строительство которого началось шестью годами ранее. На карте города появились улицы Розы Люксембург, Стахановская, Карла Либкнехта и Краснофлотская. 

Дыхание Балтики

Как это ни странно, но общеупотребимые в СССР топонимы не были взяты «с потолка» и отражали местные реалии тех лет. Так, улицы Розы Люксембург и Карла Либкнехта получили свои имена в честь первых в городе комсомольских предприятий – трикотажной фабрики им. Розы Люксембург и комсомольской артели игрушечников им. Карла Либкнехта. Стахановская увековечивала память о недавно прошедшем юбилейном районном слете стахановцев, посвящённом пятилетию этого движения. Несколько сложнее дело обстояло лишь с Краснофлотской: она получила имя в честь 20-летия шефствования комсомола над Балтфлотом.

Окунёмся в историю. В 1921 году четвёртый общероссийский съезд РКСМ принял решение – взять шефство над Балтийским флотом. Это означало, что комсомольские организации всей страны будут рекомендовать для службы на кораблях своих лучших воспитанников. Подшефными кораблями загорского комсомола стали боевой катер «Марат» и эсминец «Артём». На них по путёвке райкома комсомола проходили службу призванные на флот наши земляки. 

Представители загорской комсомольской организации регулярно ездили навещать своих товарищей. Вот воспоминания участницы одной из таких шефских поездок Н. З. Павловской: «Наша Загорская комсомольская организация до войны шефствовала над боевым кораблём Балтийского флота. В 1937 году первичные комсомольские организации ЗОМЗа, завода №6 и горкома комсомола в целях обмена опытом работы и более тесной связи с армейским комсомолом в порядке поощрения за активную комсомольскую работу направил Веру Борисовну Астраханцеву и меня в Кронштадт. По поручению ГК ВЛКСМ мы доложили команде о делах загорских комсомольцев, а по приезде в Загорск — о нашей встрече и делах комсомольцев корабля».

Летом 1939 года делегаты предприятий города посетили подшефный эсминец в День военно-морского флота. Шефы осмотрели судно, познакомились с бытовыми условиями несения службы земляками, посетили концерт художественной самодеятельности, совершили экскурсии по Ленинграду и Кронштадту.

Раскритикованная модель

Интересный эпизод тех лет: в 1939 году загорские игрушечники получили задание сделать игрушечный эсминец «Артём». Было представлено две работы — модели П. М. Борисова (металл) и В. И. Соколова (дерево). 

Работа последнего вызвала неодобрение экспертной комиссии во главе с начальником Политического управления Рабоче-Крестьянского Военно-морского флота И. П. Надежиным. На страницах журнала «Игрушка» он подверг полному разносу «соколовский» эсминец: «Деревянный «миноносец» загорской артели имени Красной Армии имеет много серьёзных недостатков. К основным относятся непропорциональность и искажение деталей: нос корабля сильно укорочен, отчего меняется характер очертания. На командном мостике обычно не устанавливается орудие, как это сделано на модели. Боевая рубка совершенно не похожа на рубки настоящих кораблей. Носовые и кормовые орудия и тумбы непропорционально велики. Нет антенн, такелажа, который помог бы значительно расширить игровые возможности. Модель очень дорога и непрактична, так как совершенно не двигается. Если такого рода игрушка делается неплавающей, то её нужно снабжать колёсами, чтобы можно было передвигать по столу».

Работе Павла Михайловича Борисова повезло больше. Впрочем, этот мастер имел богатейший опыт в проектировании игрушечных кораблей-моделей: первая его работа, легендарный «Титаник», была выполнена по «горячим следам» ещё в 1911 году.

История эсминца

Улица Краснофлотская: история возникновения названия

А какова судьба самого эсминца «Артём»? Имя этого корабля прочно вошло в историю Балтийского флота. 

Заложен эсминец был на верфях порта Петрограда в июле 1915 года, через год был спущен на воду, и осенью 1916 года под именем «Азард» приступил к несению службы. С ноября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота. 

5 октября 1919 года эсминец артиллерийским огнем повредил английскую подводную лодку «L55», которая при уклонении от атаки попала на минные заграждения и затонула. Интересно, что несколькими годами позднее её смогли поднять, отремонтировать и ввести в состав Балтийского флота. Этот боевой эпизод был отражён даже в искусстве, картину на эту тему написал Народный художник СССР Яков Ромас.

В 1928 году «Азард» получил имя «Артём» в честь большевика Фёдора Сергеева («товарища Артёма»), погибшего при катастрофе авиавагона в 1921 году. 

Во время советско-финской войны, «Артём» обстреливал укрепления противника на островах Финского залива (декабрь 1939 года) и обеспечивал высадку десанта  на о. Суусаари.

В годы Великой Отечественной войны «Артём» участвовал в минно-заградительных операциях флота, в июне-августе 1941 года нёс конвойную службу на Балтике. Участвовал в обороне Таллинна, Риги и операции по защите Моозундских островов. 

Улица Краснофлотская: история возникновения названия

Эсминец «Артём»

27 августа 1941 года, во время Таллиннского перехода, «Артём», находящийся в арьергарде конвоя, подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе и затонул. В то время в составе экипажа находилось несколько наших земляков. «Книга памяти» Сергиево-Посадского района сообщает имена двоих из них. Это краснофлотец Павел Кузьмич Лаврентьев (1921 года рождения, призван Загорским РВК в 1939 году) и Василий Иванович Зубов (старшина 2-й статьи, 1917 года рождения, призван Загорским РВК в 1938 году). Очевидцы трагедии отмечали исключительное мужество и собранность всех находившихся на борту моряков, которые боролись за свой корабль до последнего. 

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Грузоподъемное оборудование
Исторически сложилось так, что одним из самых развитых производственных направлений в Сергиево-Посадском районе стало производство грузоподъемного оборудования, механизмов и... подробнее...

[2]«Загорский Оптико-Механический Завод», ОАО («ЗОМЗ»)
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 212-в Сайт: zomz.ru Телефон: +7 (496) 546-93-98 Часы работы: Пн-Пт c 8.00 до 17.00, обед с 12.30 до 13.30 Сб - выходной Вс - выходной Эл. почта: info@zomz.ru     Разработка и... подробнее...

[3]Совет депутатов города Сергиев Посад
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 169, каб. 203 Сайт: sovetsp.ru Телефон: +7 (496) 541-40-36 Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад Телефоны Телефоны приемной председателя: +7 (496)... подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...