О внешнем виде христианина

logo
Какое значение для России имеет Сергиева Лавра, куда стремится бесчисленный людской поток богомольцев-паломников, высоких делегаций и туристов? «Лавра, по словам отца Павла Флоренского, есть осуществление русской идеи, конспект бытия нашей Родины, пульс русской истории. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности». Однако проходят годы, меняются времена и нравы, изменяются и сами люди.
 О внешнем виде христианина

Чем же стала Лавра для современного человека? Обычная картина контрастов лаврской жизни — открытые яркие одежды туристов среди строго черных монашеских ряс. Словно из одного источника текут сладкие и горькие воды, в одном историческом месте обнаруживаются современные нравы и традиционные монашеские правила. Со временем для одних Лавра стала только местом культурного отдыха, шедевром мирового искусства, подобно афинскому акрополю или египетским пирамидам, для других же она навсегда осталась православной святыней и силой, объединяющей Святую Русь. «Странные» одежды монахов, как и все традиции монашеской жизни, — образ покаяния, пример большей заботы о внутреннем мире человека, чем о внешней стороне жизни, — не всегда понятны современному человеку, который больше заботится о внешнем. Стиль современной моды попирает законы совести и стыдливости — те нравственные законы, которые строго хранились как залог семейного благополучия даже у народов, не просвещенных светом христианского учения.
Казалось бы, зачем говорить о таком личном деле, как манера одеваться? Однако же именно «по одежде» мы судим о характере людей и в зависимости от внешнего вида принимаем или не принимаем их в общение. Не случайно император Петр Великий свой путь к реформе общественных отношений и упразднению патриаршества на Руси начал с изменения внешнего облика своих подданных — приказал брить бороды и носить парики. Великий реформатор и поклонник западной культуры понимал, что с изменением внешнего вида начинается воспитание нового внутреннего мира человека. Чрезмерное увлечение западной культурой, внешней красотой привело к забвению главного богатства человека — красоты души. «Душа драгоценнее всего сотворенного, — говорит преподобный Макарий Великий, — ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию». Истинная красота человека — в сиянии образа Божия, нетленной красоте вечной души. Можно даже сравнить красоту человека с благолепием иконы. Но как не каждое изображение святых можно назвать иконой, а только написанное по церковным канонам в иконописном стиле, так и истинная красота не в тленном, а в красоте жизни по заповедям Божиим.
Относительно внешнего вида Церковь учит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Мужчина, мирянин, должен находиться в храме с непокрытой головой, а женщина с покрытой. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11,4-5).

Апостол Павел пишет, чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 9-10). «Не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Один цвет любезен в женщине — это добрый румянец стыдливости», — учит святитель Григорий Богослов. Женщина, входящая в церковь излишне украшенной, по словам святителя Тихона Задонского, делает храм Божий позорищем (театром) и примет наказание от Бога за соблазнительное поведение.
Внешний вид христианина должен быть скромным, должен являть чистоту души. Такой божественной красотой сияют лики святых. Их образа украшают храмы и открывают нам благолепие иного мира. Храм — дом Божий. И как в чинопоследовании богослужения Церковь определяет строгий порядок, так и каждому отворяющему двери храма заповедано входить в него с «верой, благоговением и страхом Божиим».

Проходят века, меняются царства и их законы. Они так же изменчивы, как и сама человеческая натура. Входя же в обитель, каждый входит в вечное царство благодати Божией. Цените это и отдавайте… Божие Богу (Мк. 12, 17), подчиняйтесь Его духовным законам.
Иеродиакон Галактион


Источник: Троицкий сборник, №2. 2002. 409-411

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...