Неигрушечные страсти.

logo
Неигрушечные страсти - Информационный портал газеты "Ярмарка. Сергиев Посад"

 

Музей игрушки — это настоящая декоративная шкатулка, полная сокровищ искусства, науки и истории. Снаружи — прекрасное здание, разместившееся на холме над Келарским прудом словно маленький замок из красного кирпича. Внутри — уникальная коллекция игрушек различных стран и эпох, а также бесценный архив научных материалов и рукописей. Однако последние полгода музей овеян не только флёром романтики — вокруг него сгущается липкий туман скандалов и интриг. Развеять его — непростая задача, но я всё-таки попытаюсь.

Музей игрушки

Обратимся к истокам раздора.

В октябре 2014 года в музее меняется директор. На смену Александру Грекову, возглавлявшему учреждение в течение 13-ти лет приходит Елена Хохлова. Это событие — неожиданность для сотрудников музея. В течение последующих месяцев слухи о кадровой рокировке множатся и «желтеют». Резонанса добавляет тот факт, что новый директор — дочь бывшего главы района и города Василия Гончарова.

В январе 2015-го Елена Хохлова констатирует неудовлетворительное материально-техническое состояние здания музея и заявляет, что ему необходим капитальный ремонт (подробности в моей статье «Музей не игрушка» в №2 (316) от 23 января 2015 года). Спорить с необходимостью ремонта музея — это спорить с очевидными фактами, но…. Тогда же, в январе, мне в редакцию поступил звонок от сотрудников учреждения. Они пытались убедить меня, что под видом ремонта новый директор хочет освободить здание музея от коллекции, а затем устроить там гостиницу с рестораном. Фактов, подкрепляющих эту гипотезу, у жалобщиков не было, а публикация неподтверждённых слухов — не формат нашего издания. Между тем в городе нашлись и менее разборчивые журналисты, охотно взявшие на вооружение опасения музейных работников.

Дальнейшие месяцы скандал развивался на фоне информации о грядущем присоединении музея к ФБГОУ «Высшая школа народных искусств (институт)», филиалами которого уже являются бывший колледж игрушки и Богородское училище. Головное представительство ВШНИ находится в Санкт-Петербурге. Последним аккордом скандала стала открытая петиция Александра Грекова на имя президента с протестом против присоединения музея к ВШНИ.

Вот, что поведали о происходящем непосредственные участники конфликта:

Галина Дайн, кандидат искусствоведения, член Союза художников, бывший хранитель музея:

«Главным хранителем музея игрушки я работала с конца 60-х, всего — около двух десятков лет. Но даже после ухода со своего поста я продолжаю радеть за настоящее и будущее музея, его сохранность и развитие. Издав 280 публикаций, популяризирующих коллекцию музея игрушки, я и сегодня продолжаю работать над новыми книгами.

Однако, с тех пор, как директором музея игрушки стал Греков, я не имела доступа ни к коллекции, ни к архиву музея. Учреждение было словно приватизировано семьёй директора: жена — главный хранитель, сын — заместитель по научной работе, зять — заместитель по безопасности, дочь — научный сотрудник. Отказы в доступе к архиву и коллекции получала не только я, но и другие исследователи игрушки: С. Романов, Н. Четырина, Е. Змеева, А. Анциферов и не только… Не пускали даже Р. Бурмистрова, внука знаменитого богородского резчика А. Чушкина, семья которого подарила музею собственный фамильный архив. Фактически бесценные архивы музея оказались засекречены его руководством даже для ведущих специалистов научного сообщества. Как это можно объяснить?

За годы управления Грекова музей стал его закрытой семейной «вотчиной». Полная бесконтрольность и автономность учреждения привели к его угасанию и деградации.

Зато Греков и его жена вместе с игрушками царской семьи из коллекции музея приняли участие в шоу «Битва экстрасенсов» на телеканале ТНТ, обозвав это популяризацией музея. Но это ведь мракобесие, постыдное для любого члена научного сообщества!

Обо всём вышесказанном летом 2014-го года я написала обращение на имя министра образования Дмитрия Ливанова. Думаю, оно стало одной из причин отставки Александра Грекова с поста директора музея.

Новое руководство музея проявило инициативу к совместной деятельности. Я обратилась за материалами из архива и получила их. Но — ровно три дела из запрашиваемых шести. Остальных в музее просто не оказалось. Тогда новый директор, Елена Хохлова, создала комиссию по ревизии архивов. 

В эту комиссию вошла и я. И уже сейчас, когда мы заканчиваем работу, можно утверждать — не хватает как минимум трети материалов! И это самые ценные, уникальные рукописи… Хочу сказать, что музейный архив в 1950-м году был грамотно поставлен на учёт Раисой Максимовной Борисовой, с которой я была знакома много лет. Рукописные описи архива хранятся в музее до сих пор. Тщательно хранила архив и здравствующая поныне Резчикова Татьяна Николаевна. Надеюсь, что компетентным органам удастся вернуть раритеты в музей.

Кстати, вероломная ложь — стиль общения Грекова с коллегами с молодых лет. Как можно обращаться в СМИ с публичным призывом «вернуть музей в систему Минкульта», если он там никогда не был?! Греков ищет вчерашний день. Почему он не добивался перевода музея в систему министерства культуры, будучи директором?

Грядущее слияние музея с ВШНИ я поддерживаю. Это наконец-то разгерметизирует музей, откроет его для студентов и учёных. В первой половине ХХ века Загорск был столицей игрушки. Сейчас у нас появился шанс вернуть этот статус современному Сергиеву Посаду. Возобновление научно-исследовательской деятельности на базе музея станет первым шагом на этом пути».

Елена Хохлова, директор Музея игрушки:

«Министерство образования назначило меня на эту должность потому, что им нужен был дотошный, принципиальный человек, который сможет навести порядок в музее.

Сейчас мне приходится разгребать те завалы, что оставлены предыдущим руководителем. У меня за последние месяцы не было ни одного выходного дня. Я даже представить не могу, как Александр Греков руководил музеем, работая на полставки и бывая здесь пару раз в неделю. Результаты налицо: плачевное состояние здания, чудовищная недостача в архиве, и ни одна из музейных коллекций не зарегистрирована в федеральном музейном фонде, несмотря на предписание надзорных органов от 2009 года!

Начав свою работу, я столкнулась с нежеланием со стороны родственников бывшего директора устранить недостатки в их работе. Фактически, это саботаж. Главный хранитель, жена Александра Грекова, Тамара Атюшева убеждает сотрудников музея в том, что моя цель — отнять у музея здание. А уволенные мной за прогулы завхоз Роман Юревич, зять Александра Грекова и его дочь, младший научный сотрудник Дарья Грекова были свято уверены в том, что они образцово выполняют свои служебные обязанности и трудовую дисциплину. Кумовство в действии.

Что касается недостачи в архиве, то тут отдельная история. В 2011 году хранительница архива и библиотекарь Вера Полякова была переведена на должность экскурсовода, а её полномочия и ответственность не были переданы никому.  И это организация учёта и хранения?!

Ещё в 2008 году приказом  Грекова А. У. было  «исключено пользование архивом музея». На каком основании? Почему был закрыт доступ к архиву?

Журнал учёта выдачи архивных материалов перестал вестись с 2006 года. Так что: заходи и бери, что хочешь, только с устного разрешения директора или главного хранителя.

Уверена, этим и пользовалось руководство музея. Во время работы созданной мной комиссии в архив вернули  больше 20 дел, как утверждалось, «находившихся в работе» вне стен музея, но огромная недостача осталась. Комиссии ещё предстоит разобраться с этой ситуацией. И не только нам, а скорее всего и правоохранительным органам. Что это? Халатность, растрата или хищение предметов, имеющих особую ценность?..

О ремонте здания. Он необходим. Я не могу допустить ситуации, когда упавшая от сырости с потолка штукатурка уничтожит бесценные экспонаты музея. Пока нам не удаётся добиться экстренного финансирования на ремонт, но я прилагаю все усилия, чтобы это изменить. О том, что под предлогом ремонта музей лишится своего здания и речи быть не может, это — лживые слухи, распускаемые намеренно.

О реорганизации. Ещё в 20-30 гг. в Сергиевом Посаде, на тот момент времени Загорске, задумывалось создать кластер «Игрушки», что было обусловлено существованием множества народных промыслов на этой территории.  Был сформирован Научно-исследовательский институт игрушки, техникум игрушки, завод игрушки. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы именно в Загорск. В настоящий момент происходит возвращение к истокам. Только теперь базовым вузом стала Высшая школа народных искусств (институт). Как директор музея я поддерживаю идею о реорганизации и  предполагаемом слиянии с ВШНИ. В эту систему уже вошли училище Богородской фабрики и колледж игрушки. Всё это позволит «раскрыться» музею, вывести научную работу по изучению коллекций на новый уровень. А студенты Высшей школы смогут на практике применить полученные знания, и как раз в молодых кадрах  мы сегодня очень нуждаемся».

Валерия Ширшова, директор Сергиево-Посадского филиала ВШНИ:

«Наш сегодняшний филиал — это бывший колледж игрушки, который, как и Богородское училище, присоединился к ВШНИ в 2011 году. В конце апреля — начале мая этого года министерство образования заявило о возможности присоединения к ВШНИ и Музея игрушки. Разговоры об этом шли уже несколько лет.

От своего лица и лица коллектива ВШНИ я скажу: мы поддерживаем вариант объединения музея и института. Увы, последние годы, с тех пор как мы стали филиалом, доступ нашим студентам к архивам и коллекциям музея был заказан. Я не могу это объяснить иначе, как личным неприятием Александра Грекова к процессу слияния с ВШНИ. Об этом он высказывался неоднократно, при том в жёсткой и даже грубой форме.

Присоединение художественно-педагогического Музея игрушки к высшей школе народных искусств — явление закономерное и необходимое.

ВШНИ является единственным профильным вузом в России по 17 видам традиционного прикладного искусства, в том числе и в области игрушки, а музей — единственным профильным музеем в области народной игрушки как необходимой, исторически обоснованной составной части традиционного прикладного искусства нашей страны. В профессиональной подготовке будущих художников в каждом конкретном виде традиционного прикладного искусства игрушка является необходимым предметом изучения.

ВШНИ является единственным вузом России, в филиалах которого ведётся профильная подготовка профессиональных специалистов в области игрушки: в Богородском филиале ВШНИ — богородская деревянная резная игрушка, в Сергиево-Посадском филиале — текстильная, металлическая и другие виды игрушек. Для обоих филиалов Музей игрушки является не только базовой ступенью подготовки специалистов, но и неотъемлемой частью дорожной карты, последовательности обучения, включающего в себя дипломный проект по созданию игрушки и его материализацию».

Александр Греков, кандидат искусствоведения, член Союза художников, член-корреспондент РАХ, бывший директор Музея игрушки:

«Музей я получил в плачевном состоянии. Пришлось проделать титаническую работу, чтобы привести его к современному виду. Там, где я вычерпывал воду в пластиковый контейнер, сегодня кукольный театр. Раньше сотрудники обедали в помещении без вентиляции и с влажностью 80%, теперь у них есть оборудованная комната для приёма пищи, туалеты отремонтированы. Разве это не благо? У нынешнего руководства сейчас валится штукатурка с потолка, закрываются для посещений экспозиционные залы по этой причине. А я справлялся с этим оперативно, при минимальном финансировании из бюджета. Критиковать легко, а создать что-то из ничего — огромный труд. Так что мне непонятны упрёки сегодняшнего руководства.

Современный музей — это инфраструктура, способствующая комфортному пребыванию посетителя. Установка автоматов по продаже напитков, печенья и созданию сувенирных жетонов — не наше изобретение, мы шли в ногу со временем и в соответствии с пожеланиями наших посетителей. Заключив договор с предпринимателем, музей, не затратив ни копейки собственных средств, улучшил качество обслуживания посетителей. Сегодня в музее ничего подобного нет.

Моя отставка была вероломным действием со стороны Минобразования. В связи с переходом музея из ведомства РАО в Минобразования я должен был сложить с себя полномочия директора. Одним днём — увольнение, другим — принятие на ту же работу заново. Первое заявление подтвердили, второе — нет. Мне даже не дали положенного Трудовым кодексом месяца на передачу полномочий Елене Хохловой. О том, почему она была назначена новым директором, можно только строить догадки. Скорее всего, это — протекция.

Об архивах. Они никогда не числились в музее официально. Никто и никогда не ставил вопрос о его учёте, хотя мы знаем о законе об архивах, но мизерные зарплаты сотрудников, недостаток в квалифицированных работниках (в музее только 5 человек осуществляют работу по хранению, учёту и изучению коллекции в 160 тысяч музейных предметов основного фонда) не позволяли заняться официальной регистрацией научно-методических материалов. Сегодня можно напридумывать всё что угодно о том, что там было или не было. Доступ к ним я ни для кого не закрывал, это домыслы. И люди, которых перечисляет Галина Львовна Дайн, которым я якобы не давал доступа, могут это подтвердить. Если обвинения такого рода продолжатся, я готов подать в суд о защите своих чести и достоинства. Жалею, что не сделал этого раньше.

Да, у меня работали родственники. Но все они — квалифицированные специалисты в своей области, каких трудно найти. Мне за них никогда не было стыдно. Династия в России всегда приветствовалась. Это не нарушает никаких законов, почему я должен за это оправдываться? Сейчас новое руководство занимается настоящей травлей моих близких. Издаются приказы о том, что за ними нужно следить, увольнения и выговоры в их отношении. Это предвзятость, которая абсолютно неуместна.

Участвуя в телепередаче «Битва экстрасенсов», я способствовал популяризации нашего музея и его коллекций. Что здесь предосудительного? От ненаучного до научного не больше шага, а популярность и посещаемость музея возросла.

Допускаю, что столь внезапная смена руководства имеет далеко идущие планы. И не самые хорошие для музея. Уж слишком лакомым куском является здание в самом центре города с видом на Лавру. Не могу ничего утверждать, но вы сами подумайте.

Слияние с ВШНИ — это большая ошибка. Музей потеряет свой уникальный статус, перестанет быть отдельным юридическим лицом и вряд ли выиграет в финансовом плане. Наибольшие опасения у меня вызывает сохранность собрания. Если музей станет так называемой базой «для проведения научно-исследовательских и практических занятий студентов» ВШНИ, то он поменяет свою основную функцию — сохранение и учёт коллекций, что противоречит закону о музейном фонде РФ. Поменяется сама парадигма учреждения. Этого допустить нельзя. Вот почему я написал своё открытое письмо на имя министров культуры и образования на сайте change.org. Это крик отчаяния. Я ведь переживаю не за себя, а за музей. Нельзя допустить того, чтобы он пал жертвой всеобщей оптимизации и превратился из полноценного учреждения в придаток».

В заключение. Сам факт скандала вокруг Музея указывает на то, что в настоящее время с этим заведением далеко не полный порядок. В чём причина и кто виноват — пусть каждый читатель решает самостоятельно. Куда важнее понять — что делать дальше, как вывести музей из кризиса, вернуть городу давно затерявшийся во времени статус столицы игрушки? И на этом пути необходимо выбирать между сохранением статуса-кво, в котором музей пребывал предыдущие годы, и реформированием, рискованным, но обещающим новые перспективы и возможности. 

 

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Келарский пруд
Большинство жителей города считают Келарский пруд довольно древним созданием природы, но, увы, это ошибочное мнение. Человек изрядно поработал над его созданием, хотя и в довольно далеком от... подробнее...

[2]Натяжные потолки
  подробнее...

[3] — Музей игрушки расположен на горе Волокуше напротив Троице-Сергиевой лавры. Он основан художником и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. подробнее...

[4]Декоративная штукатурка
На этой неделе мы начали серию обзоров Сергиево-Посадских компаний на тему строительства и ремонта. В предыдущем материале речь шла об отделке фасадов зданий сайдингом, а сегодня мы... подробнее...

[5]Гончаров Василий Дмитриевич
Биография Родился 15 января 1951 г. в селе Архангельское Белгородской области. ОБРАЗОВАНИЕ: Окончил среднюю школу в городе Старый Оскол. Военную службу прошел в зенитно-ракетных войсках... подробнее...

[6]Дайн Галина Львовна
Биография Родилась в городе Данилове Ярославской области. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работала младшим научным сотрудником художественно−... подробнее...

[7] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[8]Ремонт и отделка в Сергиево-Посадском районе
Новости и пресс-релизы строительных и отделочных магазинов Сергиево-Посадского района, мастеров по ремонту и отделке офисных помещений, квартир, дач и загородных домов. подробнее...

[9]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...