Троицкие листки, № 75. Помните, дети, пятую заповедь

logo
Троицкие листки, № 75.  Помните, дети, пятую заповедь

Дети, повинуйтесь своим родителям о Господе, ибо сего требует справедливость. Чти отца твоего и матерь твою — это первая заповедь с обетованием: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли (Еф. 6; 1-3). Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд

матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою будет как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящий­ся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3; 2-7). Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери своей. Помни, что ты рожден от них, и что можешь ты воздать им, как они тебе? (Сир. 7; 29-30). Делом или словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в безсчестии отца твоего, ибо не слава тебе — безчестие отца. Сын! Приими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не прене­брегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не бу­дет забыто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умно­жится. В день скорби твоей вспомянется о тебе, как лед от тепло­ты, растают грехи твои (Сир. 3; 8-10, 12-15). Помни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не за­быться перед ними и по привычке не сделать глупости (Сир. 23; 17-18). Оставляющий отца —тоже, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир. 3; 16) Глаз, насмеха­ющийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, вык­люют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные (Притч. 30; 17). Кто обкрадывает отца своего и мать свою, и говорит: «Это не грех», —тот сообщник грабителям (Сир. 28; 24). —Вот как учит Слово Божие о почтении к родителям. «Самая совесть наша, — говорит святитель Тихон Задонский, — убеждает нас с любовью почитать родителей своих. Всякое почтение отдавай, христиане, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей? Родители твои суть великие благодетели твои, пока­зывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благода­рен. Знай точно, что ничем за благодеяние их, тебе оказанное, воз­дать не можешь. Много они тебя одолжили; много и ты им дол­жен. Являй убо им сердечную за то благодарность во всю жизнь твою. Всякое послушание им показуй, — послушание же сие ра­зумей тогда, когда родители приказывают тебе согласное Слову Божию или непротивное. Потому и Апостол святой повелевает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать в том, что Господу непротивно. Ежели же противное слову Божию что повелевают, в том крайне не должно слушать. О сем Христос Сын Божий научил в Святом Евангелии: …иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10; 37). — Никакого дела вновь без их совета и соизволения не начинай, но о всем у них совета и соизволения спрашивай. Крайне берегись грубым сло­вом оскорбить их, но со всякой учтивостью говори им и отвещай. Ежели за что наказуют тебя, и знаешь подлинно, что ты в том ви­новат, признавай свою виновность со смирением, с кротостью пре­терпи наказание, ибо наказуют тебя, да исправен и добр будеши. Ежели же знаешь свою невинность, и совесть твоя тебе оправды­вает, то объявляй свою невиновность со всякой учтивостью и сми­рением, да познают, что ты чадо их. Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и послужи им, а паче в старости, какие немощи в них увидишь, молчанием прикрывай. Но ежели что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и кому объявить о том. Не подражай в сем деле Хаму, сыну Ноеву, кото­рый, видя наготу отца своего, изшед вон, поведал братьям сво­им; но последуй Симу и Иафету, братьям его, которые покрыли наготу отца своего и не видели ее. Буди убо и ты видай, аки не видай, когда что увидишь в своих родителях. Ежели проступишься и как-нибудь оскорбишь их, немедля, но тотчас со смирением, проси прощения, да не Суду Божию подпадеши, ибо если у всяко­го человека, оскорбленного нами, должно нам просить прощения и с ним примириться, по словеси Христову, кольми паче так дол­жно нам поступать с родителями нашими, которых и любить, и почитать паче прочих людей должны мы».

И все святые Божии являли достоподражаемый пример по­слушания своим родителям. Довольно указать на Исаака, кото­рый из послушания отцу своему, Аврааму, охотно позволил ему связать себя и возложить на жертвенник, соглашаясь лучше уме­реть от руки отца, нежели воспротивиться его воле. А какое вы­сокое почтение отдавали своим родителям древние люди! Кто был Соломон? Знаменитый мудрец, могучий царь, но и о нем чи­таем, что когда вошла к нему мать его, Вирсавия, просить об од­ном деле, он встал перед ней и поклонился ей, и поставили пре­стол для матери царя, и она села по правую руку его. Наконец, высочайший пример повиновения родителям явил в Себе Сам Господь наш Иисус Христос, как о том свидетельствует Святое Евангелие. Из повиновения к Своей Пресвятой Матери совер­шил Он и первое чудо Свое в Кане Галилейской, претворив воду в вино. А какой пример нежной заботливости о Своей Матери явил Он в то время, когда со Креста поручил Ее попечению Сво­его ученика, возлюбленного Иоанна!

Дети! любите и почитайте своих родителей! Благословение родительское на воде не тонет и в огне не горит. Молитва роди­тельская не допустит погибнуть человеку — она со дна моря до­станет! Сколько детей исцелилось, сколько из мертвых воскресло, сколько на путь покаяния обратилось по молитве родительской! Блаженный Августин до своего Крещения со всей безпечностью молодости предавался греховным удовольствиям. Отец его, как язычник, сам нисколько не заботился об исправлении сердца свое­го сына; но мать, как набожная христианка, глубоко скорбела о том, плакала и молилась, чтобы Сам Господь, имиже весть судьба­ми, исторгнул любезное ей детище из бездны порока. «Плакала, —

как замечает сам Августин, — более, нежели другие матери плачут о смерти своих детей, ибо видела его духовную смерть». С глубо­кой скорбью пришла она раз к одному епископу и, поведавши ему свое горе, просила его помолиться Богу о сыне. «Поди с миром, — сказал святитель, — поступай так, как теперь поступаешь; невоз­можно, чтобы дитя толиких слез и молитв погибло». Слова этого пастыря оправдались на деле. Августин, чудесным образом обра­щенный в христианство, сделался не только радостью для своей матери, но и утешением всей Церкви, славным учителем и твердым защитником ее святых истин — словом и делом. Так сильна у Бога молитва родительская!

А вот пример и того, как строго Бог наказывает непочитающих родителей. К преподобному Парфению однажды приведен был юноша, жестоко мучимый нечистым духом. Святой старец, который своими чудодейственными молитвами исцелял больных при первом воззрении на страждущих, без всякой даже просьбы с их стороны, — теперь, посмотревши на молодого человека, от­вратился от него с негодованием. Родители бесноватого, припа­дая к стопам святого, со слезами умоляли сжалиться над их сы­ном и освободить их от великого несчатья; но Парфений отве­чал: «Сын ваш недостоин исцеления, ибо дух мучитель дан ему в наказание за то, что он вас злословил». Не скоро и только во уважение к настоятельной слезной просьбе родителей святой ста­рец согласился принести молитву Богу о юноше и тем избавил его от страшного мучения. Справедливо говорит святитель Ти­хон, что таковые дети, или паче выродки рода человеческого, гнусны. Слово Божие изрекает на них грозное проклятие: про­клят безчестяй отца своего, или матерь свою (Втор. 27; 26); и по закону Моисееву таковые предавались смертной казни (там же). «Итак, берегись, христиане, оскорблять родителей своих, — уве­щевает тот же святитель, — дабы не испытать на себе караю­щую руку Божию. После Бога нет у нас больших благодетелей, как родители наши. Страшно быть неблагодарным к ним. При­том знай: каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по словеси Христову: в тоже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7; 2).



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...