Пятидневка: мечты сбываются

logo

«Почему родители отдыхают, а мы нет?» — наверняка этот досадный вопрос хотя бы раз возникал у школьника, держащего путь на учёбу поутру в субботу. И действительно, почему у большинства взрослых два выходных, а у детей — всего один? Когда отдыхать и общаться, если и в единственный выходной, воскресенье, ученики вынуждены заниматься домашним заданием на понедельник?

О праве детей на отдых и занятия по интересам с недавних пор всерьёз задумались по всей стране. «На пятидневке» — уже более 97 % московских школьников, с переменным успехом пытаются разгрузить субботу другие регионы. От общей тенденции не отстаёт и наш район: по поручению Сергея Пахомова управление образования сейчас занимается проработкой этого вопроса. Всем нашим школам настоятельно рекомендовано перейти на пятидневную учебную неделю с 1 сентября 2015 года.

Суббота должна быть свободной

Согласно действующему законодательству, сколько учиться — пять дней в неделю или шесть, школы определяют для себя самостоятельно. Исключение сделано лишь для первоклашек, у которых по санитарным правилам обязательно должно быть два выходных дня в неделю.

Отметим, что по рекомендации управления образования на пятидневку несколько лет назад перешли все начальные классы в школах района. В каких-то учебных заведениях по пять дней в неделю учатся также 5 и 6 классы. В основном же школьники с 5 по 11 классы посещают школу в шестидневном режиме.

Пятидневка: мечты сбываются

В управлении образования нам сказали, что переход на пятидневную учебную неделю осуществляется, прежде всего, по запросам родителей. О том, что было бы разумно и полезно разгрузить субботу, говорили и директора школ. Зачастую в этот день на уроках можно видеть полупустые классы. У старшеклассников на сей счёт есть вполне уважительная причина: по субботам многие уезжают на вузовские подготовительные курсы.

«Пятидневка приведёт к тому, что высвободится суббота, чтобы дети, в первую очередь, могли больше находиться с родителями, отдыхать. В будние дни взрослые приходят с работы после семи, на общение уже ни времени, ни сил не остаётся. А в воскресенье ребёнок готовит уроки на понедельник. Поэтому именно суббота — время для совместного посещения выставок, театров, музеев, да и просто досуга», — говорит заместитель главы администрации района — начальник управления образования Ольга Дударева.

По мнению начальника школьного отдела Ирины Чузавковой, освобождённая суббота даст больше возможностей для дополнительных занятий. «Уже в начальной школе дети идут в различные творческие объединения, спортивные секции. И родители стараются определить детей в учреждения дополнительного образования таким образом, чтобы нагрузка больше падала на субботу, когда родители свободны», — отмечает она.

Всеобщая пятидневка не должна привести к перекраиванию графика работы музыкальных и художественных школ. И в настоящее время в учреждениях дополнительного образования суббота — это полный рабочий день.

«Нагрузка не увеличится»

Многие родители опасаются, что сокращение учебной недели на один день приведёт к тому, что на ребёнка свалится дополнительная нагрузка в оставшиеся пять дней. Это серьёзный аргумент, чтобы встать на защиту шестидневки, которая представляется в таком свете более щадящим режимом учёбы.

Однако в управлении образования нас заверили, что чисто технический перенос занятий с субботы на другие дни невозможен. Составляя свой учебный план, школа руководствуется региональным базисным учебным планом, который утверждается Министерством образования Московской области ежегодно. В нём чётко прописано, какое максимальное количество уроков может быть в каждом классе при шестидневной и при пятидневной учебной неделе.

К примеру, предельно допустимая нагрузка для пятиклашек при шестидневке — 32 часа, а при пятидневке — 29 часов в неделю. Для 6 класса при шестидневке допускается 33 часа, при пятидневке — 30 часов. Причём разница в три часа установлена для всех классов. То есть, как видим, общая допустимая недельная нагрузка при шестидневном режиме всегда больше, чем при пятидневном.

Пятидневка: мечты сбываются

Ещё один немаловажный момент: уроки распределяются по дням недели не в произвольном порядке, а в соответствии с санитарными правилами. В них определено, сколько может быть занятий в день у разных классов в зависимости от сложности предметов. Кроме того, нагрузка должна меняться в течение недели: например, четверг или пятница — облегчённый учебный день.

Минимум обеспечат

Как школа не может превысить допустимую учебную нагрузку на ребёнка, так она не может и дать меньше положенного. Существует такое понятие как базовая часть — это обязательные часы, которые одинаковы при пятидневке и шестидневке. Меньше этих часов школа поставить в учебный план не может. Больше — может, но только в пределах допустимой недельной нагрузки.

Возьмём в пример 5 класс: учиться 26 часов в неделю положено в любом случае, однако при пятидневной неделе есть возможность добавить ещё три часа до допустимого максимума, а при шестидневной — все шесть часов. Конечно, с этой точки зрения шестидневка даёт больше возможностей, но, если рассудить, то оправдана она, пожалуй, разве что в школах с углублённым изучением отдельных предметов и гимназиях.
«Большей части школ нужно дать только базис — чтобы был документ об образовании, — отмечает Ольга Дударева. — Кому нужно больше, будут использовать несколько часов сверх базиса, дополнительные занятия». В то же время начальник управления образования допускает, что с переходом на пятидневку могут возникнуть сложности у гимназий. Поэтому отказ от субботы со следующего учебного года — это рекомендация для школ, а не понуждение.

Вероятный «побочный эффект» ухода от шестидневки — уменьшение нагрузки на учителей и даже сокращение педагогов. Ольга Дударева не исключает таких последствий, подчёркивая при этом, что на первом месте всё же стоит забота о детях.

Что же сами школы?

Пока большинство школ района только ещё примеряют на себя новые учебные планы. Два учебных заведения,

1-я хотьковская и торгашинская школы, уже полностью перешли на пятидневку, причём по собственной инициативе.

Хотьковская школа № 1 работает по-новому с 1 сентября 2014 года. По словам директора Сергея Маслакова, это было совместное решение — руководства школы, педагогов и родительской общественности. «Мы ничего не потеряли. Родители и ученики говорят нам только спасибо, отмечают перемены к лучшему», — говорит Маслаков. Все основные предметы в школьном плане остались. Под сокращение попали  факультативы, которые не были востребованы, в том числе и для поступления в вузы, — история, география. Такие факультативы как русский, математика, физика остались.

Пятидневка: мечты сбываются

«Да, обязательно перейдём», — ответила на наш вопрос о переходе на пятидневку Ирина Горшкова, директор школы № 14, где учатся в две смены. Причём, со слов директора, разгрузка субботы совсем не помешает планам школы по ликвидации второй смены.

«Я сторонница пятидневки, дети должны проводить выходные с семьёй, — говорит Ирина Васильевна. — Конечно, учителям всегда не хватает часов, хочется дать детям больше. Но ведь, с другой стороны, важно не сколько учить, а как».

А вот в гимназии № 5, скорее всего, полностью отказаться от субботы не смогут. По пятидневке с нового учебного года начнут учиться 5 и 6 классы, а также 6, 7 и 8 общеобразовательные классы. В новые планы получится вписать два иностранных языка, остальное будет компенсироваться бесплатными внеурочными занятиями, курсами. У остальных классов продолжится учёба шесть дней в неделю, ведь им просто необходимо доучиться по уже начатому учебному плану, иначе несколько лет учёбы на результат просто пропадут даром.

Юлия Ермакова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Горшкова Ирина Васильевна
Биография Родилась в 1957 году в Загорске в семье рабочих. С отличием закончила историко-филологический факультет Ярославского государственного педагогического института имени... подробнее...

[2]Дударева Ольга Константиновна
Заместитель главы администрации Сергиево-Посадского муниципального района – начальник начальник районного управления образования.            ... подробнее...