Преподобный Сергий Радонежский и богослужебное пение

logo
Преподобный Сергий Радонежский и богослужебное пение

Образ преподобного Сергия в музыке неотделим прежде всего от богослужения и богослужебного пения.

В Житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Прему­дрым, говорится о явном чуде, свершившемся ещё до рождения свя­того: во время одной из воскресных литургий младенец «восклик­нул» трижды, будучи ещё во чреве матери. Случилось это в моменты наибольшей молитвенной сосредоточенности верующих: после Трисвятого и перед чтением Евангелия — «среди всеобщей тишины и бла­гоговейного молчания», потом во время пения Херувимской — «при­том уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви» и, наконец, в третий раз, когда священник возгласил «Вонмем! Свя­тая святым».

Сам преподобный Сергий описывается в Житии в одном из сво­их посмертных чудес поющим вместе с братией: некий инок Игна­тий, сподобившись за добродетельную жизнь чудного видения, видел «святого на всенощном бдении: Преподобный стоял на своем месте и пел вместе со всеми. Игнатий рассказал о том братиям, и все, услы­шав об этом, возрадовались великой радостью»[1].

Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм богослужения» [2]. Его основное назначение — «быть выраже­нием молитвы» [3]. При этом молитвенные тексты поются без сопро­вождения каких-либо музыкальных инструментов. «В «словесном служении» …только человеческий голос, одушевленный чувством и разумом, способен соединить слово и напев» [4]. Искусство церковное «всегда символично», «оно приоткрывает нам мир горний, говорит о иной, неземной реальности», «пение церковное есть образ ангель­ского славословия, песнь Ангелов, незримо сослужащих в храме» [5].

Поэтому «никакая церковная мелодияне существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы» [6].

Итак, музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный, сверхчувственный мир. Так, в православном понима­нии икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о ду­ховной реальности, «окно в горний мир», через которое надмирная святость являет себя миру. «И созда, яко икону, песнь»,— говорит богослужебный текст. Песнопение — это звучащая икона [7].

«Необычайное богатство …песнопений имеет общую связующую основу — осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византий­ским песнотворцем святым Иоанном Дамаскиным» [8]. Осмогласие (цсл., восьмигласие) — система гласов, служащая для певческого оформления богослужения

Святой преподобный Сергий Радонежский канонизирован в сере­дине 15 века. Считается, что первым автором службы, как и жития, был Епифаний Премудрый. Затем в середине XV в. ее переработал писатель Пахомий Логофет.

В рукописи последней четверти XV в. Кирилло-Белозерского со­брания, содержатся два тропаря Сергию.

К тропарю «От юности восприял еси» имеется указание «Епифаниево»; к тропарю «Иже добродетелей подвижник» — «Пахомия Сербина» [9].

Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подви­га конкретного святого, прославляет его житие и святость. Испол­няется тропарь преподобному Сергию 4-м гласом. Это один из наи­более употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строе­ние доступно всем. Тихими и мягкими переходами тонов он сооб­щает покой душе…

Другой тропарь и кондак (песнопение, в котором развивается, до­полняется основная тема тропаря) Преподобному поются 8-м гласом.

По моим личным ощущениям, церковная музыка спокойная, исполняется в минорной тональности. В процессе пения модулируется в мажорную тональность и тем самым меняет свое на­строение. Нет резких переходов от одной октавы на другую, а плав­ный переход по всем нотам октавы.

В богослужебном пении выделяются стихиры — песнопения, на­писанные стихотворным размером. Стихирам посвящено исследова­ние специалиста по изучению древнерусского певческого искусства Натальи Семёновны Серегиной «Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества».

Из этой работы я узнала, что «во второй половине XVII в. служ­бы Сергию становятся едва ли не самым масштабным циклом песно­пений из всех русских служб» [10].

Под пение одной из важнейших стихир («Приидитевсе иноче­ствующие») на службу приходил сам царь и прикладывался к иконе праздника [11].

В одном из списков над словами этой стихиры сохранились не­сколько фит (фита — символ для обозначения мелодического фраг­мента, распеваемого на небольшое количество слогов), что говорит об особой высокой торжественности праздника. Интересно, что, по мнению исследовательницы, в этом случае можно говорить об авторе данного распева — выдающемся русском композиторе-роспевщике 16 века Федоре Крестьянине [12].

По мнению автора статьи, «основной корпус песнопений Сергию Радонежскому сформировался и бытовал на протяжении двух веков — с конца XV по XVII в.» В XVIII веке состав стихир уменьшается [13].

Но жизнь не стоит на месте, житие Преподобного Сергия про­должает вдохновлять композиторов и певцов. В конце 20 века жил замечательный церковный композитор Сергий Зосимович Трубачев, написавший многочисленные церковно-певческие произведения, создавший гармонизации монастырских и древнерусских напевов.

Гармонизация — это написание аккордов для разных голосов, исполняющих мелодию.

Однако особенной популярностью сейчас пользуется песнопение «О сладкого Твоего гласа» с подзаголовком «Из Жития преподоб­ного Сергия»: это молитва к Божией Матери, текст которой заим­ствован из жития святого [14].

Таким образом, хотя сегодня мы празднуем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, хотя с момента его канонизации прошло более 5-ти с половиной веков, образ святого продолжает вдохновлять композиторов на создание музыки, раскрывающей кра­соту и величие его подвига.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

[2] Корнышева И.Р. «Музыкальная эстетика» православного бо­гослужения (автореферат диссертации).

[3] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное: ст. и исслед./ ди­акон Сергий Трубачёв. Сост. игумена Андроника (Трубачева),1 М.С. Трубачевой, О.С. Никитиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 520. ‘

[4] Там же, с. 519.

[5] Там же, с. 518.

[6] Там же, с. 520.

[7] Корнышева И.Р. Там же.

[8] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное… С. 521.

[9] Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Диакон Сергий Трубачёв Полное собрание богослужебных песнопений в 2-х томах. М.: Благо, 2011, т. 2 с. 326, ноты с. 61—92.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...