Троице-Сергиев монастырь, являющийся на протяжении многих веков центром русской духовной культуры, сыграл важную роль в становлении финифтяного дела в России. В статье Л..A. Шитовой, посвященной троицкой эмальерной школе, представлена полная картина ее развития в XVIII — начале XX в. [1] Автор отмечает, что в становлении финифтяного дела в монастыре немаловажное значение имели связи с Украиной, Москвой и Петербургом. Тем интереснее личность художников, не только работавших в Троице-Сергиевой Лавре, но и обучавших в ее стенах своему искусству талантливых юношей.
Вид на Лавру. Фото 1901-1902 гг.
Одним из таких мастеров был Сидор Тимофеевич Черепанов (1741-1799). По свидетельству троицкого иеромонаха Арсения, [2] косвенно подтвержденному архивными источниками и дневниковыми записями Семена Порошина, [3] именно он в 1764 г. работал в Троице-Сергиевой Лавре. Сидор Тимофеевич Черепанов, как и многие художники XVIII в., обладал многогранным талантом. Находясь на службе при Синоде, он наряду с финифтяным делом занимался иконописными и живописными работами, а позднее в Московской синодальной типографии был при досмотре рисовального, градировального, пунсонного и резного на дереве художеств. [4] В то же время он выполнял и отдельные частные заказы. [5]
Жизнь этого талантливого человека не раз привлекала внимание исследователей. О нем писали ТВ. Алексеева и Г.Н. Комелова, обращая особое внимание на связи художника с московским кругом масонов Н.И. Новикова и П.И. Сафонова. [6] В фондах Российского Государственного Исторического архива сохранились документы, позволившие уточнить некоторые подробности его биографии. [7] Сидор Тимофеевич Черепанов — сын пономаря Васильевской церкви села Сорвяжского Вятской епархии. В 1765 г. он подал прошение в Синод, в котором сообщал, что «обучился живописному художеству на собственном коште. Потом особливое приложил старание, чтоб то же живописное художество производить на финифти». [8]
Но в Вятской епархии применения своим талантам мастер не находил и потому в 1763 г. был отпущен епископом Варфоломеем на три года в Москву и другие места, как говорилось в документе, «для окончания живописного художества и финифтяной работы». [9] За это время Черепанов стал маститым художником и даже имел ученика — выходца из Вятской епархии Ивана Мефодьева сына Пономарева. В прошении не указывалось, где находился мастер все три года, но, как говорилось выше, иеромонах Арсений в одной из своих работ упоминает Сидора Тимофеева Черепановского в качестве учителя одного из монастырских учеников Никиты Беляева. [10]
В то же время в дневнике Семена Порошина, воспитателя будущего императора Павла I, в 1764 г. упоминается какой-то живописец из Троицкой Лавры Сидор Тимофеевич, которому предложено было написать на финифти портрет Его Величества, используя в качестве образца живописный портрет работы В. Эриксена. [11] Судя по архивным делам, связанным с именем Черепанова, подобный портрет был написан и в 1766 году вместе с двумя другими миниатюрами — образом Богоматери с младенцем и портретом Екатерины II, и представлен в Академию Художеств для освидетельствования. [12] Определение Совета Академии было строгим: «…ответствовать, что оные штуки собранием Академии рассматриваны …явились выработаны изрядно, что ж до рисунку принадлежит, то оной найден слаб, а в колерах винить нельзя, потому что оригиналы, с чего оные сделаны, надлежит видеть, помянутый же мастер Черепанов по искусству сей работы подает вперед хорошую надежду». [13] В 1765 г. этот отзыв сыграл положительную роль в приеме художника на службу в ведомство Священного Синода.
Таким образом, можно предположить, что Сидор Тимофеевич Черепанов с 1763 по 1765 г. работал в Троице-Сергиевой Лавре. Возможно, его появление в монастыре не было случайным. В ходе изучения документов Священного Синода и при сопоставлении их с биографией художника удалось выяснить, что его брат Иоанн — будущий архимандрит московского Новоспасского монастыря — в 1760-е годы служил в Троице-Сергиевой Лавре в сане иеромонаха. [14] Именно он с 1763 по 1770 г. был наместником Лавры вместо архимандрита Платона, отбывшего в Петербург. [15] А Сидор Тимофеевич Черепанов по приглашению брата приехал в монастырь. Было бы логично предположить, что «живописного, иконного и финифтяного дела» мастер в монастыре не только учительствовал, но и выполнял отдельные заказы. Свидетельства тому, к сожалению, не сохранились. Более того, исследователи биографии художника не смогли обнаружить ни одной подписной работы Сидора Черепанова.
Но нам удалось выяснить, что в фонде отдела живописи Государственного Русского музея хранится финифтяная миниатюра с изображением святого Григория Богослова с подписью Исидора Черепана и датой исполнения «1763 г.» [16] (Ил. 32-33). В 1930 г. среди других миниатюр она поступила из Гос. Эрмитажа. Но более ранняя история ее бытования неизвестна. Возможно пластина с изображением епископа константинопольского Григория была создана по особому заказу или предназначалась именитому сановнику, оказавшему покровительство молодому художнику. Так или иначе миниатюра культового содержания далека от иконописного канона. Святитель Григорий изображен в одеждах и обстановке кабинета-библиотеки, естественных не для византийского епископа, а для философа-богослова XVIII в. Окружающие его атрибуты и романтический пейзаж, над которым парит в облаках коронованная святая, типичны для церковного парадного портрета времени расцвета русского барокко. Присущие ему качества: репрезентативность, эмоциональное напряжение и многозначность образов — характерны и для этой миниатюры. Она дополнена надписью из сочинения Григория Богослова, раскрывающей смысл изображенного. Это строки из 7 главы — Премудрости: ИЗБРАХЪ Ю В МЕСТО СВЕТА ИМЕТИ ПРИДОША ЖЕ MHЕ БЛАГАЯ ВСЯ ВКУПЕ С НЕЮ.
Григорий Богослов, сидящий у стола перед открытой книгой, обращается к Софии Премудрости. Руки епископа и святой, протянутые друг к другу, определяют внутреннюю духовную связь, молчаливое общение между ними. Но усложненность барочной композиции и перегруженность деталями в миниатюре излишни, они нарушают это духовное единство. Не в пользу художника говорит и некоторая неуверенность рисунка. Она искупается изысканным колоритом, но не позволяет говорить о совершенстве живописного языка. В условном, несколько наивном решении образов проявляется вся непосредственность натуры художника, близкого к народной среде провинциального города.
С. Черепанов. образ григория богослова. Миниатюра на эмали. 1763 г.
Безусловно, эту миниатюру нельзя сравнивать с произведениями столичных мастеров. Качество эмали и живописная техника в ней далеки от совершенства. Но в этой работе можно найти много общего с финифтяными миниатюрами московских, ростовских и троице-сергиевых мастеров. Условность и некоторая наивность образов, особая любовь к яркому колориту и декоративной композиции, неточности в передаче объемов и пропорций отличает эти произведения.
С. Черепанов. образ Григория богослова.
Миниатюра на эмали. 1763 г.
Неудивительно, что Сидор Черепанов не прижился в Петербурге и обосновался в Москве. Работая в Московской синодальной типографии с 1780-х до 1790-х годов, [17] художник совершенствовал свое мастерство. Судя по тому интересу, который проявляли к его миниатюрным портретам заказчики, Черепанов был неплохим копиистом, но в исполнении церковных заказов он строго следовал иконографической схеме. Созданный мастером для гравюры рисованный образ Святого Димитрия Ростовского сохраняет изобразительный язык и черты лика одной из лучших икон ростовского митрополита. [18]
Выполняя же частные заказы, художник не был скован рамками канона и мог демонстрировать все свое мастерство. Но ни одна из подобных подписных работ мастера не сохранилась. Их поисками занимались Г.Н. Комелова и Т.В. Алексеева. [19] Особый интерес у исследователей вызывали миниатюрные и графические изображения русского просветителя, журналиста и писателя Николая Ивановича Новикова. Было известно, что Черепанов познакомился с Новиковым в Москве и некоторое время был связан с ним издательскими делами. [20]
Литографический портрет с изображением московского писателя, созданный Х.Кеком имеет подпись «peint par Tcherepanoff», [21] но его прототипом был портрет, возможно, работы Левицкого, неоднократно повторенный в миниатюре на эмали. [22] Может быть, одну из этих миниатюр и писал Сидор Тимофеевич, или рисунок для литографии Кека создавал он. Правда, по мнению Т.В. Алексеевой, не С. Черепанов, а его сын является автором образца для эстампа и графического посмертного портрета Новикова. [23] На рисунке она обнаружила авторскую подпись «И.Ч.», расшифровав ее как «Иван Черепанов». О художественных дарованиях и работах этого молодого человека писал сам Новиков, и потому рассуждения Алексеевой кажутся вполне логичными. Но хотелось бы отметить, что Сидор Черепанов и ранее практиковал создание образцов для графических портретов, а в Гос. Русском музее хранится еще одна, более ранняя гравюра с изображением Новикова в костюме и парике. [24] Она была создана Иваном Розановым, с которым сотрудничал Сидор Черепанов. Думаю, стоит продолжить поиски портретных миниатюр работы Сидора Черепанова.
Изучение творчества этого художника еще не закончено, но уже сейчас можно говорить о значительности его таланта и о том, какое важное значение он занимал в развитии русской эмальерной школы.
В.И. Борисова
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материарлы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. Издательский Дом «Подкова». Москва, 2000
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Шитова Л.А. Троицкая эмальерная школа XVIII — начала XX в. // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995 г. М., 1995. С. 166-196.
[2]Арсений, иеромонах. Село Клементьево. ЧОИДР. М. 1887. К. 2. С. 45 (Сведения предоставлены JI. А. Шитовой).
[3] Порошин С.А. Семена Порошина записки, служащие к истории, вел. кн. Павла Петровича. СПб. 1844. С. 166; Комелова Т.Н. Русская миниатюра на эмали. СПб., 1995 ..С. 254.
[4] РГИА. Ф.796. Оп.71. Д.25. Л.1; Оп.74. Д. 137. Л. 28; Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII- XIX вв. М., 1975. С. 71. прим. 36; Комелова Т.Н. Указ. соч. С. 256.
[5]. Порошин С.А. Указ. соч. С. 166.
[6] Алексеева Т.В. Указ. соч. С. 222.
[7]РГИА.Ф.796. Оп.46. Д.292; Оп.56. Д.492; Оп.68. Д.499; Оп. 71. Д.25. (Выражаю благодарность 3. Мишиной за помощь в поиске материалов.)
[8] РГИА. Ф.796. Оп.46. Д.292. Л. 1.
[9] Там же. Л. 2,9
[10]См. прим. 2.
[11]См. прим. 3.
[12]См. прим. 8. Л. 9.
[13]Там же. Л. 19.
[14]РГИА. Ф.796. Оп.44. Д.43; Оп.бО. Д. 137. Л. 1.
[15]Там же.
[16] ГРМ ОЖ. Инв. № Ж-3015.
[17] РГИА. Ф.796. Оп.7. Д.25. Л.2.; Алексеева Т.В. Указ. соч. С. 220-224.
[18]Ю.Т. Маяков. Портрет Димитрия, митрополита Ростовского из собрания ГТГ // Русское искусство XVIII в. Материалы и исследования. М., 1973. С. 136-140. Илл. 70,71.
[19]Алексеева Т.В. Указ. соч. С. 220-224; Т.Н. Комелова. Указ. соч. С. 253-257.
[20]Там же.
[21]Алексеева Т.В. Указ. соч. Илл. 133.
[22] Комелова Т.Н. Указ. соч. С. 256; Подобные миниатюры имеются в собраниях Гос. Эрмитажа, Гос. Русского музея и Гос. Исторического музея.
[23]Алексеева ТВ. Указ. соч. С. 222-224.
[24] ГРМОГ. Иван Розанов. Портрет Н.И. Новикова. Инв. № Гр 22947.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...
[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...
Архиепископ Феогност возглавил престольный праздник в Покровском монастыре
Праздник Крещения Господня в Церковных песнопениях
Пролог в поучениях. Против отвергающих Промысл Божий
Святой пророк Аввакум
Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Ильи (Рейзмира) в Седмицу двадцать первую по Пятидесятнице