Пролог в поучениях. Необходимо слушаться пастырей и учителей церкви

logo

Месяц ноябрь 3-й день

(Из слова св. Василия о послушании)

Есть люди, которые, считая себя детьми православ­ии Церкви, не обращают, однако, ни малейшего внимания на внушения, предлагаемыя им ея пастырями. „К чему», говорят: „нам эти внушения? Дал Бог разум да волю свободную, и руководись ими».

Пролог в поучениях. Необходимо слушаться пастырей и учителей церкви

Но вопрос: кто поставил пастырей и учителей церковных? Той, т.-е. Бог, говорит Апостол, даль есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершеннию святых, в дело служения, в созидание тела Христо­ва (Еф. 4, 11—12). А если так, то, идя против па­стырей и учителей духовных, против кого идут ослушники их? Очевидно, вопреки Того, Кто и дал их. Так оно и действительно. Слушали вас, гово­рит Иисус Христос, Мене слушает: и отметайся вас, Мене отметается (Лук. 10, 16).

Далее: отвергающие долг повиновения пастырям надеются с пользою руководствоваться в деле спасения собственным разумом и волею. Нужно ли до­казывать неосновательность подобнаго суждения? У перваго человека разум-то был почище нашего да и воля-то была понаклоннее нашей к добру, но и тогда без послушания погиб он. Что же мы-то сделаем с нашим разумом помраченным, волею бо­лее стремящеюся ко злу, нежели к добру? Что мы сделаем одним своим разумом без опытных ру­ководителей, когда страшные враги наши: мир, плоть и диавол ежеминутно нападают на нас, — когда видим, что тысячи людей с разумом, необыкно­венными но непокоривым, погибли безвозвратно, что тысячи людей, руководствуясь одним разумом, вме­сто того, чтобы быть друзьями Церкви, становились ея врагами и гонителями? Что же после сего? Есть ли надежда на спасение от одного нашего разума? 0чевидно, нет.

Наконец, по поводу строгих, хотя удобоисполнимых, внушений пастырских многие говорят: „нам они не под силу — не можем их исполнить». Но если так, то чего же хотят они? Чтобы Царствие Божие даром им далось? Но ведь этому, 6paиe, невозможно быть. Царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11, 12). Иже Хри­стовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24) Входите, говорить еще Спаситель, тесными вратами; потому что широкия врата и про­странный путь ведут в погибель (Mф. 7, 13). Зна­чит и в этом случай не покоряющиеся пастырям Церкви не оправдываются, и к спасению себя, ссыл­кою на свои немощи, не приближают.

Итак, братие, повинуйтеся наставникам вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13, 17), „и аще седите в повиновении отца духовнаго, не положите себе устава, глаголя: немощно сотворити сего, или онаго. Яко аще не сотворите послушания, суда не убежите» (Прол. ноябр. 3. Слово св. Василия о послушании, л. 226). Аминь.

Тот же день


 
Должно ли сокрушаться о грехах, в которых мы уже исповедались пред священником

(Слово о Епископе, бывшем в пустыне лет тридесять и девять)

Когда мы, 6paтиe, принесем пред Богом, при отце духовном, покаяние в содеянных нами грехах и получим разрешение от них и отпущение; то можем ли после сего совсем забывать об этих, «прежде содеянных нами грехах? Можем ли не со­крушаться о них? Можем ли сделать с ними, так сказать, окончательный разсчет в своей совести?

Что ответить на cиe? Ответим на это, братие, в ваше назидание, примером следующим. Епископ Сухенскаго города разсказывает о себе следующее; „когда я, говорить он, был простым монахом, мне захотелось сходить в дальнюю пустыню с целью обрести там человека, особенными подвигами благоугождаюшаго Богу. Долго шел я туда, терпел вар и зной и голод и, наконец, увидел текущий источник воды, стоящую на берегу его хижину и при ней растущую финиковую пальму. Рядом с хижи­ною стоял старец, весь оброснший власами и страшный на вид. Когда он увидел меня, то сначала стал на молитву, а по окончании оной взял меня за руку и стал спрашивать: зачем я пришел к нему, что делается в миpe и продолжаются ли гонения па христиан. Дав ответы на вопросы старца, я, в свою очередь, спросил его: „а ты откуда и зачем пришел сюда»? Тогда старец, обливаясь слезами, с рыданием сказал мне: „я был епископом во время гонения на христиан и когда нас, христиан, повели на мучения, я претерпел много мук за, Христа, но, наконец, не вытерпел и принес жертву идолам. Затем я пришел в себя, понял, сколь великое беззаконие совершил, покаялся и решил удалиться сюда, чтобы оплакивать свой грех. И вот тридцать девять лет я пребываю здесь, сокрушаюсь о своем беззаконии и прошу у Бога прощения. Сказав это, старец стал на молитву и молился, как сказано, на „мног час». По окончании молитвы, он подошел ко мне, и я ужаснулся обыкновенному выражению лица его. Старец сказал: „не бойся: Господь послал тебя похоронить тело и Он только теперь простил мне грех мой». С этими словами, старец скончался, а я послужил погребению тела его».

Этот пример ясно показывает, что и по прине­сении покаяния, хотя бы и при отце духовном, пред Богом в своих грехах, мы все-таки и после сего не должны забывать о прежних наших грехах, а должны сокрушаться о них и, с мыслию о них, повергать себя в пучину милосердия Божия. Не может быть, чтобы епископ, не вытерпевши мук и принесший вследствие этого жертву идолам, не принес тотчас же по раскаянии исповеди и перед духовником; но, однако, и после сего он тридцать девять лет провел в пустыне и тридцать девять лет оплакивал свой старый грех до самой смерти своей. Так-то вот и мы в покаянии и исповедании своих старых грехов должны проводить всю осталь­ную жизнь нашу. Но, ту истину, что мы всегда долж­ны помнить о своих грехах и сокрушаться о них, ту истину подтверждает нам не один выше­приведенный пример, но и слово еще церковное, в котором духовник говорит исповедавшемуся: „а за прежние грехи каятися не престани». Поэтому, повторяем, и будем всегда памятовать о своих грехах, сокрушаться о них и просить в них у Бога прощения. И когда будем поступать так, тогда Господь без сомнения и окончательно явит нам Свое милосердие и нас грешных введет в пресветлыя обители Свои так же, как ввел Давида, каждую ночь орошавшаго слезами постелю свою, как ввел Петра. Плакавшего о грехе своем своем „горце» и как, наконец, ввел и разбойника, с креста из глубины души к Нему возопившаго: „помяни мя, Господи, егда придеши во царствии Твоем». Аминь.

Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...