Повелитель пчёл. Репортаж с пасеки в деревне Слотино

logo
 Повелитель пчёл. Репортаж с пасеки в деревне Слотино

Буквально на днях отгремел Медовый Спас, и это отличный повод рассказать ещё одну хорошую историю о том, какие талантливые люди живут в нашем округе.

В этот раз речь пойдёт об увлечённым человеке, делом жизни которого стали пчёлы. Знакомьтесь, Владимир Чеканов — потомственный пчеловод, который восстановил пасеку, где трудились ещё его далёкие предки.

Старинная пасека

Дом Владимира Чеканова очень стар — построили его в 1900-м году. Менялась власть, отгремели мировые войны, люди полетели в космос, наступил век нанотехнологий, а он стоит — по-прежнему крепкий и надёжный.

Заходим в сад, где приятно пахнет переспевшими яблоками и грушами. На фоне — постоянный низкий гул: это деловито суетятся пчёлы. «Да вы проходите на пасеку, не стесняйтесь. Вам очень повезло. Первые ульи — с добрыми обитателями. Порода есть такая, европейская, — «карника» называется. У нас пчеловоды шутят, что она пролетит мимо тебя, ещё и извинится за то, что пролетела», — смеётся Владимир Александрович.

Мужчина надевает халат — специальное одеяние, предохраняющее от укусов насекомых, и маску пасечника. Дальше, по его словам, идут «злые» домики, их населяют наши, среднерусские пчёлы. «Это «европейцы» ваши по-европейски толерантны, а с нашими разговор, получается, короткий?» — спрашиваем. Владимир Александрович утвердительно кивает: к нашим надо с уважением подходить, панибратства не жалуют.

На ульях стоят трёхлитровые банки с прокисшим вареньем. Для пчёл они интереса и какой-либо ценности не представляют, а вот для ос и шершней — вполне. Ёмкости пасечник использует в качестве ловушек для потенциальных врагов: первые — заклятые враги пчёл, которые воруют мёд и истребляют обитателей ульев, вторые используют пчёл в качестве корма для потомства. Локальные конфликты между видами здесь возникают регулярно.

«Пчеловодству меня отец научил. Пасека эта здесь с XIX века стоит. Заниматься пчёлами я начал в 1984 году, как раз после армии. Она тогда разрушена была, мне пришлось её восстанавливать», — рассказывает наш герой.

Сегодня здесь насчитывается несколько десятков ульев. За свежим мёдом к Владимиру Чеканову приезжают не только со всех уголков округа, но даже из столицы.

 Повелитель пчёл. Репортаж с пасеки в деревне Слотино

«Пчелополис»

Обращаем внимание, что на летках (это доска, которую пчёлы используют в качестве прилётной полосы) копошатся пчёлы, которых соотечественники почему-то не пускают в дом. Это трутни — бесполезные единицы, роль которых сводится к тому, чтобы осеменить матку. Они ленивы, спокойны и абсолютно неприменимы в качестве собирателей или бойцов, так как у них нет жала. Вот их и выгоняет семья из дома в канун осени, чтобы те не ели столь ценный мёд. По закону природы, трутни неминуемо гибнут.

По словам Владимира Чеканова, в этом году взяток (период активного сбора нектара) завершился рано — 20 июня. «У них свои ориентиры есть какие-то. Для меня это до сих пор загадка, как они коллективно решают, когда прекращать сбор. Что-то они чувствуют в природе. В том году, например, до конца июля летали, и какая была зима!» — говорит пчеловод.

Действительно, есть такая примета: чем раньше из улья начинают постепенно изгонять трутней, то есть прекращается взяток, тем скорее наступит зима. Как говорится, вот и проверим.

В каждом таком улье — примерно шесть килограммов пчёл. Да-да, количество любители измеряют именно в килограммах. К весне, как правило, остаётся только полтора. Интересный факт: в зимовку пчёлы сбиваются в «клуб» — то есть, в тесный клубок, температура в котором даже в лютые морозы составляет +12-13С. Но десяток домиков Владимир Чеканов всё же уносит в дом, для подстраховки. «Развиваться семьи начинают ещё ранней весной, постепенно набирают силу. В мае начинается цветение, начинается взяток. Это удивительные существа, у которых вся иерархия — по возрастам. Вот пчёлка вывелась, вышла из ячейки, в которой провела 21 день. Затем поест мёда и принимается за уборку — вычищает своё прошлое обиталище, готовит место к следующей кладке. После она начинает вырабатывать маточное молочко, которым вскармливает матку и деток — «хозяйку» семь дней, подрастающее поколение — три. Далее уходит неделя на облёт, так пчела запоминает свой дом, места. Далее начинает принимать нектар от рабочих пчёл. Через две недели она пополняет ряды лётных собратьев», — рассказывает владелец пасеки. У каждой пчелиной семьи свой устав и характер. Владимир Чеканов умеет их различать.

Ещё один удивительный факт: лётная пчела живёт всего лишь 35 дней. Из-за напряжённой работы её крылья стираются, и она умирает. Как правило, в поле пчёлы большие ценители порядка и чистоты. «Зимняя смена», та самая, что в «клубе» может доживать до девяти месяцев.

 Повелитель пчёл. Репортаж с пасеки в деревне Слотино

Сладкое «золото»

Мёд нынче дорог — на рынке три литра лакомства стоит примерно полторы-две тысячи рублей. И это благодатная сфера для деятельности мошенников. Не секрет, что мёд часто подделывают нечистые на руку продавцы, смешивая его с сахарным сиропом, крахмалом и даже мукой. Так как определить, качественный ли товар вы покупаете?

Самый главный совет от пчеловода —  приобретать мёд только у проверенных производителей. «Нам, кто в деле давно и надёжно, нет смысла что-то подделывать. Во-первых, репутация, которую можно выстраивать годами, а потерять за один день. Во-вторых, просто некогда. Например, у меня считается хорошим урожай, когда удаётся собрать три тонны. Сейчас истинных пчеловодов, торгующих на рынке, не встретишь — все работают, гонят мёд», — говорит Владимир Александрович.

А ещё не стоит вестись на чисто маркетинговые уловки. Бывает, что жителям продавцы предлагают так называемый дикий мёд, якобы, самый полезный. Легенда при этом предлагается такая: пасека отгоняется в лес вместе с пчёлами. Через два года её забирают, чтобы изъять мёд. По словам специалистов, это миф: за это время без присмотра человека пчелиные семьи попросту разлетелись бы, кто куда. Роение никто не отменял.

Стоит быть внимательным и при покупке мёда по сортам — гречишного, липового и т. д. Если речь идёт о продукте, произведённом в средней полосе России, то это сущий обман. Мёд от наших пчеловодов весь собран на разнотравье.

По словам Владимира Чеканова, местный продукт не имеет определённого стандарта. На протяжении нескольких лет в Сергиево-Посадском городском округе активно цвёл белый донник, оттого и мёд получался белым, очень похожим внешне на сало. Вкус, правда, оставался при этом классическим. Мёд может быть совершенно разных оттенков — от золотистого до глубокого тёмного цвета.

 

Евгения НИКОЛАЕВА
Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *