В Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева хранится ряд икон первой половины XVII в., которые происходят из населенных мест, расположенных недалеко от Троице-Сергиевой лавры, и составляют определенную стилистическую общность.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
В их числе — «Троица Ветхозаветная» из Тихвинской церкви города Дмитрова, [1] особенно интересная благодаря имеющимся на ней надписям (Ил. 15). Ее тема представлена в иконографическом варианте «Гостеприимство Авраамово». В основной части сцены, изображения сидящих у стола трех ангелов, иконография традиционна для XVI-XVII вв. Нимбы ангелов без перекрестий; надписи, конкретизирующие их связь с божественными ипостасями, отсутствуют. Внизу, на «переднем плане», слева стоит Авраам с чашей в руках, справа, за столом, в розовом здании с трехлопастным фасадом, месит тесто Сарра, посередине слуга верхом на тельце, держась за его правый рог, запрокидывает его голову и закалывает его ножом; кровь тельца стекает в чашу. Характерна округлость основных линий рисунка; фигуры выглядят избыточно широкими, при небольших ладонях и ступнях. Краски не ярки, но их сочетания многообразны. Одеяния красные, красно-коричневые, зеленые теплых оттенков, светлые серо-голубоватые и серо-зеленые Их белые детали и крышка стола взяты одним и тем же тоном. Крылья ангелов красно-коричневые с обильным золотым ассистом в рисунке перьев и розовыми подпапортками; тороки сиреневые. Дом Авраама зеленый с исчерна-зеленой тенью, велум красный, дуб темно-зеленый. Горки охряные с коричневой пещерой, белыми лещадками и коричневыми притинками, треугольные и ромбические «камни» на их крутых скатах оттенены красным, серо-синим и коричневым цветами. Одежды притенены жидкой черной краской, высветления приближаются к линейной прорисовке. В личном санкирь коричневатый, охрение темное, сильно обесцвеченное, «холодное» в высветлениях, завершающихся мелкими движками. Золото на фоне, нимбах и орнаментированных «чернью» предметах обстановки зеленоватое, на коричнево-розовой подложке. На нижнем поле в слое поновления рубежа XVIII-XIX вв. [2] надпись, по-видимому, с небольшими искажениями повторяющая первоначальную надпись, дополненную известием о поновлении иконы в начале XVIII в.: лъта зрли (7138-1630) году апръля ка (21) сему образу моли [tcя] живоначал[н]iыя троицы сергиева монастырiя села клементьева кре[с]тыяни[н] ibahь кузминь а поновльн сии образ ашi (1710) году октоври… Данный текст точно датирует произведение и сообщает имя заказавшего его крестьянина села Клементьево Троице-Сергиева монастыря. Икона подверглась чинке в 1710 г. [3] Еще одна надпись, мелкими красными буквами, помещена в ее среднике над нижним полем: съ благословънiя московскаго митрополита […] снято с сей иконы два слоя воско[в]окъ i [от]крыта
первоначалная иконопись художником николаем подключниковым 1862 года марта 2 дня.
Тщательность фиксации ремонтов иконы, указание на ее реставрацию по благословению высокого церковного иерарха и на то, что эту работу выполнил один из известнейших реставраторов своего времени, Н.И. Подключников (1813-1877), [4] может расцениваться как свидетельство ее почитания. Возможно, под влиянием этого почитания церковь, откуда она происходит, в XVIII в. именовалась как Тихвинской, так и Троицкой. [5]
Естественно предположить, что заказчик нашел исполнителя в своем же селе Клементьеве. Это древнее село, находившееся в версте к югу от Троице-Сергиева монастыря (согласно Вкладной книге этого монастыря, он расположился на земле, прежде принадлежавшей данному селу), [6] было крупнейшим из окружавших его селений, важным транзитным и торговым пунктом на пути, соединявшем Москву с Ярославлем и далее — с Подвиньем, [7] и, кроме того, местом последней остановки в «походах» московских великих князей и царей в Троицкую обитель. [8] Когда его жители начали заниматься иконописанием, неизвестно. В Смутное время Клементьево, как и все окрестности обители, подверглось опустошению. Но его население, спасшееся от гибели в стенах монастыря, быстро восстановило свое село [9]. Письменные источники XVII в. свидетельствуют о многих клементьевских иконниках, которые в числе «всяких мастеровых людей» жили в свободных от тягла слободах села Клементьева. Монастырь оплачивал их труд денежным жалованьем и «отсыпным» хлебом. [10]
Публикуемая надпись, характерность колорита и приемов исполнения делают «Троицу» 1630 г. эталонным образцом продукции клементьевских мастеров. Глинистыми оттенками охр она сближается с более разреженной по композиции и жесткой по красочным сочетаниям одноименной иконой первой трети XVII в. (вероятно, 1620-х гг.) и с двусторонней иконой «Богоматерь Воплощение; Никола Чудотворец» середины XVII в., отличающейся сухостью моделировки (обе — СПМЗ), [11] а некоторой «переполненностью» композиции и мутноватым колоритом — с «Успением» второй четверти столетия из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. [12]
Решая вопрос об авторстве всех этих икон, необходимо учитывать то обстоятельство, что многие жители сел, ближайших к Троицкой обители, становились ее монахами и продолжали заниматься своим ремеслом. Однако именно слободские иконники, не связанные иноческим послушанием и относительно свободные от работы непосредственно по монастырским заказам, были наиболее вероятными исполнителями сторонних заказов. А среди последних самыми многочисленными были клементьевские мастера.
В собрании Музея им. Андрея Рублева этим произведениям родственны иконы деисусного чина с Троицей Новозаветной в среднике из Богоявленской церкви села Семеновское Пушкинского района Московской области. [13] Обилие тонов, близких к ахроматическим, активность подготовительного рисунка, просвечивающего сквозь темперу, особый «витражный» эффект объемных и вместе с тем почти прозрачных фигур, окруженных темным, глухим зеленым фоном, — обнаруживают зависимость данного чина от образцов рубежа XVI-XVII вв. Сильно разбеленное, жестко моделированное личное позволяет видеть в его стиле дальнейшее развитие тенденции, проявившейся, например, в таком столичном памятнике, как иконы иконостаса Ризположенской церкви Московского Кремля работы Назария Истомина 1627 г. [14] и в дальнейшем — в памятниках монументальной живописи 1630-1640-х годов [15], и уверенно датировать чин из Семеновского второй четвертью XVII в.
Известное сходство с этими иконами, а также одинаковое происхождение с «Троицей» 1630 г. позволяет приписать троицким иконникам икону «Богоматерь Воплощение», поступившую в Музей им. Андрея Рублева из Дмитровского краеведческого музея (Ил. 16). Ее было принято считать работой провинциального мастера второй половины XVI в., мало знакомого с московским искусством того времени и ориентированного на художественные традиции XIV в. [16] Предполагалось, что она принадлежала пророческому ряду иконостаса Успенского собора в Дмитрове [17]. При реставрации соборного иконостаса конца XVII в. за его резным обрамлением были обнаружены три расписных тябла более раннего иконостаса. На верхнем из них имеются следы трех разновременных устройств для крепления пророческих икон. Выяснилось, что позднейшим здесь был пророческий ряд из 18 икон, со средником шириной 99 см. [18] Этим средником и была икона «Богоматерь Воплощение», имеющая как раз такую ширину. Ее сближенная тональная гамма, пропорции и рисунок фигур, с округлыми головами, глазами, поставленными близко к переносице, и с крупными зрачками, с круглящимися контурами небольших ладоней, придающими плавность жесту, — восходят к образцам искусства годуновского периода. Но сравнение с ними, например, с одноименной иконой конца XVI в. из собрания П.Д. Корина [19], выявляет в дмитровской иконе некоторую упрощенность композиции, утрированность экспрессии, уплотненность красочного слоя. В ее личном письме узнается господствующий в первой половине XVII в. прием построения условного объема последовательным разбеливанием, с сильной ахроматизацией тона, — моделируется как бы металлическая форма, подсвеченная то с одной, то с другой стороны. Но в памятнике из Дмитрова поверхность личного не сплавлена, а словно растушевана мелкими мазками, имитирующими гладкость письма московских икон, например, из иконостаса 1626-1627 гг. собора Чуда архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря [20] и иконостаса 1627 г. Ризположенской церкви в Московском Кремле. Отметим, что из этих двух ансамблей дмитровское «Воплощение» ближе к более сдержанным по колориту и в целом более укорененным в традиции позднего XVI в. чудовским иконам.
Архангел Михаил воевода. Около 1624 г.
Такой же красочный слой, как на среднике пророческого ряда из собора в Дмитрове, был выявлен при раскрытии деисусных икон XV и XVI вв. из иконостаса того же собора (МЗДК). [21] Следовательно, создание нового пророческого чина являлось только частью крупных работ по ремонту всего иконостаса.
К тому же художественному кругу, в котором возник этот средник, принадлежат иконы местного ряда данного иконостаса: «Успение Богоматери», «Богоматерь Одигитрия» (Ил. 17), «Архангел Михаил воевода» (Ил. 18) (все — МЗДК). Фигуры в них несколько тяжеловесны, живопись строится на звучных сочетаниях охряных и коричневых тонов с насыщенной киноварью, светлым оранжевым суриком и глубокой индиговой синей. Благодаря укрупненности ритмики композиция легко воспринимается с любого расстояния. Все три иконы, несомненно, созданы одновременно в одной и той же мастерской. Личное в них несколько иное, чем в иконе «Богоматерь Воплощение». Это плотное письмо темными охрами, с мелкими неяркими движками, особенно в иконе «Богоматерь Одигитрия». В небольших же ликах на двух других иконах массивный белильный мазок, обводящий круглящиеся выпуклые участки, заменяет то последовательное высветление, которое наблюдается в иконе из пророческого ряда. Из икон чудовского иконостаса к дмитровским иконам ближе произведения мастера, который обладал наиболее упрощенной манерой несколько огрублял рисунок и пользовался более открытыми красочными сочетаниями, чем другие мастера этого кремлевского памятника.
Дмитрий Солунский, с деисусным чином.
1610-е-1620-е гг.
Согласно преданию, зафиксированному метрикой Успенского собора в Дмитрове, составленной в 1887 г., три названные местные иконы вместе с несохранившейся иконой Спаса (заменена другой иконой в конце XVII в.) были вложены в этот храм царем Михаилом Федоровичем и его отцом патриархом Филаретом. [22] После воцарения Михаила Филарет возглавлял русскую церковь в 1619-1633 гг. Поскольку стиль этих явно провинциальных икон не выходит за рамки данного периода, предание заслуживает доверия. Активное устранение последствий жесточайшего разорения Дмитрова в Смутное время началось, по-видимому, только в 1620-е годы. Тогда городом ведал приказ Большого дворца. Богослужебная утварь, книги и иное соборное имущество восстанавливались на казенные средства либо из имевшихся дворцовых запасов. [23] В 1624 г. собор был освящен на новом антиминсе. [24] Этому событию и должны были предшествовать создание новых и починка древних икон, к нему же мог быть приурочен царский и патриарший вклад из четырех местных икон.
Еще две иконы из Успенского собора в Дмитрове были написаны или к освящению 1624 г., или в связи с более ранними работами по восстановлению его интерьеров (Ил. 19). Стиль иконы «Дмитрий Солунский» (ЦМиАР) [25], отличающейся от рассмотренных дмитровских икон изяществом пропорций фигуры мученика, восходит к таким столичным образцам, как, например, икона «Царевич Дмитрий» 1621/1622 г. работы Назария Истомина из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ) [26]. При всей разнице в красках, технике исполнения и несколько наивной декоративности дмитровской иконы оба памятника представляют одну и ту же фазу художественного процесса, в них одинаково строятся лики, совпадают рисунок и размеры моделирующих высветлений. В качестве аналогий иконе «Сергий Радонежский» (ЦМиАР) [27], могут быть названы не только приведенные выше примеры столичной иконописи 1620-х годов, но и предшествующие им «Богоматерь Петровская» около 1614 г. Назария Истомина (ГТГ) [28] или более укорененная в традиции позднего XVI в. икона «Богоматерь Владимирская» 1614 г. мастера Рославова из Крестовоздвиженской церкви Мурома (МИХМ) [29]. Икона преподобного Сергия замечательна своим сходством с его шитым образом на покрове первой четверти XV в., которое позволяет с уверенностью относить ее к творчеству троицких мастеров. [30]
При наиболее строгом подходе к стилю рассмотренных памятников, учитывающем неизученность местных центров иконописания первой половины XVII в., все они могут быть отнесены к искусству московской провинции. Но места их происхождения расположены так близко к Троице-Сергиеву монастырю, что представляется естественным привлечение к их исполнению именно троицких иконников, особенно в Дмитрове, в ситуации 1610-х -1620-х годов.
В истории отечественной культуры 1620-е — 1630-е годы, когда преодолевались всеобщая разруха и запустение, вызванные событиями Смутного времени, были очень значительным периодом. Именно тогда Москва окончательно становится тем центром, в котором концентрируются художественные силы страны, где раздаются крупные и престижные заказы, предназначенные не только для столицы, но и для важнейших храмов и монастырей всего восстанавливаемого государства. Закрепляются те изменения в географии художественной культуры, которые начались уже в XVI в. Если до разорения Иваном IV в 1570 г. Новгород и Псков еще оставались крупными центрами художественной культуры, то после этого события они утрачивают свое былое значение. Одновременно возрастает значение городов Северо-Востока и Востока страны. Но это уже не те художественные центры, которые были важнейшими в эпоху феодальной раздробленности, а Ярославль, Кострома и другие города, окрепшие в экономическом отношении после покорения Казанского и Астраханского ханств и включения в состав Русского государства всего волжского торгового пути, а также, что очень важно, наименее пострадавшие и сохранившие свои художественные кадры в Смутное время. Именно там, наряду с Москвой, в первой половине XVII в. происходило активное обновление художественного языка, оттуда приглашались мастера для исполнения крупных государственных работ.
На этом фоне разворачивается деятельность троицких слободских художников. В XVI в. она не прослеживается (хотя очевидно, что мастерские XVII в. возникли не на пустом месте и, согласно логике художественного процесса, их творчество должно было стать провинциальным ответвлением московской школы, родственным живописи городов, ближайших к Москве на Северо- Востоке). Первоначально эта деятельность оставалась сугубо местным явлением. На исходе 1610-х годов ситуация начинает изменяться. Слободские мастера восстанавливают иконное убранство мелких монастырей, окружавших Троице-Сергиев монастырь и опустошенных во время Смуты, сельских церквей, в том числе приходских храмов, возникавших на месте тех небольших обителей, которые так и не возродились после разорения. По-видимому, именно местные мастера украсили стенописью древнюю трапезную Троице-Сергиева монастыря вместе с пристроенной к ней в 1621 г. церковью Михаила Малеина, вскоре после ее возведения. [31] Они же «подписали» в 1635 г. Троицкий собор с Никоновским приделом. [32] Такие работы требовали участия многих художников, и чем больше их было, тем шире мог быть качественный диапазон их продукции и разнообразнее индивидуальные манеры — от монументального до изящного миниатюрного письма.
Период с 1620-х годов, когда страна уже накопила достаточно ресурсов для восстановления своих святынь, по вторую четверть XVII в., когда созидательная работа стала особенно активной, в истории троицких слободских мастерских особенно значителен. Рассмотренные иконы из собрания Музея им. Андрея Рублева, а также Дмитровского музея характеризуют эти мастерские как заметное явление художественной жизни того времени. Наряду с другими художниками, в основном из Поволжья, их мастера участвуют в широком общерусском художественном процессе, работают не только в Троице-Сергиевом монастыре и близ него, но в более обширном регионе в центре страны, иногда — по царским и патриаршим заказам.
Источник: Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материарлы международной конференции. 29 сентября – 1 октября. Издательский Дом «Подкова». Москва, 2000
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ЦМиАР, КП 833. Размеры 114×84,5 см. Икона раскрыта в 1996- 1999 гг. в МНРХУ К. Муравьевым.
[2] Издаваемый текст находится в одном слое с орнаментом из лепного левкаса, точно таким же, как нанесенный в конце XVIII — начале XIX в. на местные иконы Успенского собора в Дмитрове (см.: Отчет о реставрации иконостаса Успенского собора г. Дмитрова. Сост. В.М. Сорокатый. — Архив МНРХУ).
[3] На металлической ризе иконы (утраченной) было клеймо с надписью, повторявшей этот текст (см.: Архив МЗДК. Ф. 106. Опись Тихвинской церкви Дмитрова 21 мая 1921 г.; Фототека ГНИМА. Колл. II. Her. 1674 — иконостас Тихвинской церкви в Дмитрове: «Троица» — справа от Царских врат).
[4] См.: Вздорное Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи: XIX век. М., 1986. С. 37-43, 59, 62, 86, 183, 275,283,284,302.
[5] В XVII в. эта церковь была Тихвинской, с Никольским приделом {Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI- XVIII вв.М., 1913.Вып. 11.С. 125,141),нов 1777 г. Дмитровское духовное правление указало, что правильнее называть ее Троицкой (РГАДА. Ф. 724. Оп. 1.Д. 5738).
[6] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подг. Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева (далее — Вкладная книга). М., 1987. С. 29.
[7] См.: Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М., 1996. С. 108,131.
[8] Забелин И. Троицкие походы московских царей // ЧОИДР. СПб., 1846-1847. Кн. 5. С. 25-57; Выходы государей, царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.). М., 1844.
[9] Судя по косвенному свидетельству — вкладам клементьевцев в Троице-Сергиев монастырь в 1609-м — 1620-х гг. (Вкладная книга. С. 200, 202, 257, 259, 260). В 1631 и 1637 гг. сделаны богатые вклады в церковь села Клементьева (Там же. С. 193).
[10] См .-.Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре // Сборник на 1873 год, издаваемый Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 120,121; Он же. Село Клементьево, ныне часть Сергиевского Посада, составляющая один из его приходов // ЧОИДР. М., 1887. Кн. 2. Раздел V. С. 3-44; Воронцова (Григорьева) Л. Троицкие иконописцы и их отношение к Москве //ЖМНП. 1906, май (Новая серия. Ч. 3). С. 30-32.
[11] Троицким мастерам они приписаны в изданиях: Воронцова Л.М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Сергиев Посад, 1996. Кат. 15,17. С. 14; ВоскресенскийД.Л., Воронцова Л. М., Голиков В.П., Жарикова 3. Ф., Холодилина К.В. О некоторых особенностях троицких икон XVII в. // Международная конференция: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 63.
[12] В описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г. об этом образе сказано: «писан ново» (см.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея: Каталог. М., 1977. Кат. 68. С. 37,64; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Указ. соч. Ил. 67).
[13] Остальные иконы: «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Никола Чудотворец». — См.: Салтыков А. А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. J1., 1983. Кат. 179. С. 251 — средник чина, датирован серединой XVII в.; 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. Кат. 141-149. С. 355 — чин датирован первой половиной XVII в.
[14] Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XV1I веков. Л., 1988. Кат. 192,193. С. 42,43,306,307.
[15] См.: Сорокатый В.М. О датировке росписи московского Чудова монастыря // Санкт-Петербургский фонд культуры: Программа «Храм»: Сборник материалов. СПб., 1996. Вып. 10.4.2. С. 142-150.
[16] Иванова И., Куклес А., Попов Г. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. М., 1968. С. 7. Ил. с. 75; Евсеева Л.М., Сергеев ВН. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева: Путеводитель. М., 1969. С. 49; Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV- XVI вв. М., 1973. С. 133,147. Предлагаемая в данной статье атрибуция и датировка этой иконы и других икон XVII в. из Дмитрова, обоснованная в нашем устном сообщении, сделанном в 1970-е гг. в ЦМиАР, была принята в музее и нашла отражение в каталоге выставки «1000-летие русской художественной культуры» (см. ниже).
[17] Попов Г.В. Указ. соч. С. 133.
[18] См: Отчет о реставрации иконостаса Успенского собора г. Дмитрова. — Архив МНРХУ.
[19] Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М„ 1966. Кат. 41. С. 61,62. Ил. 56.
[20] См.: Муратов П.П. Иконопись при первом царе из дома Романовых// Старые годы. 1913, июль-сентябрь. С. 30. Вклейки между с. 28- 29, 30-31; Он же. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь Н.Э. История русского искусства. М., [1914]. Т. 6: История живописи. Т. 1. С. 341, 342. С. 392, 396. Ил. с. 393-395, 398, 399; Кочетков И.А. Иконописание в Чудовом монастыре поданным расходных книг 1585- 1586 и 1628-1629 годов // История и реставрация памятников Московского Кремля: Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1989. Вып. 6. С. 77-83. Ил. с. 79,81; Реставрация музейных ценностей в России: Каталог выставки. М., 1996. Кат. 143- 148. Ил. с. 37.
[21] Обнаружилось совпадение в красках, палеографии надписей, ширине обводок нимбов. См. паспорта икон «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Петр», «Апостол Павел» и «Дмитрий Солунский» XV в. и «Апостол Андрей» начала XVI в. (МЗДК). — Архив МНРХУ (сами иконы опубликованы: Сорокатый В.М. Деисусный чин начала XV в. из Успенского собора в Дмитрове //Древнерусское искусство: XIV-XVbb. М., 1984. С. 243-252; Сокровища музеев Подмосковья. М„ 1996. Ил. 4 с. 19).
[22] ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 69. Л. 6 об.
[23] В октябре 1623 г. царь Михаил Федорович «пожаловал» в дмитровский Успенский собор Минеи служебные на июнь и июль и рукописный Устав церковный (Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых приказов: 1613-1625 г. М., 1883. Вып. 2. С. 389).
[24] МЗДК. Инв. 3137 (Книга записная города Дмитрова соборной церкви Успения Пресвятая Богородицы). J1.95а об. — Согласно записи, сделанной здесь в 1791 г., более ранних антиминсов на престоле собора тогда не было.
[25] 1000-летие русской художественной культуры… Кат. 139. С. 354, 355 (икона датируется первой четвертью XVII в.).
[26] Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М., 1991. Кат. 27. С. 69. Ил. с. 68.
[27] Г. В. Попов датировал икону второй половиной XVI в., указав, что «решить, был ли… автором дмитровец или москвич, практически невозможно» (Попов Г.В. Указ. соч. С. 133, 147). Позже она публиковалась как произведение клементьевских художников первой четверти XVII в. (1000-летие русской художественной культуры. Кат. 140. С. 355; Чугреева Н.Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. Ил. 43,44; Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преподобного Сергия Радонежского // Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XVbb. СПб., 1998, С. 60. Ил. с. 61).
[28] Антонова В. И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи [ПТ]. М., 1963. Т. 2. Кат. 790. С. 317. Ил. 111; Малков Ю.Г. Живопись // Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2. С. 210; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. Ил. 8 с. 17.
[29] 1000-летие русской художественной культуры. Кат. 136. С. 353,354. Цв. воспр.: Древнерусское искусство из собрания Муромского историко-художественного и мемориального музея [Календарь 1997-1998]. Владимир, 1996. (1998, февраль).
[30] Нарциссов В.В. Указ. соч. С. 60.
[31] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Указ. соч. С. 138.
[32] Нерадовский П. И. Реставрация древней стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1960. Вып. 2. Ил. 9,10. С. 158,159.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...
[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[6] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[7] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[8] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...
Пролог в поучениях. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные
«Град возлюбленный!» Пастыри блокадного города. К 72-ой годовщине снятия блокады Ленинграда
Пролог в поучениях. Собираясь в храм Божий на служение или просто на молитву, мы должны быть особенно внимательными к ceбе, к своим мыслям, чувствованиям, намерениям и делам
Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Верую