Преподобный Стефан Махрищский, один из многих почитаемых русских святых, являет собой «ревнителя православия и наставника чистоты, ищущим спасения — путеводительный светильниче…, Преподобного Сергия духовный собеседниче», как величает составленный сему преподобному мужу тропарь [1].
Преподобный Стефан Махрищский.
Иконописная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Преподобный Стефан явился основателем Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, расположенного недалеко от Троице-Сергиевой лавры и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.
Выбор данной темы нашего исследования не был случайным. Представляется интересным показать взаимосвязь местного монашества с Троице-Сергиевой лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредственно способствуя возникновению пустынных монастырей.
Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоянно находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимоотношения двух святых обителей и является целью нашего исследования.
Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в.
Вполне понятно, что житие — источник очень специфичный. Еще в 1871 г. В.О. Ключевский в своем труде «Древнерусския жития святых как исторический источник» писал: «… во-первых, этот источник не так свеж и обилен, как о нем думают, во-вторых, его небогатым историческим содержанием нельзя воспользоваться без особого предварительного изучения его в полном объеме» [2].
К большому сожалению, очень часто невозможно проверить житие показанием другого источника. Что касается жития Стефана Махрищского, то его написание относится к так называемому «Макарьевскому» времени и написано оно иеромонахом Иоасафом, который в середине XVI в. был автором жития Григория и Кассиана Авнежских. Ключевский датирует время написания жития Стефана Махрищского между 1580 и 1583 годами [3].
Таким образом, самая ранняя, дошедшая до нас редакция жития святого появилась почти через полтораста с лишним лет после смерти святого.
Судя по записи, Иоасаф при работе пользовался древними свитками и хартиями, которые были написаны современником Стефана Серапионом. «Они же принесоша мни из монастырская ксенодохия свитцы на хартиях написаны бяху прежде много времени из некоего старца саном суща священника тоя обители именем Серапиона» [4]. Этот факт дает нам основание с большим доверием относиться к житию святого, составленному Иоасафом, поскольку его написание основано на труде священника, знавшего лично преподобного Стефана. В.О. Ключевский к тому же утверждает, что при написании Иоасаф пользовался сведениями из жития Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, современников и друзей Стефана [5].
Мы в своем изучении данного вопроса пользовались одной из самых ранних редакций жития Стефана Махрищского. Это: «Жития святых русских. Апокалипсис толковый» XVI в., хранящийся в РГБ в отделе рукописей. Фонд 304/1 № 692. Здесь же хранятся служба Стефану Махрищскому и более поздние редакции жития 1632 и 1677 годов [6]. При сравнении житий XVI-XVII вв. с изданиями текста жития XIX в. мы обнаружили некоторые разночтения. Так в работе Филарета, архиепископа Черниговского, «Русские святые, чтимые всею церковью или местно» [7], а затем и в работе Д.И. Протопопова «Жития святых, чтимых православною российскою церковью» [8], цепь событий жизни святых изменена, упоминание об основании Авнежского монастыря Стефаном в их изложении идет прежде описания прихода преподобного Сергия в Махрищскую обитель, а в житии XVI в. Стефан с Григорием уходят в вологодские земли после того, как его монастырь посетил Сергий Радонежский [9]. Кроме того архиепископ Филарет уточняет, что посвящение в игумены Стефана не могло быть при митрополите Феогносте (как это сказано в житии), а случилось оно при митрополите Алексии. Вызывает интерес вопрос о времени обретения мощей преподобного Стефана. В работах Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии» [10], Л.И. Денисова «Православные монастыри российской империи» [11] это событие датируется 1550 г., у М.В. Толстого «Книга глаголемая описание о российских святых» [12] — 1654 г. (скорее всего это опечатка). В житии XVI и XVII вв. обретение мощей относятся к времени постройки каменной церкви Живоначальной Троицы, то есть к 1557 г. Имея в виду разночтения, в сфере нашего изучения оказались жития современников Стефана Махрищского, поскольку самые первые документы, характеризующие хозяйство, монастыря относятся к 30-м годам XV в.
Акты из монастырского архива, относящиеся к XV— XVI вв., подразделяются на категории: жалованные великокняжеские и царские грамоты, то еесть акты государственной власти, и частные акты. Последние в зависимости от характера совершаемой сделки, делятся на данные, то есть фиксирующие дарение, купчие, меновые и выкупные. Особую категорию составляют докладные, разъезжие, судные грамоты монастырской администрации [13]. Важные сведения имеются и в материалах Вкладной книги Махрищского монастыря, относящихся ко второй половине XVI-XVII вв. [14]
Среди изданий XIX-XX вв. занимают работы, непосредственно касающиеся истории жизни Стефана Махрищского и его обители. В 1852 г. вышла небольшая работа С. К. Смирнова «Историческое описание Махрищского монастыря» [15], к 500-летию кончины преподобного издана небольшая брошюра «Преподобный Стефан Махрищский» [16] (1906). Наиболее полное описание жизни преподобного имеется в работе А. Воскресенского «Святыни Стефано-Махрищского общежительного мужского монастыря» [17]. Издана в 1914 г.
Иллюстративным материалом к данному сообщению явилась житийная икона Стефана Махрищского XVII в., хранящаяся в фондах музея-заповедника «Александровская Слобода», а также гравюра Шелковникова «Преподобный Стефан встречает преподобного Сергия» и фотографии Троицкого Стефано-Махрищского монастыря дореволюционного времени.
Основатель Махрищской обители Преподобный Стефан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской лавре, основанной в 1051 г. Антонием и Феодосием Печерскими. Становление Стефана как инока было обусловлено порядками и законами данной обители, старающейся поддерживать суровое аскетическое житие, и соблюдать общежительный устав. По мнению исследователя А.В. Карташова, «Киевский Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем монашеского строения, воздвигнутым без предварительных денежных средств, одним трудом и подвигами братии» [18]. Именно здесь, при необходимом испытании, принял иноческое пострижение Стефан.
Достаточно зрелым, с определенным запасом знаний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы гонения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев [19]. Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве: «Исходит блаженный тогда из Киева и пути водящего к северным странам пресловущаго града Москвы касается…» [20] Можно предположить, что его выбор не был случайным. Именно в то время происходила острая борьба за единство русской митрополии, сам митрополит Алексий приезжал в Киев, и вполне вероятно, что Стефан был приглашен в Москву, поскольку у него было четкое представление об отношении московского князя к христианской вере… «слыша тамо непоколебимую христианскою благостию, христианскую православную веру» [21]. Естественно, что Стефан был носителем традиций Киевско-Печерской лавры. И тот факт, что его, монаха, лично принимает московский князь Иоанн Иоаннович Кроткий говорит об авторитете, которым Стефан обладал еще в Киеве. Судя по житию, великий князь имел с ним частые беседы. Но «Блажен же Стефан из младенчества ненавидя славы и любя безмолвие и смирение и зазираша себе о сем и начал молити самодержца…» [22].
Получив разрешение на поселение в пустыне в пределах московского княжества, Стефан прежде всего направился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Стефан назван собеседником св. Сергия «И во благодеянии прекрасного преподобного Сергия спостника же и собеседника божественного в пустынных удолиях» [23]. В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собеседники, поскольку он привлекал и вдохновлял его мудрым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефана в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.
Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий Радонежский, представлял собой основной тип русского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Феодосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Смиренная кротость — основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.
Когда к св. Стефану собралось достаточное количество иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица» [24], братские келии и общую трапезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромонаха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию — св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алексии [25]. В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановление общежития. Троицкий Стефано-Махрищский монастырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.
Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена Земли Русской преподобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопоставляя оба рассказа, мы получаем содержание происходивших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиглась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из монастыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий пришел в Махрищскую обитель, именно там он мог встретить понимание и поддержку. Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей братией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители несколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по благословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.
Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.
Как правило, монастыри подчиняли себе окрестные земли и население. Источниками роста монастырского землевладения были покупки, обмены, вклады «по душе». Монастыри получали право сбора пошлин в свою пользу. Формирование вотчин Махрищского монастыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуждения. Одно из первых упоминаний о земельных вкладах в монастырь мы находим в житии Стефана Махрищского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в.[26] Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока» [27]. Соседи Григория из с. Юрцева Алексей, Федор, Иван, Петр воспротивились этому, опасаясь, что князь Дмитрий Иванович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю. Они угрожали Стефану смертью.
Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Святой Стефан пытался успокоить «тревоги корысти», но не смог. «Бог да простит вас, чада, и не вы сие творите, но лукавый диавол» [28]. Вручив управление монастырем старейшему из иеромонахов Илии, преподобный Стефан со своим учеником Григорием ушел из обители. Это случилось около 1370 г. Как можно объяснить эти поступки преподобных? Оставить свой пост, оставить наставничество? Вероятно, здесь ясная святая вера, что так будет лучше. Если зажглись страсти, зависть, ненависть, то их нужно устранить: «Пусть я уйду, не сооблазняю и не разжигаю. Если меня любят, то любовь свое возвиет — пусть медленно. Если Бог так повелевает, значит, он уже знает — нечего раздумывать» [29].
Стефан с Григорием отправились в вологодские земли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель, «…крест водрузиша, потом же под нех пении церковь поставляют во славу святыя живоначальныя Троица» [30].
Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достигла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на устроение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею. Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвращение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, предпочтя внешней дисциплине — свободу и любовь.
Преподобный Сергий был родоначальником нового направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Сразу оговоримся, что учеником в подлинном понимании этого значения Стефана назвать трудно. Его мировоззрение сложилось еще в Киеве, и вряд ли выбор пустыни в Махрище обусловлен прямым влиянием Сергия. Но преподобный Сергий был величайшим из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV вв. являются его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Тем не менее справедливость требует указать, что аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах и преподобный Сергий как бы возглавляет его. И новое подвижничество со второй половины XIV в., существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижничество пустынножителей. Все известные нам монастыри Киевской Руси были городские или пригородные. Большинство святых XIV в. уходят из городов в лесную пустынь, «Излюбивши пустынь; они явили большую отрешенность от мира и его судьбы, чем подвижники киевские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи, но, взяв на себя труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси» [31].
Изучая и сравнивая жития преподобных, мы находим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобного Стефана к плеяде последователей.
Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кончины, Преподобный собрал братию, преподал им последнее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу. С течением времени память о преподобном Стефане не исчезла, несмотря на то, что в конце XV в. пожар уничтожил все постройки Махрищского монастыря. Согласно житию, это было наказанием за не совсем благочестивую жизнь его насельников [32]. В первые годы после смерти Стефана в обители ежегодно отмечали день преставления Первоначальника. Было установлено почитание его памяти как чаемого святого» [33]. Затем забыто и восстановлено после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище … и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и свешу велику поставити, сам совершив божественную службу соборные и братию вельми учередив, и устави паки о том преподобному Стефану» [34]. Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.
При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил службу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Именно в этот период в русской церкви была проделана огромная работа по канонизации русских святых. Причисление Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. до учреждения св. Синода (1721).
Митрополит Макарий после представления ему игуменом Варлаамом жития и службы Стефану поручил иеромонаху Данилова монастыря Иоасафу придать этому житию литературную форму, что им и было исполнено. Высшая церковная власть контролировала составление служб и житий «по подобию» то есть чтобы они были составлены более или менее удовлетворительно по своим литературным качествам. Многочисленность подвижников, причтенных к лику святых для местного и общего почитания за вторую половину XVI и весь XVII в. объясняется большой миссионерской активностью русской церкви с ее монастырями и строгой школой монашества.
Время канонизации Стефана Махрищского совпало с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александровой Слободе. Царь Иван IV благосклонно относился к монастырю, делая пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги царь лично был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строительство каменной церкви в 1557 г. [35]
В 1571 г. монастырю Иваном Васильевичем дана несудимая грамота на все владения Махрищского монастыря при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Милостями царскими была обеспечена обитель.
Во время польско-литовской интервенции Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен. Сохранился до сегодняшнего дня рассказ о том, как «злодейская святотатственны руки, прикоснувшиеся к гробнице преподобного Стефана, попалены были огнем и как враги церкви Божией, устрашенные этим чудом, разграбив монастырь, разбежались и оставили святую обитель…» [36].
Со временем основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице- Сергиевой лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Федоровича обитель поступила в ведомство Троицкой лавры, вместе с монастырем Авнежским.
«… И ныне де по нашему указу тот монастырь велено ведать и строить имъ Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Аврамию Палицыиу…»
Монастырь после разгрома не мог оправиться, Троицкая лавра была занята устройством своей обители, после того же польского погрома. И только при митрополите Платоне, который обратил внимание на Махрищский монастырь, приступил к устройству св. храмов и ограды этой обители. Обитель обнесена высокой каменной оградой, и в монастыре устроено несколько храмов. Наибольший расцвет монастыря связывают с именем о. Саввы, которого в пятидесятых годах XIX в. Учрежденный лаврский собор назначил в Махру строителем.
В 1922 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятельницей.
В настоящее время в монастыре проживает 35 насельниц, несущих повседневные монастырские послушания. Служащий священник и настоятель храма святых апостолов Петра и Павла — игумен Порфирий — в прошлом насельник Троице-Сергиевой лавры, где в течении 20 лет нес монашеское послушание. Духовник монастыря — насельник Лавры преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей.
Полным ходом идет восстановление храма преподобного Сергия. 18 июля 1998 г., в день обретения мощей св. Сергия, был проведен первый молебен. Освящение храма планировалось на 8 октября 1998 г.
И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, основателя которого можно поставить в один ряд крупных духовных и политических деятелей таких, как Сергий Радонежский, Кирилл Болозерский, Стефан Пермский.
Е. В. СОСНИНА. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000, 70-84 с.
[2] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 1.
[3] Там же. С. 279.
[4] Жития святых русских и Апокалипсис толковый. Рукопись XVI в. С. 709-709об. Фонд 304/1. № 692.
[5] Ключевский В. О. Древнерусские жития… С. 281.
[6] Минеячетья. Рукопись. 1632 г. фонд 304/1 № 679. Службы и жития св. Серапиона архиепископа новгородского и Стефана Махрищсксго. Рукопись. 1677. Фонд 304/1 № 637.
[7] Филарет. Архиепископ черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. С-П. 1882. Т. 2.
[8] Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православной российской церковью. М., 1884.
[9] Жития русских святых и Апокалипсис… Л. 713,715об.
[10] Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882 г.
[11] Денисов Л. И. Православные монастыри российской империи. М., 1908г.
[12] Толстой М.В. Книга глаголемая описание о российских святых. М., 1995 г.
[13] Шумаков С. Обзор грамот коллегии-экономии. М. 1917. Вып. 4.
[14] Архимандрит Леонид. Махрищский монастырь. Синодик и Вкладная книга. М., 1878.
[15] Смирнов С.К. Историческое описание Махрищского монастыря. М., 1852.
[16] Преподобный Стефан Махрищский. С-Посад, 1906.
[17] Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного мужского монастыря. С-Посад., 1914.
[18] Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. С. 225.
[19] Еще в 1320 г. Киевское княжество попало под власть великого князя литовского Гедемина (1316-1341), который поставил в Киеве своего наместника. С1339 г. Галицкая земля и Волынь находятся под властью польского короля Казимира. При нем усилились притеснения православных.
[20] Жития святых русских и Апокалипсис… С. 710об.
[21] Там же. С. 710об.
[22] Там же. С. 711.
[23] Службы и житие свв. Тригория и Кассиана Авнежских. — Служба июля 14 св. Стефану Махрищскому. Рукопись XVII в. Фонд 304/1 № 635. Л. 12об.Жития святых русских и Апокалипсис толковый… С. 712.
[24] Жития святых русских и Апокалипсис толковый… С. 712.
[25] Митрополит Феогност умер 2 марта 1353 г. Московский князь Симеон Гордый умер 26 апреля 1353 г. Московский князь Иван Иванович Кроткий правил (1353-13 ноября 1359 г.).
[26] Данное событие происходит перед уходом Стефана и Григория в вологодские земли. Основание Авнежского монастыря датируется 1370 г. По житию московским князем в это время был Дмитрий Иванович (1359- 1389).
[27] Жития святых русских и Апокалипсис… С. 714об.
[28] Там же. С. 715.
[29] Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радонежский. М„ 1991. С. 178.
[30] Жития святых русских и Апокалипсис… С. 317.
[31] Федотов Г. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радонежский. М., 1991. С. 402.
[32] Жития святых русских и Апокалипсис… С. 719об.
[33] Голубинский Е. История, канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 113.
[34] Жития святых русских и Апокалипсис… С. 720об.
[35] Архимандрит Леонид. Указ. соч. М., 1878. С. 5.
[36] Владимирские епархиальные ведомости. 1882. № 16. С. 451.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...