«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ»: в Лавре прошли службы Недели 14-й по Пятидесятнице

logo

Неужели ты не понимаешь,
что ты зван на брак, и на брак Божий?

Свт. Иоанн Златоуст

13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре были совершены богослужения воскресного дня, за которыми молитвенно воспоминалось событие Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы во Влахернском храме города Константинополя (395–408).

«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ»: в Лавре прошли службы Недели 14-й по Пятидесятнице

В этот день за Литургией в православных храмах прозвучала евангельская притча о званых на брачный пир (Мф. 22:1–14), в которой образно и глубоко отражается состояние души человека через его отношение к Богу и к своей вечной участи. В притче некий «человек царь» «сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир» (Мф. 22:2–3). Но званые не захотели прийти. И на повторный призыв царя последовал еще более дерзкий отказ: получившие приглашение, «пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф. 22:5–6).

«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ»: в Лавре прошли службы Недели 14-й по Пятидесятнице

Царем в притче прикровенно именуется Бог, а брачным пиром называется Царство Небесное – Отчий дом человека, Царство праведности, мира и радости, о котором святой апостол Павел засвидетельствовал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). И по сей день продолжает звучать Божий призыв к каждому Его чаду на пир Горнего Царства – проповедью Сына Божия в Святом Евангелии, гласом совести в душе человека, и самыми различными обстоятельствами его жизни.

«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ»: в Лавре прошли службы Недели 14-й по Пятидесятнице

Но что же это за люди, так дерзко ответившие отказом на любовь Божию? Не те ли это, в чьих сердцах интересы временной жизни и увлечения мира сего полностью затмили память о Боге и высоком достоинстве своего избрания? Это призванные Самим Богом в Царство Его, но не отозвавшиеся посильным подвигом жизни на великое милосердие Создателя. И потому так трагично завершает Спаситель мира Свою притчу: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14).

В текущем году Неделя 14-я по Пятидесятнице совпадает с событием Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Изначально эту великую христианскую святыню Сама Богоматерь вручила святому апостолу Фоме. После же Ее Успения пояс хранился у благочестивых христиан в городе Иерусалиме. В годы правления императора Аркадия (395–408) святыня была благоговейно помещена во Влахернском храме Константинополя, где и находилась на протяжении долгого времени.

«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ»: в Лавре прошли службы Недели 14-й по Пятидесятнице

Спустя несколько столетий, уже во время царствования императора Льва Мудрого (886–911), от пояса получила исцеление его супруга – императрица Зоя. После возложения на главу правительницы христианской святыни недуг оставил ее, и она стала совершенно здорова. В память о произошедшем чуде и о двукратном положении пояса Божией Матери в ковчег Церковью было установлено празднование в честь Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы.

Среди многих святынь Троицкой обители можно найти и часть пояса Царицы Небесной. Ковчег с великой древней святыней открыт для поклонения в храме преподобного Никона Радонежского.

Справка.

Всенощное бдение с литией в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).

На богослужении пело два хора: братский хор под управлением иеромонаха Никифора (Исакова) и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).

Божественную литургию в Успенском соборе Лавры совершил наместник в сослужении насельников монастыря в священном сане.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...