«Нам нужно хранить чистоту своего сердца…»

logo
«Нам нужно хранить чистоту своего сердца...»
В XX веке Россия потеряла миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

О новомучениках Русской Церкви наш сегодняшний разговор с Благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым).

— В XX веке Русская Церковь пополнилась сотнями мучеников, которые были прославлены на Архиерейском соборе 2000 года. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников прославила Церковь почти одновременно. Почему именно сегодняшний день — 9 февраля избран для празднования памяти новомучеников?

— Собор новомучеников и исповедников Российских ― празднуется 7 февраля (25 января по ст.ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье к 7 февраля. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Дата поминовения была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Вечером 25 января (7 февр. н. с.) 1918 года Святителя вывели за ворота Киево-Печерской Лавры и отойдя на небольшое расстояние от Лавры расстреляли. Митрополит Владимир был почетным председателем Поместного Собора, известным иерархом Русской Церкви. В апреле 1918 года Поместный собор учредил «ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за ним воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников». Священный Синод Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года возобновил поминовение новомучеников и исповедников Церкви Русской. 
«Нам нужно хранить чистоту своего сердца...»
 

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских XX века   

— Жестоко пострадала в это время Троице-Сергиева Лавра и ее насельники. Свой крестный путь она начала в первую волну репрессий…

— Да, Лавра была закрыта на 28 лет. Монахи были изгнаны, многие священнослужители расстреляны. В их числе последний наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов), растрелянный на полигоне Бутово вместе с 10 монахами Лавры.

Большевики разместили в монастыре педагогический институт, клуб и тир, театр, общежитие, танцплощадку и бани. Некоторые здания были отданы под квартиры жителям. Над входом в храм зажгли пентаграмму в виде горящей звезды.

В апреле 1919 года совершилось одно из самых кощунственных деяний: вскрытие мощей преподобного Сергия. Последними из скитов Лавры в 1925-1927 годах закрыли Вифанский и Параклит. В 1938-1940 годах была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней могилы святителя Иннокентия (Вениаминова), святителя Филарета (Дроздова), и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) осквернены и разграблены, честные же мощи угодников Божиих были свалены в одну из могил вперемешку с мусором. В 1930-е годы была уничтожена палатка над местом захоронения преподобного Максима Грека.

— В Монастырский Синодик вечного поминовения из новомучеников записаны только насельники Лавры?

— В Троицкий Синодик внесены насельники Лавры, ее скитов и подворий, преподаватели и сотрудники Московской духовной академии, священнослужители Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района, монахини и миряне, которые относились к Лавре и подворьям. Всего 91 человек внесен в список Радонежских новомучеников.

Память новомучеников совершалась в Церкви всегда, сразу после их мученической кончины. Приходили в храм или дома поминали невинно погибших их близкие люди, родственники. Будучи маленьким, я общался с людьми, прошедшими путь исповедничества в тюрьмах и ссылках. Помню рассказы родителей, их встречи с исповедниками. Я их поминаю на литургии, они записаны у меня в синодике. И так делали и делают многие люди. Личное поминовение было всегда. В детстве я видел синодики знакомых священников, это было в 70-80-е годы, в них были имена Патриарха Тихона, митрополитов, святителей, имена императоров, Великой Княгини Елизаветы Федоровны… Их поминал народ как мучеников задолго до их официального прославления.

— Батюшка, кто еще из мученически погибших насельников Лавры, кроме архим. Кронида (Любимова), оставил о себе добрую память?

— Добрую память о себе оставил священник Павел Флоренский. Его книги для многих людей стали поворотными в судьбе, помогли им прийти к Богу. Он был преподавателем в Московской духовной академии и после закрытия монастыря прилагал все силы для того, чтобы сохранить Лавру как памятник для будущих потомков. В том, что сохранились древние памятники веры и искусства, есть и его заслуга. Он работал в «Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры», и вместе с графом Юрием Александровичем Олсуфьевым и сотрудниками комиссии сохранил древние памятники 13-16 веков в первый период безудержного разграбления. Так было сохранено первое изображение прп. Сергия, вышитое через 20-30 лет после смерти Преподобного. И отец Павел, и граф Олсуфьев были расстреляны.

— Батюшка, сегодня, в День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, что бы Вы хотели пожелать их потомкам?

— Я хотел бы пожелать всем нам того мужества и той искренности веры, которые имели новомученики и исповедники. Они, не мудрствуя лукаво, шли и исповедали Христа, не мудрили, не думали, удобно это или неудобно, не боялись. Они не кидались на амбразуру, они стояли в вере. И нам нужно стоять и исповедовать Христа. Мы про прп. Сергия говорим: «Истинный воин Христа Бога». Истинный воин стоит, как часовой. Часовой не бездействует. Он охраняет. И нам надо хранить чистоту своего сердца в первую очередь, следить за своими мыслями, чтобы они были о Христе, о Церкви, чтобы они не бежали осуждать и роптать, чтобы каждый из нас мужественно стоял на своем месте, будь то предводитель или человек, убирающий улицу, дворник. Надо сохранить в себе истинную веру, сохранить себя в Церкви. Потому что мы часто отгораживаем себя от Бога, от Церкви своими грехами. Преп. Макарий Великий говорит, что грех — это медная стена, которая отделяет человека от Бога. Нужно не допускать, чтобы эта стена была. 

— Так мы почтим их память…

— Мы почтим их память, следуя их жизни, исполняя их образ мыслей в своей жизни. Исполнять сложно, будем хотя бы немножко подражать им. Если мы не можем подражать, то хотя бы сокрушаться, что не можем даже этого делать, хотя бы смириться… В наше время, когда мы гордимся тем, о чем должны бы были плакать и сокрушаться, хотя бы признаться, что этого не можем делать. Ибо первый шаг к спасению – это признание своей нищеты духовной: «Блаженни нищие духом». Господь взирает на смиренных и кротких. Кротость – это не соглашательство со всеми обстоятельствами, это мирное состояние духа при всех искушениях и проблемах. Кроткий человек всегда находится с Богом, его ничто не может оторвать от Бога, он постоянен в Боге. А для того, чтобы быть кротким, надо быть мужественным, твердым в вере и вверить себя Богу.

— Современному человеку не хватает размеренности прошлого века, всех поглощает суета, ничего не успеваем, некогда остановиться, подумать…

— События 1917 года и последующие изменили русского человека, произошла мощная коррозия нравственная. Чтобы понять глубину трагедии, надо почитать письма людей, живших в прошлом веке. Иван Шмелев, когда жил в Крыму, очень переживал за все, что происходит. Он не мог понять, за что арестовали его сына. Мы привыкли, что наказание бывает за вину. Он видел, что все, чему он учил своего сына, становится непопулярным, что стало даже опасно проповедовать и жить по этим законам. Все смешалось. Были порушены устои многовекового уклада жизни. Вспоминается такой эпизод: после февральской революции казаки стоят, курят, смеются около храма, а один старый казак сидит в стороне и плачет. Ему говорят: «Дед, ты чего плачешь? Тебе что, царя жалко?» А он отвечает: «Мне не царя жалко, а устои». Помните, в России в 20-30-х годах хлеб пекли на закваске, моя бабушка пекла хлеб на закваске, у каждой женщины на кухне стояла закваска. Пришла Великая Отечественная война и американцы прислали нам дрожжи. У нас обрадовались. Оказывается, с дрожжами намного проще, быстрее. И все перешли на дрожжи. Так мы потеряли закваску. Сейчас мы восстанавливаем утраченное. Повсюду в городах пекут бездрожжевой хлеб, в магазинах его можно купить. Понадобились 60 лет, чтобы понять, что дрожжи вредны, и вернуться к устоям. Так и в государстве нашем: закваска в людях была уничтожена, она была вылита на попрание людям, но сейчас мы возвращаемся к тем устоям, которые помогут человеку вернуться к тому, что мы имели. Мы, идя дальше, должны внимательно изучить образ жизни тех людей, которые были до нас, понять, как они жили, когда ели, когда спать ложились, как они распределяли время своего рабочего дня. Мы живем хаотично в личной жизни, мы ничего не успеваем. Нам надо использовать их опыт, чтобы правильно решать задачи, стоящие перед нами, перед обществом. Когда человек будет иметь четкую систему бытия, он будет жить по-другому. У нас есть такие люди. Вот, к примеру, архимандрит Наум. У него все размеренно, четко. Ему 87 лет, он ходит каждый день на братский молебен и принимает народ при диабете, не принимая при этом лекарств от диабета… Вот что значит четкая система бытия. Нам не нужно возвращаться в 1917 год, это невозможно. Нам нужно не допускать тех ошибок, которые были допущены и использовать опыт наших новомучеников и исповедников, чтобы решать свои проблемы.

-Спаси, Господи, Батюшка, за интервью.

Беседовала Людмила Ковригина



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Любимов Константин Павлович (Кронид)
Кронид (Любимов Константин Павлович) 13.05.1859-10.12.1937Кронид (Константин Павлович Любимов), 13.05.1859-10.12.1937 Священномученик, архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1877 году в... подробнее...

[2]Крым с другой стороны
В общем, я теперь тоже отношусь к категории людей, которые считают, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз должен побывать в настоящем походе. То есть чтобы там, в походе, у него были... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Олсуфьев Юрий Александрович
Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938) Окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в своей усадьбе Буйцы Тульской губернии... подробнее...

[6]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...