Мысли на каждый день года. 30 ноября

logo
Мысли на каждый день года. 30 ноября

 

Святитель Григорий, епископ Неокесарийский 



30 ноября (17 ноября ст. ст.) 

Иже во святых отца нашего Григория, епископа Неокесарийского, чудотворца.

Давно премилосердый Господь начал призывать человека к срете­нию Искупителя и долго готовил человеческий род к принятию Его. Еще древний пророк, за много столетий до Рождества Христова, во­пиял вслух народу израильскому: …уготовися срести Бога твоего, Изра­илю [1]. А другой пророк говорил: … се, Дева во чреве приимет и родит Сы­на, и нарекут имя Ему Еммануил — с нами Бог [2]. И еще за много столе­тий прежде сих пророков говорил Израилю великий Моисей: Пророка от братии твоея… возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте… [3] Но и Моисей не первый возвестил о сем. По собственному его призна­нию, он повторил только то, что древле обетовал Господь отцам и пра­отцам. Словом, восходя далее, мы находим, что уже первый человек, первый праотец всего человеческого рода ожидал грядущего челове­ка Бога. [4] Значит, в продолжение более пяти тысяч лет глас Божий при­глашал человечество ко сретению грядущего с небес Избавителя. По­тому-то Святая Церковь и назначила более пяти седмиц пред праздно­ванием Рождества Христова на размышление о том, что совершилось в мире в продолжение пяти тысячелетий до пришествия Христова; для того в последние воскресные дни сего поста она и воспоминает всех ветхозаветных праведников, чтобы мы, подражая их вере и жи­тию, явились готовыми к сретению Христа. Ибо что делал Бог для привлечения всех человеков к Сыну Своему, то же делает и для при­влечения нас; каким путем приходили другие, тем же самым можем приходить и мы. Последуем же сему намерению матери нашей, Свя­той Церкви, взойдем мыслью к тому, как в первый раз Господь благо­волил открыть предвечный совет Свой о спасении нашем, что изрек о нас премилосердый Творец и Владыка наш тогда, когда преступле­нием заповеди Его решилась судьба наша на всю вечность, что потом изрекал Господь, в продолжение всего периода Ветхозаветной Церк­ви, приготовляя род человеческий к принятию Искупителя его. Про­следим всю ветхозаветную историю, ибо что там писано было, все в на­ше наказание преднаписашася… [5] В приготовлении рода человеческого заключается и наше приготовление к сретению и принятию Спаси­теля нашего.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. С. 356-357 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср. Ин. 14, 23.

[2] Ср.: Ам. 4, 12.

[3] Ср.: Ис. 7, 14.

[4] Втор. 18, 15.

[5] Рим. 15, 4.

День за днем. Каждый день – подарок Божий

У Бога есть место каждому

Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть (Пс. 102, 14).

В этом мы видим причину Его сострадания. Он знает наше бессилие. Неспособные, слабые часто являются помехой в жизни. Они задерживают заня­тых людей; негодные для борьбы, неспособные дать добрый совет, они не нужны руководителям; ими пренебрегает и мыслитель, они его не понимают; и в делах, не оказывая никакой помощи, они являются только помехой.

Но Милосердие не гнушается ими. В Нем есть им место, Оно их терпит и благословляет. Апостолы думали, что малые дети помешают Христу и не хоте­ли их допустить к Нему. Но Он вознегодовал на это; в Его сердце и в Его объятиях было место для них. И всем слабым, никому не нужным найдется у Него место — они Ему не мешают.

Возрадуйся же, душа моя! Не сомневайся в Боге твоем и не предавайся безумным мечтам о мудрости и величии, как будто ими ты могла бы чего-нибудь достигнуть. У Господа есть место для тебя, каков бы ты ни был; Он готов принять и то, что ты принесешь Ему в твоей слабости. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102, 13). Что подкупает нас в малом ребенке и вызывает нашу нежность? Не его ли беспомощность? Видя эту бес­помощность, мы не только охотно, но радостно ста­раемся ему помочь, заботиться о нем и готовы день и ночь печься о нем. Маленький слабый ребенок нахо­дит себе место прямо у сердца матери, там, где ей скорее всего видна всякая его нужда, где ей слышнее малейший его крик, где она своими любящими объ­ятиями может защитить его. Так и Господь жалеет боящихся Его, «ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть (прах)».

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

День тридцатый

Для христианина нет причины бояться смерти. Он уверен, что небесный хранитель не оставит его и в последний час его жизни; он радуется, что увидит его, наконец, лицом к лицу, готового привести и представить его Отцу Небесному. Помышляя о протекших днях своей жизни, он припомнит и те благодеяния, которые получал от Ангела, и те опасности, от которых избавился под его покровом, и те молитвы, которые приносил ему, — и в его лоне почерпнет утешение и отраду в предсмертных мучениях.

Что такое смерть? Это минута, в которую Ангел-хранитель разрешает узы плоти, как бы стены темницы, и, освободив душу из плена, говорит ей: «Время настало, гряди на небо».

Мало-помалу темнота земная рассеивается, свет небесный начинает сиять, завеса спадает, — и там, на пределах сего мира и мира вечного, открываются праведнику наслаждения нескончаемого блаженства.

Для чего бояться смерти? Иисус Христос попрал ее, сокрушил жало ее. Христианин не умирает: он переходит из печальной жизни, исполненной скорби, в жизнь блаженную. Чрез таинство Крещения человек получает новую жизнь благодатную, а через смерть — переходит в жизнь блаженную, в Царство славы. Здесь заканчивается путь земного странствования человека с Ангелом.

Воображению моему представляется картина: два юных царских сына, которые в дальних странах прославились победами и отличались мужеством и неустрашимостью в битвах. Возвращаясь с торжеством в отечество, они радуются при виде отечественных пределов и в неизъяснимом восторге вступают на родную землю; сердца их волнуются и трепещут, когда они, приблизившись к дому родительскому, видят своего отца, стоящего в дверях с вельможами и желающего воздать им торжественные почести, приличные победителям.

Итак, я еще спрошу: что такое смерть? Это минута, в которую сердобольный Ангел, склонившись над ложем умирающего, златым ключом отворяет ему двери на небо. Христианин! Послушай, что говорит тебе Священное Писание: воспевай во все дни живота твоего песнь новую вместе с твоим Ангелом, и при последнем издыхании твоем услышишь согласное пение Ангельских хоров и скажешь:

«Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму святому Твоему» (Пс. 5: 8). Счастлива душа, которая, оставляя бренное тело, уподобляется по чистоте своему Ангелу, приемлющему ее в свои объятия. Видению ее представляются:

Всевышний в неприступном святилище вечности, одесную Его Иисус Христос, сияющий славою божества; перед ними — Пресвятая Дева Мария, сонмы святых и лики Ангелов; душа приходит в свое отечество и упивается блаженством!

Так, юный Товия во время своего дальнего путешествия в страну неизвестную был сопутствуем Ангелом Рафаилом, принявшим образ Азарии. Под покровительством небесного своего путеводителя он избавился от многих опасностей, угрожавших его жизни, и получил от него все возможные благодеяния: Ангел избрал ему супругою добродетельную Сарру, избавил их обоих из рук демона, возвратил их в свою страну здравыми и невредимыми и по окончании дальнего странствования возвратил зрение отцу юного Товии, дабы праведный старец мог видеть счастье своего сына и рождение внуков в своем доме. Тогда Ангел открылся им и в глазах их вознесся на небо. Товия и сын его поверглись на землю и, припав лицом к земле, в продолжение трех часов благословляли Бога; потом, встав, возвестили о чудесах, которые Ангел сотворил им. И твой Ангел-хранитель будет сопутствовать тебе в твоем земном странствовании, будет охранять и благотворить тебе. Некогда ты увидишь его явственно и найдешь себя ещё счастливее юного Товии; он скажет тебе: «Мы были соединены святою дружбою, Всеблагий Отец теперь зовет нас к Себе; там мы будем любить друг друга вечно и уже никогда не разлучимся».

Скоро ли наступит, о святой Ангел-хранитель и защитник мой, тот день, в который ты скажешь мне, что земное странствование мое уже кончается, что двери небесные уже отворяются мне? Как искренне я желаю видеть тебя, небесный друг мой! Ты осыпаешь меня благодеяниями и дарами благодатными, а я все еще не вижу тебя. Да будет благословенна та минута, в которую душа моя, оставив свою темницу, вдруг увидит тебя лицом к лицу.

О, если бы тогда я оказался чистым, без пятен греха, подобным тебе! Научи меня, как приготовить себя к сей торжественной минуте моего переселения из этой жизни в жизнь вечную. Смерть сладка и вожделенна для праведника; пошли мне такую смерть, да посетит меня Спаситель в последнюю минуту моей жизни и да освятит мое сердце излиянием Своей благодати! Пусть все мои скорби утешатся Его святою кровью. Мати Божия! Не отврати слуха Твоего от моей предсмертной молитвы, освяти ее благоволением Твоим.

Ангелы небесные и ты. Ангел-хранитель мой, не оставьте меня на одре смерти, соедините молитвы ваши с последним моим молитвенным вздохом. Примите меня и ведите меня на небо. Какой свет тогда озарит меня на моем одре! Я буду окружен родителями, друзьями, проливающими обо мне слезы. Но, утешая их, скажу: «Не плачьте, я отхожу в Царство радостей; Ангелы Небесные ожидают меня».

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004   

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...