Проведено исследование иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева

logo
Третьяковская галерея обнародовала результаты последних исследований самой знаменитой русской иконы — «Троицы». Образ был создан в XV веке Андреем Рублевым «в похвалу» своему духовному учителю преподобному Сергию Радонежскому. Первоначально икона находилась в Троицком соборе Сергиевой лавры, а 1929 году была передана в Третьяковскую галерею. У искусствоведов до сих пор не было единого мнения о сохранности древней живописи. 


В 1904 году знаменитую «Троицу» Андрея Рублева увидел реставратор и иконописец Василий Гурьянов, который раскрыл образ от позднейших слоев записи, и икона предстала в своем нынешнем виде. С тех пор уже больше 100 лет искусствоведы не перестают восхищаться гением русского иконописца, но они же за это время выдвинули такое количество неправдоподобных версий, что «Троице» снова понадобилась реставрация, но уже в переносном смысле. Икону нужно было очистить от мифов, созданных вокруг нее. Главным таким мифом было то, что в 1904 году Гурьянов полностью переписал икону Рублева и сейчас перед нами живопись начала ХХ века. Сегодня реставратор Дмитрий Суховерков впервые делится результатами своего 9-летнего исследования.
Проведено исследование иконы "Троица" преподобного Андрея Рублева
«Удалось выяснить все-таки и доказать, что та живопись, которую мы видим сегодня, является подлинной живописью XV века, — рассказывает Суховерков. — Здесь есть добавки, есть переделки, некоторые участки на иконе, конечно, пострадали при реставрации XVII века, скорее всего, и XIX века, но тем не менее основные изображения – одежды ангелов, лики ангелов – сохранились первоначальные».
«Троицу» Рублева исследовали при помощи нескольких методов. Ультрафиолет позволил увидеть остатки записей, инфракрасный свет – первичный рисунок самого Рублева, через микроскоп удалось разглядеть структуру живописи. Сегодня можно точно сказать, что принадлежит кисти Рублева, а что было переписано позднее. 
«Чаша просто изменила свою форму. Первоначально у нее были более заостренные края и у немножко иная форма, но в основе чаши сохранилась авторская живопись», — комментирует Дмитрий Суховерков. 
Результаты исследования «Троицы», говорят в Третьяковской галерее, важны не только сами по себе. С их помощью в музее планируют провести исследования всех икон Андрея Рублева. В том числе, так называемого Звенигородского чина. Имея эталонное произведение, его легко сравнить с другими.
«Когда мы знаем, как шла рука мастера, как он вел кисть, когда рисовал подготовительный рисунок, — говорит научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нарсесян. — Это видно очень хорошо, например, на инфракрасных снимках. Если мы опознаем эту же руку, допустим, в Звенигородском чине, мы будем знать, что автор этих икон один и тот же».
Самым трудным, считают специалисты, будет отделить авторскую манеру Рублева от общей стилистики эпохи, когда он творил. Это уже следующая задача, возможно, для будущих поколений исследователей. 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...