Покаяние — очищение от греха

logo
Покаяние — очищение от греха
Нужно непрестанное покаяние, непрестанное к 
себе внимание в духе веры… непрестанное исправление,
 непрестанное подвизание себя вперед, 
непрестанное совершенствование себя. [1]

Человек, зараженный грехом и окруженный миром зла, но, оставаясь образом Божиим, стремится вырваться из этих оков. Его христианская душа «жаждет покаяния, как врачевства, как мертвая — жизни, как пали­мая зноем грехов — прохлады, как больная — врачевства и исцеления». [2]

Покаяние, данное нам — нашей немощи безмерным человеколюби­ем Божиим, «есть отрицание, осуждение греха, война с грехом от всего сердца и помышления, словом и делом… отвращение от него, попрание всей прелести и привлекательности его, глубочайшая ненависть к нему как к безобразию, смраду, безумию и нелепой вражде против Бога и про­тив себя, против собственного блага». [3]

Важной составляющей частью покаяния является исповедь — «сер­дечная, глубокая, полная». [4] Тот, кто даёт полный отчет о своих мыслях и делах на исповеди, не устрашится держать ответ и на последнем всеоб­щем Суде Христовом. Таинство Покаяния для того и установлено Спаси­телем, чтобы чрез него — это земное «судилище» — очиститься, испра­виться и таким образом подготовиться к непостыдному, доброму ответу на Небесном Страшном Суде. [5]

Исповедь может быть трудной, жгучей операцией, но именно она пролагает путь к здравию. А это значит, что на исповеди надо «без утай­ки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остаётся неизлечимой и будет болеть и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваской оста­нется для других душевных немощей или греховных привычек и стра­стей. Священник — врач духовный; покажи ему раны, не стыдись, ис­кренно, откровенно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви, — за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? — Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, и раздража­ются, и нельзя к ним приложить никакого врачевства». [6]

Чтобы быть духовно здравым, надо «выплакать» или «выстрадать» свои грехи. [7] Если этого не сделаешь «не выплачешь своего греха или не раскаешься в нём… в сердце возникает нудящее стремление ко всем страстям; беды окружат тебя со всех сторон». [8] Грех не только поражает духовно, но убивает «и физическую жизнь». Кто из плакавших о своих «грехах не замечал, — ставит вопрос Батюшка, — что до плача во время греха они страдали душевно и телесно, лицо их испадало и внутренности были как бы пробиты гвоздями, а после плача, после слёз, с которыми выходят обыкновенно скверны сердечные, тело было свободно и легко, как перо, а лицо цвело румянцем радости и спокойствия?» [9]

Тайна очищения от грехов особенно совершается и ощущается в хра­ме Божием. «Благоговей же к месту, где совершается очищение твоих душевных скверн, — призывает Батюшка, — где ты примиряешься с Бо­гом, где получаешь истинную жизнь духа. — Сколько раз Господь пода­вал мне, — свидетельствует он о себе, — здесь очищение грехов моих, без которого я не мог бы наслаждаться дарами Божиими — величайшим даром жизни, дарами мира и радости и благами вещественными. Слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий, Ты — очищение о гресех наших (1 Ин 4:10), не о наших же точию, но и всего мира!» [10]

От тлеющего во грехах человека требуется постоянное внимание к своим помыслам и волевым движениям, вера в скорослышащего Спаси­теля и надежда на его милость, «неотпадающая» — крепкая любовь к Не­му, борьба с врагами спасения, а при борьбе непрестанная молитва. И Господь, видя немощь кающегося, но и его устремление к всесильному Небесному покровительству, поможет, защитит, помилует и спасёт. [11]

Каяться нужно во всяком грехе и каяться часто — после всякого па­дения. «Кто не кается и не радит о покаянии, тот крайне запускает своё сердечное поле и даёт усилиться в нём всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе покаяние и исправление». [12] — Пал — восстань — и спасешься. «Какая благость Господня безмерная! — восклицает отец Иоанн. — Какое беспредельное милосердие! Какое удоб­ство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего издыха­ния. Знает Господь нашу немощь, поползновенность ко всякому греху с самого младенчества; знает и злоухищрение врагов бесплотных, прель­щающих нас ко греху и долготерпит нам ожидая покаяния, борьбы и ис­правления, и дел благих. Не вознерадите». [13] Расскажите всеблагому Гос­поду о своих греховных язвах и недугах, вспомните их и просите у Него «озарения сердечного, просвещения, познания их, воздыхания, слёз» — и получите «богатство милости исцеления, здравия, мира, тишины и сво­боды и благодерзновения, ибо Врач Небесный всегда готов миловать и врачевать нас, смягчать и обвязывать раны наши душевные». [14]

К кающимся в Великом посту св. Иоанн обращает особое слово: «Се­годня день покаяния, царский смотр; Господь будет осматривать Своё духовное воинство, то есть нас, Его воинов; нужно духовно омыться, очи­ститься, осмотреться, оправиться, ободриться. Завтра Царь Небесный по­зовёт нас на Свою трапезу духовную, великолепную, на которой предло­жит в пищу и питие Свой чудный, небесный хлеб жизни, пречистое Тело Свое и свое бессмертное питие, бессмертную жизнь дающее, пречистую

Кровь Свою. Омойтесь же все слезами покаяния, очистите скверны ду­шевные и телесные, да будете достойны сей Тайной Вечери». [15]

Созданы мы были Богом непорочными, но не сумели сохранить этот великий Божий дар и потому теперь — по изгнании из рая покаяние «за­поведано каждому». [16] «Бог создал тебя, человек, — обращается к каждому из нас св. пастырь, — не козлом, а ты сам делаешься козлом бодливым и вонючим, смердящим грехами; сотворил тебя не змеёй, а ты сам дела­ешься змеёй злой, коварной, уязвляющей; создал тебя не лисицей, а ты сам делаешься лисой — лукавой, хищной, похищающей чужую честь, не­винность, достояние; ты сотворён не собакой, а лаешь часто напрасно на ближнего и кусаешься; ты не осёл и не конь, а лягаешься и иногда ляг­нешь так ближнего, что на всю жизнь сделаешь его больным; ты не волк, а увлекать в погибель души человеческие, да и самые тела — готов; ты не конь, а похотствуешь, как он. Так мы заняли у животных бессловесных, по невниманию и нерадению, многие их качества, будучи сотворены ра­зумными и словесными и со способостью на всё честное, святое, доброе, благородное, похвальное». [17]

Нельзя откладывать покаяние на другой день. — Это опасно. «Бес­плотный враг все силы свои употребляет на то, чтобы воспрепятствовать истинному покаянию и свести человека во ад». [18] В подтверждение сей ис­тины св. Иоанн ссылается на свой духовный опыт: «Я до последней неде­ли отложил говение, и пред покаянием враг связал мои душевные си­лы». [19] Нужно каяться в продолжение всей жизни [20] и как можно чаще повторять сердцем и устами слова Псалмопевца: Боже, Боже спасения моего (Пс 50:16) [21]. Именно здесь, на земле, надо искренно — «из глубины души»— покаяться и исправить свою жизнь. [22] Есть страшная истина: «Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность из­меняться к лучшему, но остаются неизменными и, значит, преданными вечным мучениям (грех не может не мучить)». Правда, молитвы Церкви имеют огромную силу, но они действуют лишь «на раскаянных греш­ников… на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия». [23]


Какой бы грех ни совершил человек не должно отчаиваться в возмож­ности прощения и спасения. Отец Иоанн учит священника: «Как диавол не отчаивается в чьей погибели, так ты не отчаивайся ни в чьём спа­сении». [24]

Власть прощения принадлежит одному Богу. Но Господь, «чтобы поч­тить высокие добродетели святых— особенно Своей Пречистой Ма­тери, — которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни… принимает и их молитвенное предстательство о нас, не­достойных», если только грехи людей «не превосходят меры Божия дол­готерпения». [25]

После прощения греха, после победы над ним наступает тишина и легкость души. Это тишина Божественная — «благое и лёгкое иго Хри­стово». [26] Эта тишина, это иго Христово достигают своего зенита в приня­тии Святых Тайн после достойного покаяния. «Вместо древа жизни — Хлеб жизни; вместо плодов древа познания добра и зла — тот же живо­творящий Хлеб жизни. Тогда сказано: «Не прикасайтесь, да не умрете», ныне сказано: «Вкусите, и живи будете». Тогда поверили Ева и Адам обольстителю, и умерли; ныне, напротив, мы веруем словам Господа жизни: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя» — и оживотворяемся: чем пали, тем и восстали; пали неверием Богу, непослушанием — восста­ли послушанием веры. Там мы согласились с диаволом против Бога и со­единились с ним — лжецом — на смерть себе — ныне всем сердцем со­глашаемся с Самой Истиной — Богом — Спасителем, и истинствующим сердцем соединяемся с Ним — на жизнь себе, на покой и радость». [27]

***

Раскрыв сущность истинного покаяния, св. пастырь взывает: «Взирай ко Господу в молитве покаяния… и не смотри пристрастно ни на что жи­тейское, как тленное и преходящее; ни к чему не прилепляйся сердцем. Смотри, как жили и подвизались святые, как для любви Божией они от­рекались всякой житейской любви, всякой собственности, даже любви к родителям по плоти, любя их духовно в Боге и для Бога». [28]

Св. Иоанн напоминает слова Предтечи Господня: Ему же лопата в руце его и отребит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу Свою, плевелы же сожжет огнем неугасимым (МфЗ:12), и объясняет: «Не простая лопата, а Божественная, которая чудесно, в совершенстве разлу­чает пшеницу от плевел, или сорной травы, и собирает пшеницу истин­ной веры и добродетели в небесную житницу на вечное блаженство, а от­руби безверия, маловерия и греха всякого рода предаёт на сожжение в неугасающем огне. Грозные, истинные слова самой небесной Правды и Истины. Внимайте же, земнородные, слову великого Предтечи Господня Иоанна и очищайте себя покаянием, пока есть ещё время для покаяния, пока ещё можно отделить от себя плевелы и избавиться от них чрез веру, молитву всегдашнюю, воздыхания и слёзы и чрез милостыню к бедным и другие добрые дела; кайтесь усердно, ибо уже секира при корени древа ле­жит, и всякое древо, не приносящее плода добра, посекают и бросают во огнъ геенский (ЛкЗ:9)» [29]

Закончить данную главу хочется также словами св. Иоанна, перефра­зировать которые автор, как и в других случаях, не дерзает: «Блаженны мы, что принадлежим к Святой Православной Церкви, непрестанно мо­лящейся о нас действенно и спасительно… Даруй мне, Господи, испол­нить Закон Твой, который есть любовь во всей силе, во всей обширности, во всей глубине». [30]



К.Е. Скурат. Избранные труды. Сергиев Посад 2008



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Правда о Боге, мире и человеке. С. 80.

[2] Правда о Боге, мире и человеке. С. 56.

[3] Мысли христианина. С. 284.

[4] Там же. С. 284.

[5] Там же. С. 285-286.

[6] Богопознание. С. 239.

[7] Там же. С. 246.

[8] Богопознание. С. 306.

[9] Правда о Боге, мире и человеке. С. 51, 56-57.

[10] Там же. С. 58-59.

[11] Там же. С. 57-58. 

[12] Правда о Боге, мире и человеке. С. 53.

[13] Там же. С. 58.

[14] Там же. С. 55-56.

[15] Богопознание. С. 175.

[16] Там же. С. 175.

[17] Там же. С. 232.

[18] Там же. С. 103.

[19] Там же. С. 197.

[20] Богопознание. С. 669.

[21] Там же. С. 64.

[22] Там же. С. 277.

[23] Дневник. С. 678.

[24] Правда о Боге, мире и человеке. С. 57.

[25] Правда о Боге, мире и человеке. С. 50.

[26] Там же. С. 57.

[27] Там же. С. 80.

[28] Последние записи. С. 91.

[29] Правда о Боге мире и человеке. С. 50.

[30] Там же. С. 57.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...