Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцатую неделю по Пятидесятнице

logo
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцатую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы по­ступайте с ними… Любите врагов ваших… Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. [1]

Дорогие братия и сестры! Какие высокие спасительные настав­ления заключает в себе Евангелие, прочитанное сегодня! В этих за­поведях содержится вся сущность нашего спасения. Спаситель сна­чала возводит нас с более легких заповедей к более возвышенным и многотрудным, но очень легким для спасения. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» — вот са­мое краткое наставление нашего Спасителя, как жить по закону Божию. Чего вы желаете себе, того и желайте другим, и, напротив, чего себе не желаете и не делаете, того не желайте и не делайте дру­гим. Хотите, чтобы другие с вами поступали хорошо, — так и вы поступайте с ними также. Желаете, чтобы вас другие не обижали, — и вы никого не обижайте. Желаете, чтобы вам другие помогали во всем, — и вы помогайте другим. Неприятно вам, когда вас обманы­вают, порочат, осуждают, клевещут на вас, — не делайте же этого и вы другим. Еще один из мудрецов Ветхого Завета говорил: «Не рой (другому) яму: сам упадешь в нее, и кто ставит сеть (другому), сам будет уловлен ею». [2] Погубите вы кого-нибудь клеветою, ябе­дою, происками, — рано или поздно и сами потерпите от этого. От­нимите что-нибудь у другого незаконно, — ожидайте, что к с ваш то же сделают. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам… Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. [3]

Часто в жизни мы забываем эти важные правила христианского нравоучения. Например, высказывают о нас ближние дурное мне­ние, не помогают нам, когда нужна их помощь, даже враждуют про­тив нас и преследуют нас. В таких случаях, мы обижаемся на ближ­них, жалуемся на их притеснения, поносим их. А не посмотреть ли нам на самих себя. Таковы ли мы на самом деле, чтобы о нас можно было говорить только хорошо? Не подаем ли сами повода к тому, чтобы нас преследовали? Не возбуждаем ли мы сами в других не­дружелюбных чувств по отношению к нам? Не платят ли нам вооб­ще люди тою монетою, какою мы платим им? Не отмеривают ли нам тою же мерою, какою мы сами им мерим? Запомним же правило, преподанное нам Спасителем: «Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так и вы поступайте с ними…» Все это не так трудно делать с помощью Божией тому, кто станет принуждать себя к доб­родетели ради Царствия Божия.

Но этого мало. «И если любите любящих вас, — говорит Хри­стос, — какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любя­щих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь полу­чить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будь­те милосердны, как и Отец ваш милосерд»[4]

Трудны эти заповеди для нас немощных, склонных ко злу более, чем к добру. Трудны они, но нельзя назвать их невозможными для исполнения. Если бы они были неисполнимы и невозможны, то Гос­подь не заповедал бы нам исполнять их. Кто научится принуждать себя ко всему доброму и будет испрашивать у Бога помощи, тому будет все возможно. Конечно, не вдруг можно сделаться доброде­тельным, милосердным, как Отец Небесный; но постепенно можно восходить от одной степени добра к другой. И телом человек возрас­тает не вдруг, тем более нужна постепенность в возрастании души в любви и других добродетелях.

Дорогие братия и сестры, надо начинать этот подвиг с сердеч­ным желанием, ревностью и усердной молитвой, восходя в любви к врагам. В чем же должна проявляться наша любовь к врагам? Что­бы научиться любить врагов, нам надо научиться не мстить им, не платить злом за зло, оком за око, зубом за зуб. Всячески надо пога­сить в себе чувство мести, борясь с ним, прося у Бога помощи. Не спеши исполнить то, что подсказывает тебе злая мысль, дай успоко­иться волнению сердца, вспомни заповедь Божию и спокойной ду­шой размысли, как тебе поступить. Если решишься не мстить врагу, то благо тебе: ты исполнил великую заповедь Христову, ты одержал великую победу не над людьми, а над собою, над злом, над виновни­ком зла — диаволом.

Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро ему. Пред­положим, что кто-нибудь наклеветал на нас, повредил нашему слу­жебному положению. Вы перенесли это, хотя и не без горя, а может быть, и не без слез. Вы не проклинали врага, не молились об отмще­нии ему — это хорошо. Но не здесь конец любви, нам нужно учить­ся большей любви: делать добро ненавидящим нас, нам нужно учиться подражать Небесному Отцу, Который благ к неблагодар­ным и злым. Предположим, что ваш враг попал в беду, ему грозит лишение места, он оклеветан, но вы имеете возможность помочь ему. И вот вы забываете обиду на него, восстанавливаете его честь, де­лаете ему добро. Вы взошли на другую, высшую степень незлобия. Вы явились подражателями Христа, Который молился за врагов Своих на кресте и спас гонителя Своего, Савла, сделав его апосто­лом Павлом. Такую же добродетель явил в жизни своей и препо­добный Серафим Саровский, чудотворец. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив его еле живым. И когда их отыскали и предали суду и наказанию, то преподобный простил их и умолял судей отпустить их, что и было исполнено.

Поэтому будем стараться делать все, что способствует к прими­рению с врагом. Не ждать, чтобы он извинился перед нами, а пер­выми постараемся положить начало примирения. Не убегайте свида­ния с ним, постарайтесь с ласковым словом встретить и побеседовать с ним, подарить ему какой-нибудь подарок (хорошую духовную книгу и т. п.). Не легко так делать. Нужно принуждать себя к этому, нужно бороться с собою. Без труда и борьбы невозможно преуспеть в добродетели, невозможно и спасти душу свою. Царство Небес­ное, спасение души, силою берется, и употребляющие усилие вос­хищают его[5]

Но одного усилия своего недостаточно, нужна для этого помощь Божия, которая приобретается молитвой. Итак, будем усердно мо­литься Богу, Матери Божией, святому ангелу хранителю и всем свя­тым, чтобы помогли нам одолеть вражду, смягчили сердца наши и помогли стяжать любовь ко всем и вечное спасение. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Лк. 6, 31, 35, 36.

[2] Сир. 27, 29.

[3] Лк. 6, 37-38.

[4] Лк. 32-36.

[5] Мф. 11, 12.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...