Равноапостольная Ольга

logo

Троицкие листки №364 

В истории Церкви Христовой весьма знаменательно и по­учительно то участие, какое некоторые святые жены, из­бранницы Божии, принимали в деле распространения ис­тинной веры среди язычников. 

Равноапостольная Ольга


Святая равноапостольная Ольга , великая княгиня Российская,

во святом Крещении Елена. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Достаточно упомянуть о святой равноапостольной Марии Магдалине и других святых женах-мироносицах, удостоившихся быть первыми провоз­вестницами преславного Христова Воскресения, — о равноапостоль­ной царице Елене, в бывшем Греческом Царстве, равноапостоль­ной Нине, просветительнице Грузии, мученице Людмиле, у запад­ных славян. И наша Русская земля имеет Свою равноапостольную Елену — святую Ольгу, родную бабушку равноапостольного про­светителя Руси великого князя Владимира. Святая Ольга родилась в той стороне, где потом был основан Псков. Еще не познавшая ис­тинного Бога Ольга отличалась уже светлым высоким умом и стро­гим целомудрием (такой добродетелью, о которой язычники не име­ли и понятия). Князь Российский Игорь, любивший звериные охо­ты, случайно встретился с ней в лесах Псковских и был до того поражен ее мудрыми ответами ему, и красотой лица, что взял ее себе в жены. Столица Русского государства уже была в то время в Киеве. Прожив в супружестве около сорока лет, Ольга, по смерти Игоря, управляла Русской землей самостоятельно. Она жестоко наказала древлян, предательски убивших мужа ее Игоря, была страшна и грозна врагам родной земли, а народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда возмужал сын ее Святослав, оставшийся после отца четырехлетним младенцем, она передала ему управлению государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения нищим, престарелым, убогим.

Такая добродетельная жизнь княгини Ольги низвела на нее бла­говоление Божие: с каждым днем становилось ей все более ясным, что только люди безумные могут почитать богами бездушных идо­лов. В Киеве, во времена княжения Ольги, были уже христиане, хотя и в малом числе. Вероятно, она знала их; беседы с ними окон­чательно открыли ей святость и высоту Христова учения, и стала она в душе христианкой; но в Киеве, наполненном язычниками, она считала небезопасным для себя принять Святое Крещение. И вот, услышав от киевских христиан, что вера Христова пришла в Россию от греков, мудрая Ольга пожелала и сама побывать в их стране, дабы выслушать наставления в вере самые точные. Взяв с собой нескольких бояр и родственников своих, она прибыла в Царьград, явилась к патриарху Полиевкту и сказала ему о своем намерении. Живое, отеческое участие принял патриарх в русской княгине. Около трех месяцев пробыла Ольга в Царьграде, изучая веру христианскую под руководством самого патриарха. Ежеднев­но посещала она храмы Божии; красота церквей, стройное пение, торжественность Богослужений — все это сильно действовало на ее душу, на ее сердце, жаждавшее истины и спасения. Наконец исполнил Господь ее пламен­ное желание: Ольга была просвещена Святым Креще­нием и наречена Еленой, в память Елены, равноапос­тольной царицы. Крестным отцом ее был сам император Греческий Константин. Пат­риарх совершил Божествен­ную литургию, за которой и причастил новопросвещен­ную русскую княгиню Пре­чистых Тайн Христовых. Причем он обратился к ней с такими словами: «Благосло­венна ты между женами рус­скими, что возлюбила Свет истинный и отвергла мрак!

Ты избежала этим вечной смерти и обрела жизнь безсмертную. С этого времени станут ублажать тебя все сыны земли Русской!» Слова эти были пророческими. Вместе с праведной Ольгой крес­тились и многие из числа пришедших с ней, и была радость вели­кая не только в Русской земле, но и во всем Царьграде. Перед воз­вращением в отечество патриарх дал ей в благословение святой крест с частицами древа Животворящего Креста Господня. Вмес­те с Ольгой, по распоряжению патриарха, отправились в Россию пресвитеры и клирики церковные для совершения службы Божией.

По прибытии в Киев, новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле. Она обратила ко Христу многих киевлян и построила для них церковь во имя святителя Христова Николая, на Аскольдовой могиле. Церковь святой Софии, вначале деревянная, была построена также ею. Затем святая Ольга побывала в Великом Нов­городе и в других областях своего государства. Поучениями и на­ставлениями своими она, при помощи Божией, приводила мно­гих ко Христу и, сокрушая идолов, на их месте воздвигала чест­ные кресты. От крестов этих потом происходили великие чудеса и знамения — во уверение неверных.

Одно лишь было Непрестающей скорбью для праведной Оль­ги: это то, что сын ее Святослав, несмотря на все увещания мате­ри, не хотел и слышать о принятии Христианства. Он любил воен­ную славу и военные подвиги, и то и дело покидал свою землю и рыскал с дружиной своей где-либо за Дунаем, или в ином месте. Внуки святой Ольги, дети Святослава, — Ярополк, Олег и Влади­мир — находились поэтому почти всегда на ее попечении, и она усердно поучала их вере христианской, но крестить без воли отца не решалась. Поэтому ей оставалось только, возложив все упова­ние свое на Господа, от Его благости ожидать лучшего для своей семьи и своего народа. И Господь исполнил горячую молитву сми­ренной русской княгини: один из внуков ее, Владимир, просветил Россию Святым Крещением.

Дожив до глубокой старости, Ольга почувствовала болезнь смертную. Святослав, по обыкновению, отсутствовал; но услы­шав о внезапном нападении на Киев печенегов, он поспешил до­мой. Разбив врагов, он явился к матери своей, которую застал на смертном одре. И умирающая мать пыталась еще раз, в послед­ние минуты жизни своей, уговорить сына оставить погибельное идолопоклонство и обратиться ко Христу; но и теперь несчастный сын не послушал ее. За это и был наказан внезапной и позорной смертью, по предсказанию праведницы-матери.

Тиха и безмятежна была кончина блаженной Ольги. Напут­ствуемая причащением Божественных Тайн Христовых, она мир­но отошла ко Господу в одиннадцатый день июля 969 года. Пла­кали о ней все киевляне, — не только христиане, но и язычники. Тело ее с честью погребено в городе Киеве. Преподобный Нестор, оканчивая свои известия о благоверной Ольге, пишет: «Она предтекла Христианству в земле нашей, как зарница перед солнцем, как заря перед светом полным, как луна в ночи, — так светила она между людьми неверующими. Она первая из Руси взошла в Цар­ство Небесное. Ее хвалят сыны Русские как начальницу. Она и по смерти молит Бога за Русь».

Молитвами святой и праведной Ольги, помилуй, Господи, и нас, многогрешных!

Тропарь, глас 1-й

Крилами Богоразумия (Богопознания) вперивши (окрыливши) твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и Того обретши, паки рождение (возрожде­ние или второе рождение) крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися (вкушая от древа жизни), нетленна во веки пре­бывавши, Ольго приснославная!

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...