Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

logo

Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежско­го, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображе­ния. Живописные же полотна, отражают то влияние, которое ока­зал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.

Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Несте­рова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не дава­лась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил зна­ние Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таин­ственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигу­ру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинствен­ное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим бу­дущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигу­ре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предсто­ящих ему.

Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем твор­честве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.

Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие ху­дожники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпи­зод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.

К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.

Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины де­ревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые спо­собны усмирить даже самого лютого зверя.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.

Среди художников XIX — первой половины XX в. особой попу­лярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.

Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в раз­ном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «…он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изо­бражена повседневная жизнь и труды монахов. Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соот­ветствует исторической правде. В «Житии» приводится случай, ког­да поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не при­знал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов

Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чу­деса, явленные Богом через Преподобного.

Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.

Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с Преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин. Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой оби­тели. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига. Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.

Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.

У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель Преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать. Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отпра­вился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова

Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты Преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.

Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощ­ников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объедине­ния русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.

Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Совсем другое на­строение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, дерев­ни и церкви. По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее — это и есть Родина, которую предстоит защитить кня­зю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде…» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, по­священные образу Преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской

Ю.П. Пантюхин

Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмо­тря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображе­на не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Пре­подобного.

Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Кон­стантиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец вос­точной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.

Художник ставит русского святого в один ряд с великими учите­лями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важ­но, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справед­ливости, вели их по пути духовного совершенствования.

Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает зна­чение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.

Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сер­гия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не аб­страктным святым, недосягаемым в своем величии, а живым чело­веком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим приме­ром Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал сла­бости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и до­броту даже к тем, кто обижал его.

Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного сно­ва и снова.

Неослабевающий интерес художников к образу этого святого по­казывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со сто­летиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему явля­ется Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Васнецов Аполлинарий Михайлович
Родился в с. Рябово Вятской губернии (ныне Кировская область). Брал частные уроки и учился у брата – В. М. Васнецова. Живописец, график, театральный художник, педагог. Член Товарищества... подробнее...

[2]Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874). Живописец, график,... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...