Под прицелом МАКСа

logo

Под прицелом МАКСа

В минувшие выходные на аэродроме в Жуковском состоялся двенадцатый по счёту Московский авиационно-космический салон (МАКС-2015). На нём свои достижения представили сотни российских и зарубежных компаний, среди которых было и сергиевопосадское предприятие ЗАО "Фазотрон-ЗОМЗ-АВИА". Оно специализируется в изготовлении высококачественных оптических приборов для авиационной техники.

Целится, не щурясь

Мы побывали на знаменитом авиакосмическом салоне 27 августа. Нашим гидом стал генеральный директор и главный конструктор "Фазотрон-ЗОМЗ-АВИА" Павел Благов.

Пройдя проверку полицейскими и службой безопасности, мы вышли на лётное поле, где располагалась грандиозная экспозиция из сотен летательных аппаратов. Павел Благов сразу же повёл нас к боевым самолётам, находящимся где-то в середине выставки.

"Наше предприятие входит в структуру управления АО "Концерн Радиоэлектронные Технологии" государственной корпорации "РОСТЕХ", — начал свой рассказ главный конструктор. — Мы разрабатываем и серийно выпускаем современные коллиматорные индикаторы для авиационных прицелов боевых самолётов".

Под прицелом МАКСа

Стоит сразу объяснить, что такое коллиматорный прицел. Современные авиационные прицелы представляют собой сложнейшее электронно-оптическое устройство, которое устанавливается в кабине самолёта между лобовым стеклом и пилотом. Его экран практически прозрачен, и лётчик может не только видеть проецируемое на него изображение, но и смотреть сквозь него, контролируя окружающее пространство. В современном воздушном бою, когда решающими становятся даже не секунды, а доли секунд, так называемое коллиматорное устройство позволяет пилоту не терять драгоценное время на перевод взгляда с приборной доски на внешнюю среду и обратно. Нужная ему информация словно парит перед ним в воздухе — чтобы её считывать даже не надо перефокусировать взгляд.

В кабине боевой машины

Под прицелом МАКСа

Мы подходим к современному российскому многоцелевому истребителю четвёртого поколения МиГ-29К/КУБ. Это модификация легендарной боевой машины, которая появилась в военно-воздушных силах ещё в первой половине 1980-х годов. Самолёт предназначен для палубного базирования на авианесущих кораблях. Павел Андреевич с гордостью показывает нам на небольшой прибор в виде рамки с системой линз в середине, который установлен в кабине боевой машины. В этот момент там сидит лётчик, а рядом с ним на металлическом трапе стоят ещё несколько человек. Они что-то живо обсуждают, то и дело заглядывая в рамку прибора.

Идём дальше. Су-30СМ — этот многоцелевой тяжёлый истребитель. "Кто-то додумался поставить на эти самолёты авиационные индикаторы французского производства! — возмущается гендиректор сергиевопосадского предприятия. — Не стоит объяснять, чем это чревато для нас в случае военного противостояния с Западом. К счастью, вовремя спохватились. Сегодня эти устройства снимают с боевых машин, а взамен устанавливают нашу аппаратуру. На данный момент уже изготовлено девять таких изделий. В этом году контрактом предусмотрена поставка ещё пятнадцати".

Стоит отметить, что за 15 лет своего существования "фазотрон-ЗОМЗ-АВИА" изготовил без малого тысячу сложнейших приборов для летательных аппаратов военного назначения. Все эти устройства — штучный товар, созданный на основе разработок отечественных конструкторов и с применением новейших технологий. Причём выполнены они исключительно из деталей и материалов российского производства.
"Недавно введённые западными странами в отношении России санкции нас совершенно не касаются, — замечает руководитель предприятия. — Мы уже давно рассчитываем только на свои силы и вполне справляемся с возложенными на нас задачами".

Хорошие перспективы

Следующим самолётом, стоящим в одном ряду с МиГами и "Сушками", оказался Як-130. На фоне хищных силуэтов боевых "побратимов" он выглядит эдаким голубем, однако не стоит спешить с выводами.

"Учебно-боевой Як-130 — это разработка уже не советская, а российская, — продолжает свой рассказ Павел Благов. — Он появился в середине 1990-х. Самолет, в какой-то мере, уникальный. Он позволяет тренироваться пилотам различных боевых самолётов четвёртого и пятого поколений как наших отечественных, так и зарубежных — у него для этого есть специальная система имитации режимов боевого применения, которую можно изменять в зависимости от типа самолёта. Помимо этого Як-130 — это ещё и штурмовик. В боевом снаряжении он оснащается пушками, бомбами и ракетами".

Слова нашего экскурсовода подтверждает целый арсенал, аккуратно разложенный перед самолётом. А в кабине красуется наш прибор.

Коллиматорный авиационный индикатор ЗОМЗовского производства устанавливают на многоцелевом сверхманевренном истребителе Су-35 и перспективном многофункциональном истребителе МиГ-35. Первый поступил в Военно-воздушные силы России только в прошлом году, а второй, вообще, только готовится встать на вооружение и произойдёт это не раньше, чем через пару лет.

"В ближайшем будущем нам известен объём работ, — с удовлетворением сообщает Павел Благов. — По программе вооружения Минобороны Российской Федерации, до 2020 года наше предприятие только для Су-35 изготовит 48 изделий. Помимо этого у нас закончены опытные работы по вертолётному прицелу для ударного вертолёта Ми-28Н. Его ещё называют "Ночным охотником".

В кооперации на экспорт

Помимо огромного количества самолётов, вертолётов, систем противовоздушной обороны и множества другой сопутствующей техники на авиасалоне было представлено и различное высокотехнологичное оборудование вкупе с новейшими технологиями, связанными с авиацией и космонавтикой. Всё это размещалось в гигантских павильонах прямо на территории аэродрома. Мы побывали только в нескольких, там, где была представлена аппаратура, в изготовлении которой участвовало сергиевопосадское предприятие. В частности мы зашли в отдел ЗАО "Гефест и Т" — компании выполняющей заказы для оборонной промышленности. В кооперации с этим предприятием "Фазотрон-ЗОМЗ-АВИА" оснащает авиационными индикаторами модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24МК, поставляемые на экспорт. Именно такой самолёт, принадлежащий ВВС России, в апреле прошлого года жутко напугал команду американского эсминца "Дональд Кук" в акватории Чёрного моря.

Кстати, наши земляки выпускают продукцию не только для авиации, но и для отечественной космонавтики. В частности, они участвовали в создании различных симуляторов для тренировок российских и зарубежных космонавтов.

Алексей Мичков
Фото Алексея Севастьянова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *