Троицкие листки № 163. Как учит о посте Священное Писание

logo

Что такое пост? — Пост есть произвольное воздержа­ние от всякого наслаждения. Говорим — произволь­ное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, — такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Са­мим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2; 16, 17). 

Троицкие листки № 163. Как учит о посте Священное Писание



Преподобный Сергий кормит медведя. Литография Троице-Сергиевой Лавры

В книге Пророка Иоиля говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (2; 12). В книге Товита говорится: доброе дело — молит­ва с постом и справедливостью (12; 8). И действительно, ветхоза­ветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: хлеба, сказано, не ел и воды не пил (Исх. 34; 28). Давид говорит о себе: я одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34; 13); колена мои изне­могли от поста, и тело мое лишилось тука (108; 24. Читай еще: 2 Цар. 3; 35, 2 Цар. 12; 16). Пророк Илия постился также сорок дней (3 Цар. 19; 8). Постились: Ездра (2 Ездр. 8; 49,50), Неемия (1; 14) Даниил (10; 2, 3), постился весь народ Израильский (Суд. 20; 26, 1 Цар. 7; 6, 31; 13, Иудиф. 4; 9-13, Есф. 4; 16, Иер. 34; 9), постились Ниневитяне (Ионы 3; 5). Вот как много примеров поста еще в Вет­хом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь все это, по слову святого Апостола Пав­ла, происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10; 11). Да и Сам Иисус Хрис­тос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: Ниневитяне, говорит Он, востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мк. 12; 41). Правда, Христос Господь освободил нас от ига вет­хозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас при­мером Своим (Мф. 4; 2), и наряду с наставлениями о том, как тво­рить милостыню (5; 1-4), как молиться (5; 5-13), прощать обиды (5; 14,15), дал наставление и о том, как должно поститься: когда поститесь, говорил Он, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постя­щимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6; 16-18). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небес­ного, — значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда уче­ники Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не по­стятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не при­шло время поститься, а приидут дни, когда отнимется у них Жених, — то есть, когда Господь не будет более видимо пребы­вать с ними, —тогда и они будут поститься (Мф. 9; 14,15). Апо­столов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвою и постом (Мк. 9; 29): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во сми­рении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. — Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Хри­ста на небо, святые Апостолы действительно постились, и пости­лись именно в таких важных случаях, когда имели особенную нуж­ду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варна­ва и его сотрудники служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я при­звал их. Тогда они, повествует святой Лука, совершив пост и мо­литву, и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2, 3) Вар­нава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каж­дой церкви, помолились с постом и предали их Господу (14; 23). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской.

Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел го­ворит как о себе, так и о других Апостолах: мы во всем являем себя, как служители Божии, — в великом терпении, в бедствиях, в нуж­дах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6; 4, 5). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, — наравне с терпением и трудами. — Много раз, — говорит Апостол, — был я в путешествиях… в тру­де и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11; 27). Тут Апостол ясно отличает го­лод и жажду — то есть пощение поневоле — от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом по­слании (1 Кор. 9; 27). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою (Пс. 34; 13), — колена мои изнемогли от поста (108; 24). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, греш­ные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удер­живающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. — Апостол Павел пишет к Тимофею: впредь пей не одну воду, но упот­ребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих неду­гов (1 Тим. 5; 25). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не ина­че, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла. Святой Григорий Назианзин, в слове о нищелюбии, пи­шет о святом Апостоле Петре, а Климент Александрийский, в книге «Педагог», о святом Евангелисте Матфее, что они питались толь­ко семенами хлебными. Апостол Иаков всю жизнь свою воздер­живался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной Истории (кн. 2, гл. 22). Апостол Павел, обличая соблаз­нителей, говорил: лучше вовсе не есть мяса и не пить вина, чем со­блазнить немощного брата (Рим. 14; 21). Точно так поступал он и сам: если пища, говорит он, соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век (1 Кор. 8; 13), хотя и хорошо знал, что входящее в уста не оскверняет человека, а исходящее из уст (Мф. 15; 11). Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках Святого Евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще святые Апостолы установили различие в пище. Апостольский собор в Иерусалиме, например, вовсе запретил употреблять в пищу кровь, удавленину и идоложертвенное мясо (Деян. 15; 29). А из слов святого Апостола Павла: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упраж­нения в посте и молитве (1 Кор. 7; 5), — из сих слов можно видеть, что во дни Апостолов у христиан были определенные времена для поста. И действительно, уже святой Игнатий Богоносец упомина­ет о четыредесятнице; о ней же свидетельствует 69-е правило Апо­стольское. Святой Епифаний пишет, что в его время многие вовсе не ели мяса, а в течение страстной седмицы питались только смок­вами, и то в малом количестве. А первый Вселенский Собор уже говорит о святой четыредесятнице как об установлении всем из­вестном. Если же при Апостолах были назначены особенные вре­мена для поста, то в чем же состоял самый пост? Скажут: в воздер­жании от излишества в пище; но ведь такой пост для всех обязате­лен и всегда; древние христиане, наипаче же сами святые Апостолы такой пост всегда строго и соблюдали; зачем же им было назна­чать для сего поста еще особое время? Ясно, что Апостол говорит о таком посте, когда верующие воздерживались не только от из­лишества в пище, но и от известных снедей, на время Церковью запрещаемых. И так Святая матерь наша Церковь Православная достойно и праведно содержит святые посты, почитая их Апос­тольским установлением.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[3]Подскажите есть ли расписание отчитки Отца Германа?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как попасть на отчитку Отца Германа и есть ли расписание? Где можно уточнить информацию по этому вопросу? подробнее...