Такой неизвестный Соколов…

logo

В этом году исполнилось 70 лет со дня кончины Владимира Ивановича Соколова — знаковой фигуры в художественной жизни нашего города, замечательного художника-прикладника, основателя Музея-заповедника. Всю свою жизнь Владимир Иванович посвятил созданию новых образцов традиционной деревянной игрушки и предметов прикладного искусства. Он — автор циклов литографий, посвящённых старому Посаду. Именно Владимир Иванович создал некий мифологизированный образ старого Посада, который сделался некоей “Атлантидой Соколова”.

Но среди наследия В. И. Соколова есть работы, которые представляют для нас, краеведов, особую ценность. Это его многочисленные рисунки, ставшие летописью-хроникой реального города, города, лишённого сказочного флёра. Эти листы и листочки в своём большинстве рассеяны по частным собраниям и мало известны публике.

Нам бывает трудно представить, каким был наш город в 1920-е годы. Парадные фотографии П. Пендрие показывают нам только манифестации, “отцов города”, артистов. Бытовых снимков, выполненных кружковцами-фотокорами или просто гражданами, дошло до наших дней ничтожно мало. И тут графические работы В. Соколова — наши незаменимые помощники.

Много сил для пропаганды и сохранения этого наследия Соколова сделал житель нашего города, коллекционер Владислав Янович Касперович (1948-2015). Его стараниями были организованы две выставки работ В. Соколова из частных собраний в ЦРМБ им. В. В. Розанова, а многочисленные фоторепродукции этих раритетов стали предметом гордости горожан и гостей города, которые покупали их в магазине “Букинист” в здании бывшего Института игрушки.

Такой неизвестный Соколов...

Пожалуй, самая известная такая работа — литография “Революционный парад в Сергиевом Посаде”. Она была тиражирована в 1918 году к 1-й годовщине Февральской революции и состоит из двух листов. В музее новейшей истории России (бывший Музей революции) есть левая часть литографии, окрашенная в три цвета. В фондах СПГИХМЗ имеется полный вариант этой работы.

Такой неизвестный Соколов...
Такой неизвестный Соколов...

На литографии изображены солдаты 129-го запасного полка, стоявшего в Посаде и объявленного в феврале 1917 года “гарантом революционной демократии”. “Гаранты” маршируют по Красногорской площади среди масляничного веселья. Толпа воспринимает революцию как элемент масляничного действа, с митингами-карнавалами и прибаутками масляничного деда, которого мы видим в правой части работы.

Такой неизвестный Соколов...

К острополитическим сюжетам того времени можно отнести и рисунок к линогравюре “Лавра в будущем”. Эта злая антиутопия является откликом на предложения разместить в стенах Лавры кустарей со всей Московской губернии и объявить её “Кустарным городком”. Над куполами поднимаются трубы, видна арматура застеклённых цехов. К Святым воротам тянутся рельсы и провода. Вот только люди из будущего по-прежнему оборваны и унылы…

Многочисленные рисунки посвящены приходскому храму В. Соколова — церкви Рождества Христова. Совершенно вневременная темпера 1919 года “Пасхальная ночь в Рождественской церкви”. Это скорее ретроспектива, обращённая даже не в предреволюционную пору, а в какой-нибудь стабильный 1913 год. Ярко иллюминированный храм, люди со свечами, рефлексы на стенах.

А вот графические работы середины 1920-х годов дают практически топографическое изображение многочисленных служебных построек храма, фрагментов кладбища. Уничтоженного в 1923 году, неожиданный ракурс “Усковской богадельни”, где в ту пору размещалась Центральная районная библиотека и предшественник Дома пионеров — “Клуб подростка”. Интересны мелкие архитектурные детали, глубина построения, позволяющая ощутить весь комплекс как бы в трёхмерном измерении.

Публицистическая графика В. Соколова, посвящённая посадским улицам, отнюдь не идеализирует Посад. Не ностальгирует, она тоже документальна. Интересен лист “Дом Кафтанниковых на Нижней улице”. Он изображён не с фасадной стороны, а со двора — мы видим многочисленные хозяйственные постройки. А на среднем плане — женщину с козой. Яркий признак эпохи! (“Коза — признак обнищания”, как говаривал М. М. Пришвин).

Такой неизвестный Соколов...

Графика В. Соколова ведёт нас и в пригороды тогдашнего Сергиева. Среди зарисовок, например, железнодорожная будка 68-й версты, что находилась в самом конце современной улицы Крупской (Восточный посёлок).

Интересны работы из серии “В дни революции”, посвящённые Боголюбивой Киновии. К ним есть литературная на этот раз параллель. В дневнике М. М. Пришвина (запись за 11 апреля 1927 года) читаем: “Я пошёл к ручью возле киновии и стал слушать вечер… А киновия молчала возле меня. С начала революции в этой церкви не служили. На ступеньках паперти выросли частые берёзки, на самой паперти росли уже порядочные деревца. Как скоро заросла церковь”. Но до конца обители оставался ещё год.

Такой неизвестный Соколов...

В 1928 году монашествующие были выселены, а здание церкви переделали в производственные помещения инвалидской артели “Универсал” (название по марке применявшихся там немецких вязальных машин). Последовал разгром храма и кладбища. Именно эту драматическую страницу истории Боголюбивой Киновии и изобразил В. Соколов в своем рисунке из цикла “В дни революции”.

К Киновии относится и другая работа художника — домик, где останавливался художник Михаил Нестеров. Это — акварель. Пользуясь ею, краеведы смогли найти на территории швейной фабрики инвалидов этот домик. Он с небольшими изменениями сохранился до наших дней. В нём долгое время размещалась медсанчасть предприятия.

Такой неизвестный Соколов...

…В январе 1942 года делегация творческой интеллигенции Загорска посетила районы Подмосковья, освобождённые от немецко-фашистских захватчиков. Среди делегатов был и Владимир Иванович. Результатом той поездки стала серия рисунков, посвящённых бойцам 1-й Ударной Армии, жизни людей в разорённых войной селениях. Потрясающе выразительны рисунки “Атака автоматчиков” и “У пепелища”.

Многие работы В. Соколова, собранные В. Я. Касперовичем и его коллегами, стали иллюстративным материалом в публикациях краеведов.

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[2]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[3]1-й Ударной Армии улица
Улица Первой Ударной Армии на карте   На панораме   Перекрёстки с улицами Кукуевская набережная Аптекарский переулок Крутой переулок Зелёный переулок Долгокукуевская... подробнее...