Невменяемый налог

logo
Невменяемый налог

 

Единый налог на вменённый доход может вырасти почти на 16% с 2016 года

С инициативой такого беспрецедентного повышения ЕНВД недавно выступило Минэкономразвития. Но прежде чем обсуждать само предложение министерства и его возможные последствия, давайте разберёмся, что это за налог.

«Вменёнка» — одна из систем налогообложения в РФ, существующая наряду с ТСН (традиционная система налогообложения), УСН (упрощённая система налогооблажения, «упрощёнка»), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), ПСН (патентная система налогообложения). Таким образом ЕНВД — один из возможных вариантов, который предприниматель может выбрать для своего бизнеса в нашем государстве.

Однако ЕНВД — не для всех. Эта система налогообложения изначально была разработана только для малых предприятий и ограниченного набора видов деятельности. Как правило, «вменёнкой» пользуются небольшие точки розничной торговли, оказания бытовых услуг, общепита, малые автоперевозчики.

От иных систем налогообложения ЕНВД принципиально отличается тем, что сумма налога никак не привязана к реальному доходу или прибыли. Вместо них налогооблагаемой базой является доход вменённый, то есть предполагаемый. Предполагает за вас государство. Для каждого вида деятельности, к которому можно применить «вменёнку», в Налоговом кодексе (НК) уже рассчитана величина базовой доходности на единицу физического показателя. Для одних видов деятельности физпоказатель — это число работников, для других — площадь торговли или предоставления услуг. Перемножив базовую доходность на число работников/площадь, вы и получите вменённый доход для вашего бизнеса. Далее достаточно умножить вменённый доход на два коэффициента (К1 — федеральный и К2 — муниципальный), и вот оно — вся сумма налога, которую вам надо уплатить за год, известна заранее. Простота расчётов и возможность делать их предварительно — одни из главных преимуществ ЕНВД.

Кстати, ЕНВД не обязательно накладывать на всё предприятие. «Вменёнка» может применяться к отдельным видам деятельности, в то время как остальные могут идти по УСН, например. И это ещё один плюс ЕНВД.
Приятный бонус — необязательность кассовой дисциплины. Если вы платите налог с вменённого дохода, то не обязаны официально отчитываться за доход реальный, а также прибыль.

Прочие тонкости и нюансы оставим налоговикам и юристам. Впрочем, и без них притягательность ЕНВД для небольших предпринимателей отчётливо видна. По данным «Коммерсанта», ЕНВД активно пользуется 40% малого бизнеса в России. В основном к системе прибегают ИП (индивидуальные предприниматели).

Но вернёмся к инициативе Минэкономразвития. Дьявол кроется в уже упомянутых коэффициентах, и главным образом — в К1. К1 — это дефлятор, созданный для того, чтобы минимизировать потери налоговых поступлений в казну при повышении инфляции. В 2003 году, когда появился ЕНВД, К1 был равен единице, то есть никак не влиял на сумму налога, а затем постепенно возрастал вместе с ростом инфляции. К 2015 году официальная инфляция составила — 7,83%, и К1 на текущий год был принят со значением 1,798. Теперь дал знать о себе кризис, и вот результат: инфляция — 15,9%, а предложение Минэкономразвития по размеру дефлятора — 2,083. Поделите 2,083 на 1,798 и получите те самые 15,9% роста. Беспрецедентного роста за всё время существования ЕНВД.

Тут самое время поговорить о К2. Это — понижающий коэффициент, его значение не может превышать единицы. А меньше — пожалуйста, на усмотрение… муниципалитетов. Да-да, такие полномочия местным властям даны не случайно. Ведь доходы от ЕНВД по большей части пополняют именно муниципальные бюджеты.

Логика получается несколько иезуитская. Основные получатели налогов вправе их понижать. Понятно, что дай им право на повышение — ничего хорошего это бизнесу бы не сулило. Но и понижать — не в их интересах, так что в большинстве муниципалитетов стабильно сохраняется максимально возможная ставка — единица. Было бы куда логичней, если бы муниципалитеты обладали широкими полномочиями в предоставлении льгот малым предпринимателям по тем налогам, что утекают из районов в федеральную казну. Но… дело приходится иметь с тем, что есть.

В итоге, если Минэкономразвития примет новый коэффициент-дефлятор в размере 2,083, то последствия предсказуемы: муниципалы вряд ли помогут своим предпринимателям, а тем останется или переходить на другие системы налогообложения, или уводить бизнес в тень, или вовсе его сворачивать. Ни стратегически, ни тактически такая налоговая политика не оправдана. Это ещё одна лопата земли на гроб малого бизнеса, уплатившего все налоги и уснувшего спокойно на веки вечные. А ведь поддержка и развитие малого предпринимательства — это одно из важнейших условий скорейшего выхода из кризиса нашего государства. Но для понимания этого простого фундаментального принципа нужно быть экономистом, а не чиновником.

Между тем припёртые к стенке предприниматели в этот раз не стали молча глотать предложенный им всухомятку проект. Организация «Опора России», представляющая интересы малого и среднего бизнеса, на прошлой неделе уже обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой «заморозить» дефлятор в сегодняшнем значении ещё на год. Просьбу «Опоры» неожиданно поддержал и глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Теперь в Думе рассматривается два варианта, альтернативных первоначальному предложению Министерства — заморозить дефлятор или же обязать муниципалитеты установить К2 на уровне не выше 0,8. Так или иначе, муниципалитеты потеряют в доходной части. По оценкам Минэкономразвития, в совокупности недобор составит около 10 млрд руб. по стране. «Если уважаемые депутаты готовы сделать это, мы только за» — заявляет министр Алексей Улюкаев. По словам Улюкаева, это — небольшие потери. Такая оценка и лёгкое согласие министра, а также прыть федеральных депутатов вряд ли объясняются заботой о малом бизнесе. Дело скорее в том, что «небольшие» потери понесут муниципалитеты, а не федеральная казна.

Выходит, что вилка решений в вопросе о размере ЕНВД или больно колет многострадальный малый бизнес, или не менее многострадальные муниципальные бюджеты. Примечательно, что федеральные доходы при этом обладают прямо-таки депутатской неприкосновенностью.

 

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...