Особенности иконографической программы иконы «преподобный Сергий Радонежский, с житием» середины XVII века из частного собрания

logo
Иконографические программы икон преподобного Сергия в XVII веке расширились и обогатились новыми сюжетами. Богатый житийный материал, который в первой половине XVII века пополнился сочинениями Авраамия Палицына и Симона Азарьина, давал возможность создавать оригинальные по замыслу житийные образы святого. Разнообразие и вариативность сюжетов житийных икон Сергия Радонежского в искусстве этого времени сопоставимы с иконографией святителя Николая Чудотворца.


Особенности иконографической программы иконы  «преподобный Сергий Радонежский, с житием» середины XVII  века из частного собрания
«Преподобный Сергий Радонежский с житием в клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище»

После Смутного времени усилилось почитание преподобного Сергия как заступника и молитвенника за русскую землю. Недавние события Смутного времени, осада Троицкого монастыря, когда многочисленные явления преподобного помогли спасти не только обитель, но и государство, послужили причиной усиления героического начала в его иконографии. Наиболее яркий пример развернутого иконного повествования о судьбоносных для истории страны битвах — это дополнения конца XVII века к иконе годуновского времени «Преподобный Сергий Радонежский, с житием» из ярославской церкви Святой Троицы (ЯХМ). Но ярославская икона является уникальным произведением.
Особенности иконографической программы иконы  «преподобный Сергий Радонежский, с житием» середины XVII  века из частного собрания
 «Явление прп. Сергия Арсению Элассонскому»


В иконописи XVII века упоминания о событиях Смутного времени традиционно отмечались лаконичными знаковыми сюжетами. Одним из таких нововведений стало изображение явления преподобного Сергия архиепископу Арсению Елассонскому. К числу ранних известных изображений этого сюжета следует отнести клеймо иконы из частного собрания, которое завершает житийное повествование святого. Иконографическая программа иконы, вероятно, была разработана в иконописных мастерских Троице-Сергиева монастыря. Ее отличает подробное изложение событий детства преподобного Сергия, так же как в иконографии святителя Николая, и включение редких сюжетов. К их числу принадлежит рассказ о человеке, который не узнал преподобного из-за его бедных одежд. Все сюжеты сопровождены надписями-цитатами из жития, в некоторых клеймах проставлены номера глав повествования.

Е.М. Саенкова (Москва)
Источник: Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. — М.: МАКС Пресс, 2013

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...