Мост из прошлого в будущее

logo
Мост из прошлого в будущее
Мост из прошлого в будущее

В июле следующего года исполняется 155 лет со дня открытия регулярного движения по Ярославской железной дороге на участке Москва-Сергиев. Соответственно, столько же лет и уникальному инженерному сооружению на этой ветке — хотьковскому железнодорожному мосту через реку Пажа.

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Этот мост, самый высокий железнодорожный мост в Подмосковье, спроектировал молодой талантливый петербургский инженер-путеец, математик А. С. Рехневский.

Учителем и научным руководителем А. С. Рехневского на курсе был талантливый российский математик, инженер-мостостроитель, профессор Д. И. Журавский. Именно Журавский в те годы сделал революционное открытие в мировой науке и практике железнодорожного мостостроения — первым в мире построил учебную испытательную модель рас­косного (с диагональными балками) моста, используя остроумный метод “прослушивания” несущих конструкций как звучащих струн при прохождении по ним железнодорожного состава. “Звучащая” модель Журавского позволила ему создать точные математические расчёты сечений несущих конструкций мостов.

Благодаря его работе стали понятны причины столь часто повторявшихся в то время страшных катастроф на железнодорожных мостах Европы и Америки. Мосты, внешне массивные, но построенные на глазок, не выдерживали нагрузки в уязвимых местах и обрушивались, унося множество человеческих жизней.

Александр Рехневский, талантливый ученик профессора Журавского, усовершенствовал его открытие, переведя сложные математические расчёты своего учителя на более простой и понятный язык графических построений. С научных работ Д. И. Журавского, А. С. Рехневского и других российских инженеров-железнодорожников в стране началась эпоха лёгких и прочных рас­косных мостов, первым из которых в Подмосковье стал хотьковский мост Рехневского. Изящный, ажурный, высоко стоящий на двух опорах, он считается украшением Хотькова. Сегодня с моста открывается панорама монастыря и старого города, вид на долину Пажи и современную автомобильную развязку. Мост в первоначальном виде простоял 30 лет, со временем его неоднократно реконструировали и усиливали. Однако замысел его создателя и сейчас проглядывает сквозь современные сплошные конструкции. Мост по-прежнему красив и выдерживает колоссальные нагрузки.

Кроме хотьковского моста Александр Рехневский спроектировал также железнодорожный мост на Волго-Донской железной дороге (ветка Царицын — Калач-на-Дону), первый поезд по которому прошёл в конце лета 1862 года.

Рехневский был одним из любимых учеников Журавского. В 1857 году тот привлёк Рехневского к ответственной работе — требовалось заменить деревянный шпиль Петропав­ловского собора металлическим. Вместе они рассчитали новую конструкцию каркаса шпиля, затем инспектировали его производство на Камско-Воткинском металлургическом заводе, а затем участвовали в установке нового.

Талантливый российский учёный Александр Рехневский прожил, к сожалению, короткую жизнь. Он скончался 11 июля 1863 года, не дожив нескольких недель до двадцатишестилетия. Существует версия, пока никак не подтверждённая документально, что в этот день Рехневский бросился с хотьковского моста в момент его испытания, испугавшись разрушения конструкции. На мой взгляд, это маловероятно, так как мост к тому времени уже прошёл испытания и почти год исправно функ­ци­о­ни­ровал.

Если самоубийство на мосту действительно произошло, то причин могло быть множество — от несчастной любви и душевной болезни до политических мотивов. Так, к примеру, накануне гибели стало известно, что Россия не допустит иностранные державы к урегулированию внутреннего политического кризиса, вызванного польским восстанием 1863 года, и что надежды польских повстанцев на помощь Европы рухнули. Александр Рехневский был этническим поляком, дворянином, жил в Петербурге, где сложилась одна из самых многочисленных и активных польских диаспор в России. Однако эти два события могли быть лишь совпадением, и версия автора — всего лишь версия.

Попробуем закончить наше расследование на оптимистичной ноте. На одном из польских историко-биографических сайтов автор нашла статью о том, что в декабре того фатального 1863 года в Петербурге, в семье старшего из братьев Рехневских Юлия родился мальчик Станислав. Впоследствии он, как и его дядя, окончил петербургский Институт инженеров путей сообщения, проектировал сложнейшие железнодорожные мосты и тоннели сначала в Российской империи, потом в СССР, а затем в предвоенной Польше. В статье сказано, что это был чрезвычайно талант­ливый, трудолюбивый и очень скромный человек…

 

Наталья Малашина, историк

Александр Симонович Рехневский родился 2 августа 1836 года в Петербурге, в семье польских дворян — выходцев из Минской губернии. Его старший брат Юлий Рехневский (1824-1887) был известным писателем, педагогом, общественным деятелем. Другой брат — генерал-майор Станислав-Казимир Рехневский (1833-1885) — математиком, военным инженером-геодезистом. Ну а младший из них, Александр, получил образование в петербургском Институте Корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1855 году вторым по успеваемости в звании поручика. Его однокашники стали талантливыми инженерами, изобретателями, начальниками железных дорог.

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...