Радостопечалие

logo
Радостопечалие

Так, слова радостъ и страдание, как выясняется, являются духовно сродными, где буква «Т» (вспомним историю с суворовским солдатом Митрофановым, это «Слово Твёрдо») есть мистическое уподобление Голгофскому Кресту. А и в самом деле, неужто есть на свете что-то, превосходящее крепостью своей, своей твердыней Крест Господень?! И в этом, только вдумаемся, заложен глубочайший смысл. Чтобы мы с вами имели в сердце своём самую великую радость, радость Воскресения распятого Христа и нашего будущего воскрешения (а как же иначе, тогда и впрямь, по слову Апостола, «тщетна и вера ваша» — 1 Кор. 15,14),- для этого Господь должен был пострадать на Кресте. Как созвучно этим мыслям удивительное русское слово, только вслушайтесь, — радостопечалие. Какое утешение несут эти слова всем нам: тебе сегодня радостно — это очень хорошо, но не забывай -Чьим страданием куплена твоя радость. Тебе сейчас трудно, ты страдаешь? Потерпи, родной, потерпи, как терпел Он — и тогда страдание твоё обернётся радостью. Всё это: и страдание, и радость сотканы воедино вкруг Креста, немыслимы без несения Креста. И это чрезвычайно важно, ибо не всякое страдание оборачивается радостью. Так, потеря сна, покоя и аппетита в связи с новой шубой подруги или поблёскивающей новой полировкой иномаркой соседа так и останутся реальными мучениями, не «конвертируемыми» в светлую радость.

Беседуя на эту тему, часто обнаруживаешь непонимание самого понятия страдание нашими с вами современниками, в особенности молодыми. Ведь зачастую страдание воспринимается ими как некий эквивалент физической боли, часто непомерной, изнуряющей. И как же бывают они удивлены, когда вдруг открывают для себя истину, заключающуюся в том, что для многих из нас страдание сегодня — это зачастую добровольное лишение себя той или иной степени комфорта. Причём хрестоматийный пример с общественным транспортом, где молодым людям надлежит уступать места детям, пожилым и женщинам в интересном положении -вовсе не исключение. Отнюдь не полагаю, что юные и молодые не устают: а если после долгой учёбы или изнурительной спортивной тренировки? Но тем и ценнее в глазах Божиих этот крошечный, но всё же подвиг, когда в буквальном смысле этого древнего слова следует взять самого себя за шиворот и подвигнуть, подвинуть. А вымыть посуду после семейного ужина? А вынести мусорное ведро так, чтобы это не привело к сердечному приступу мамы? А дотащить с рынка тяжеленные сумки? Продолжать? …Капелька за капелькой — натечёт озеро, говаривала моя добрая бабушка. Вот и русская поговорка гласит о том, что курочка по зёрнышку клюёт. К этим маленьким добрым делам, ведая об их спасительности, а ещё о нашей немощи, призывают во все времена Святые Отцы. Мы же… мы так часто боимся страданий и боли. «Будем предпочитать скорби и принимать их с большей отрадой, чем радость. Горькое лекарство часто полезнее, чем сладкое, потому что горькое исцеляет болезнь.

Настоящая радость рождается из боли» — эти проникновенные мудрые слова принадлежат святому старцу Паисию Святогорцу. Об этом говорится и в Евангелии от Иоанна: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин.16, 21). Как и известный академик И.П. Павлов полагал: «Точный исторический факт, что христианские мученики не только терпели, но и с радостью шли на мучения и умирали с хвалой Тому, во имя Кого они собой жертвовали».

Есть, однако, подвиг, есть страдание, мера которого, увы, по плечу не каждому. Вспомним, в некоторых семьях живут старые, часто больные люди — наши родители, а порой и их родители, случается, даже бабушки и дедушки наших пап и мам. Ухаживать за ними — это такая мука! То им душно, то из форточки дует, то слишком громко орёт ваш любимый певец… Вот вы пришли домой усталый и голодный, только бы поесть и отдохнуть. Но не тут-то было! Старики требуют самого подробного рассказа о делах-успехах. А купать старого человека — это же целая канитель. Недаром говорят: старый, что малый. И как же часто возникает искушение поступить так, как нередко случается это сегодня. Вот именно, переложить эту обузу на плечи специальных заведений, которые так часто показывают ныне в выпусках новостей. Сегодня их чаще называют интернатами, а раньше, помнится, домами для престарелых, а вот до революции — богадельнями. И вправду, люди там трудятся чаще именно для Бога. Вроде и есть в языке нашем это хорошее слово, но отчего-то, как и многие иные, отчего-то не в чести у себя на родине. И чего это власть предержащие, как и в прежние советские времена, так боятся слова Бог?! А без Бога, как говорят, не до порога…

Да старики и сами, случается, просят об этом — совестно им, в своём подавляющем большинстве прожившим нелёгкую и часто несытую жизнь, «мучить» родных. Да и картинки интернатовской жизни так заманчивы в вечерних выпусках новостей: тут у них и тренажёры, и танцы, и даже Интернет (!), и персонал улыбается в объектив телекамеры не хуже американских кинозвёзд. Только вот неизменно складывается навязчивое ощущение, что буйное это, не по годам, стариковское веселье от боязни — если вдруг остановятся и задумаются — расплакаться. Совсем как у американского поэта Ленгстона Хыоза: «…Ял, чтобы не расплакаться, во всю глотку захохотал».

Так какая же радость ожидает тех, кто встал на путь этого неброского, негромкого, каждодневного страдания? Впервые задав этот вопрос в одной юношеской аудитории, получил ответ, который очень порадовал. И вправду, у подъявшего этот крест наверняка будет радость ещё здесь, на земле: когда этот человек состарится, дети его,

памятуя об этой самоотверженной любви, в которой ведь и сами поучаствовали, возможно, не отдадут его в руки чужих людей, пусть даже заботливых. Остановимся же, пусть ненадолго, на слове самоотверженный — отвергнуть самого себя, самоотрешиться — оно ведь подлинно христианское, евангельское: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24-26). До последнего дыхания будут его, счастливца, обихаживать и ублажать, когда же наступит заветный час — отойдёт в мир иной, омытый и оплаканный своей роднёй, а не чужими людьми. Таков наш замечательный язык — добрый и мудрый учитель.

Василий (Фазиль) Ирзабеков. Русское Солнце или новые тайны русского слова



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...