Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Любите врагов ваших… Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. [1]
Дорогие братия и сестры! Какие высокие спасительные наставления заключает в себе Евангелие, прочитанное сегодня! В этих заповедях содержится вся сущность нашего спасения. Спаситель сначала возводит нас с более легких заповедей к более возвышенным и многотрудным, но очень легким для спасения. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» — вот самое краткое наставление нашего Спасителя, как жить по закону Божию. Чего вы желаете себе, того и желайте другим, и, напротив, чего себе не желаете и не делаете, того не желайте и не делайте другим. Хотите, чтобы другие с вами поступали хорошо, — так и вы поступайте с ними также. Желаете, чтобы вас другие не обижали, — и вы никого не обижайте. Желаете, чтобы вам другие помогали во всем, — и вы помогайте другим. Неприятно вам, когда вас обманывают, порочат, осуждают, клевещут на вас, — не делайте же этого и вы другим. Еще один из мудрецов Ветхого Завета говорил: «Не рой (другому) яму: сам упадешь в нее, и кто ставит сеть (другому), сам будет уловлен ею». [2] Погубите вы кого-нибудь клеветою, ябедою, происками, — рано или поздно и сами потерпите от этого. Отнимите что-нибудь у другого незаконно, — ожидайте, что к с ваш то же сделают. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам… Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. [3]
Часто в жизни мы забываем эти важные правила христианского нравоучения. Например, высказывают о нас ближние дурное мнение, не помогают нам, когда нужна их помощь, даже враждуют против нас и преследуют нас. В таких случаях, мы обижаемся на ближних, жалуемся на их притеснения, поносим их. А не посмотреть ли нам на самих себя. Таковы ли мы на самом деле, чтобы о нас можно было говорить только хорошо? Не подаем ли сами повода к тому, чтобы нас преследовали? Не возбуждаем ли мы сами в других недружелюбных чувств по отношению к нам? Не платят ли нам вообще люди тою монетою, какою мы платим им? Не отмеривают ли нам тою же мерою, какою мы сами им мерим? Запомним же правило, преподанное нам Спасителем: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…» Все это не так трудно делать с помощью Божией тому, кто станет принуждать себя к добродетели ради Царствия Божия.
Но этого мало. «И если любите любящих вас, — говорит Христос, — какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». [4]
Трудны эти заповеди для нас немощных, склонных ко злу более, чем к добру. Трудны они, но нельзя назвать их невозможными для исполнения. Если бы они были неисполнимы и невозможны, то Господь не заповедал бы нам исполнять их. Кто научится принуждать себя ко всему доброму и будет испрашивать у Бога помощи, тому будет все возможно. Конечно, не вдруг можно сделаться добродетельным, милосердным, как Отец Небесный; но постепенно можно восходить от одной степени добра к другой. И телом человек возрастает не вдруг, тем более нужна постепенность в возрастании души в любви и других добродетелях.
Дорогие братия и сестры, надо начинать этот подвиг с сердечным желанием, ревностью и усердной молитвой, восходя в любви к врагам. В чем же должна проявляться наша любовь к врагам? Чтобы научиться любить врагов, нам надо научиться не мстить им, не платить злом за зло, оком за око, зубом за зуб. Всячески надо погасить в себе чувство мести, борясь с ним, прося у Бога помощи. Не спеши исполнить то, что подсказывает тебе злая мысль, дай успокоиться волнению сердца, вспомни заповедь Божию и спокойной душой размысли, как тебе поступить. Если решишься не мстить врагу, то благо тебе: ты исполнил великую заповедь Христову, ты одержал великую победу не над людьми, а над собою, над злом, над виновником зла — диаволом.
Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро ему. Предположим, что кто-нибудь наклеветал на нас, повредил нашему служебному положению. Вы перенесли это, хотя и не без горя, а может быть, и не без слез. Вы не проклинали врага, не молились об отмщении ему — это хорошо. Но не здесь конец любви, нам нужно учиться большей любви: делать добро ненавидящим нас, нам нужно учиться подражать Небесному Отцу, Который благ к неблагодарным и злым. Предположим, что ваш враг попал в беду, ему грозит лишение места, он оклеветан, но вы имеете возможность помочь ему. И вот вы забываете обиду на него, восстанавливаете его честь, делаете ему добро. Вы взошли на другую, высшую степень незлобия. Вы явились подражателями Христа, Который молился за врагов Своих на кресте и спас гонителя Своего, Савла, сделав его апостолом Павлом. Такую же добродетель явил в жизни своей и преподобный Серафим Саровский, чудотворец. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив его еле живым. И когда их отыскали и предали суду и наказанию, то преподобный простил их и умолял судей отпустить их, что и было исполнено.
Поэтому будем стараться делать все, что способствует к примирению с врагом. Не ждать, чтобы он извинился перед нами, а первыми постараемся положить начало примирения. Не убегайте свидания с ним, постарайтесь с ласковым словом встретить и побеседовать с ним, подарить ему какой-нибудь подарок (хорошую духовную книгу и т. п.). Не легко так делать. Нужно принуждать себя к этому, нужно бороться с собою. Без труда и борьбы невозможно преуспеть в добродетели, невозможно и спасти душу свою. Царство Небесное, спасение души, силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. [5]
Но одного усилия своего недостаточно, нужна для этого помощь Божия, которая приобретается молитвой. Итак, будем усердно молиться Богу, Матери Божией, святому ангелу хранителю и всем святым, чтобы помогли нам одолеть вражду, смягчили сердца наши и помогли стяжать любовь ко всем и вечное спасение. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Лк. 6, 31, 35, 36.
[2] Сир. 27, 29.
[3] Лк. 6, 37-38.
[4] Лк. 32-36.
[5] Мф. 11, 12.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
Троице-Сергиева Лавра как объединяющий центр Русской земли
Мысли на каждый день года. 13 января
1000-летие русского присутствия на Афоне: в преддверии юбилея
4 января — день памяти святой великомученицы Анастасии Узорешительницы
Годовой круг евангельских чтений. Среда 30-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.108. (XXI, 37- XXII, 8). О пагубном сребролюбии