Троицкие листки, № 363. Первозванный апостол Христов

logo

Всемогущий и Всеведущий Господь Бог наш от начала века определил время всяцей вещи под небесем (Еккл. 3; 1). По вознесении Господнем на небо, ученики Его, святые Апостолы, проповедали Евангелие всем концам земли, и те из язычников, которых пришло время (Пс. 101; 14), приняли проповедь апостольскую и крестились. Иные же ждали своего времени (Еккл. 9; 12). Наши, например, предки крестились только тысячу лет спустя по вознесении Господнем. Но обращение их предсказано было еще святым Апостолом Андреем Первозван­ным, который посетил Русскую землю и освятил ее стопами ног сво­их. Имя этого апостола должно быть поэтому особенно для нас до­рого, и стыдно было бы кому-нибудь из нас не знать о жизни, под­вигах и страданиях первого провозвестника нашего спасения.

Троицкие листки, № 363. Первозванный апостол Христов

Святой апостол Андрей Первозванный. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Родиной Апостола Андрея был небольшой городок Вифсаида, близ озера Галилейского. Он был сыном бедного рыбака Ионы и младшим братом первоверховного Апостола Петра. Услышав об Иоанне Крестителе, о том, что он проповедует в пустынях Иордан­ских покаяние, святой Андрей соделался его учеником. Когда же Иоанн Предтеча, увидев идущего к нему на Иордан Иисуса Хри­ста, сказал, указывая на Него перстом: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира! (Ин. 1; 29), тогда святой Андрей оставил Предтечу и пошел за Христом. С ним вместе последовал и другой ученик Пред­течи — святой Иоанн Богослов. На другой день святой Андрей при­шел к брату своему Симону (Петру) и с радостным восторгом сказал ему: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос! — и привел Симона к Иисусу (Ин. 1; 41). Но окончательное призвание на служение Апостольское совершилось после, когда оба брата ловили рыбу у берега Галилейского озера, и Христос Спаситель сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков! (Мф. 4; 19). И они тотчас оставили сети и стали неразлучными спутниками Господа. Святой Апостол Андрей назван Первозванным потому, что первым из Апостолов последовал за Иисусом Христом.

По сошествии на Апостолов Святого Духа, они метнули жре­бий — кому куда идти на проповедь, и Апостолу Андрею доста­лись в удел некоторые города по берегу Черного моря, а также Византия и другие соседние области. Все эти страны святой Апос­тол много времени оглашал проповедью, и приял немало страда­ний и скорбей за имя Христово; но с радостью переносил все. Наи­большие мучения Апостол перенес в городе Синопе: там его, рас­простертого по земле, влачили за руки и за ноги, нещадно били палками, метали в него камнями, вырывали пальцы и зубы. Но, по благодати Господа своего Иисуса Христа, он оставался невре­димым от ран. Из Малоазийских стран Апостол перешел в Визан­тию, где первый проповедовал о Господе Христе. Здесь уверовав­ших было столько, что Апостол рукоположил им во епископа свя­того Стахия и поставил много иереев. Затем обошел он берега Черного моря, всюду благовествуя слово Божие. Был и в Скифии, нынешней России, и по Днепру достиг гор Киевских. Переноче­вав у подошвы их, он наутро сказал ученикам своим: «Видите ли эти горы? На них воссияет благодать Божия, и будет здесь вели­кий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить Святым Крещением все эти страны!» Потом, взойдя на горы, Апостол благословил их и водрузил на них крест. По пре­данию, Апостол Андрей был и далее, севернее Киева, доходил даже до пределов Новгородских. Свой Апостольский подвиг он завер­шил мученически в городе Патрах, где исцелил одну женщину от лютой болезни. Чудо это так подействовало на жителей города, что почти все они обратились ко Христу. Даже жена самого про­консула Егеата, Максимилла, получив от святого исцеление в бо­лезни своей, уверовала во Христа. Уверовал и брат проконсула, ученый Стратоклий. Опустели в Патрах идольские капища, и ста­ли люди поклоняться истинному Богу. Тогда проконсул Егеат, упорный идолопоклонник, до неистовства разгневался на благовестника Христова и велел схватить его. Очевидцы, христиане, так описывают страдания и блаженную кончину Апостола Андрея. Когда Егеат увидел Апостола, он с гневом обратился к нему: «Так это ты разоряешь храмы богов и проповедуешь людям новую вол­шебную веру, которую повелели истребить Римские императоры?» В ответ на эти слова Апостол с кротостью стал излагать учение о Христе, Спасителе рода человеческого; но Егеат не внимал его словам и, наконец, повелел ввергнуть Апостола в темницу. Узнали об этом уверовавшие во Христа и во множестве собрались к две­рям темницы. Возмущенные жестокостью правителя, они выска­зывали намерение даже убить Егеата и освободить святого Андрея. Но Апостол удержал народ, говоря: «Мира Господа нашего Иису­са Христа не обращайте в диавольский мятеж. Господь наш, пре­данный на смерть, не противоречил, не вопиял, не слышно было на улицах голоса Его. А потому молчите и вы, и будьте готовы сами терпеливо переносить, за имя Божие, всякие мучения и раны».

Наутро следующего дня Апостол опять приведен был на суди­лище. Егеат велел растянуть его на земле и трем человекам бить. Семь раз сменялись бившие люди, потому что приходили в изне­можение. И еще раз пы­тался жестокий мучи­тель уговорить святого Андрея поклониться идолам, угрожая в про­тивном случае распять его на кресте. На это Апостол ответил ему: «Я раб креста Христо­ва, и не только не боюсь крестной смерти, но и желаю вкусить ее!» Тог­да проконсул прика­зал распять Апостола Андрея на кресте, но не прибивать гвоздя­ми, а только привязать веревками за руки и ноги, — чтобы распятый дольше был жив и дольше терпел ужасные мучения. Когда Апостола повели на распя­тие, множество народа следовало за ним. Святой Андрей не пере­ставал учить народ. Когда же он увидел издали приготовленный для него крест, то с радостью воскликнул: «Радуйся, кресте! Радуй­ся Телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Приими меня, о кресте! Я ученик Того, Кто на тебе был распят. Ты всегда был для меня достолюбезен, я всегда искал обнять тебя, и вот теперь, по желанию сердца моего, обретаю тебя! Возьми меня от людей и передай моему Учителю: пусть от тебя приимет меня Тот, Кто тобою искупил меня!» Говоря это, свя­той Андрей совлекал уже с себя одежды и отдавал мучителям. Они подняли Апостола на крест и распяли его, — как им было приказа­но. Два дня томился ученик Христов, распятый на кресте. Около него стояло до двадцати тысяч народа, и Андрей не переставал учить их со креста. Народ громко выражал свое негодование на то, что неправедно страждет святой муж. Убоясь народного возмущения, Егеат велел было снять со креста святого Андрея. Но, по усердной молитве самого страждущего Апостола, не допустил до этого Гос­подь: у слуг Егеатовых и у всех, кто подходил ко кресту, чтобы снять Андрея, немели руки. Апостол молился, чтобы Господь приял дух его с миром. И вдруг, при всем народе, озарил его свет небесный, как будто молния, — так что окружающие не могли смотреть на Апостола. С полчаса этот свет осиявал святого Андрея, а когда по­гас — Апостол испустил уже дух. Жена Максимилла, исцеленная Апостолом, сняла со креста тело его и, помазав драгоценными аро­матами, положила во гроб, который приготовила для себя.

В настоящее время мощи святого Апостола Андрея Первозван­ного находятся в Италии; а десная рука его, некогда указывавшая на горы Киевские и благословившая Русскую землю, хранится в Московском Успенском соборе. И как благоплодно было это бла­гословение апостольской десницей земли нашей! Как процвела в России Церковь Христова! Скольких угодников предпослала она ко Господу — святителей, мучеников и преподобных — как хода­таев за всех нас!

Возблагодарим же Господа Бога, от всей души и от всего серд­ца, за таковые великие милости Его к роду нашему!



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...