Неужели ты не понимаешь,
что ты зван на брак, и на брак Божий?
Свт. Иоанн Златоуст
13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре были совершены богослужения воскресного дня, за которыми молитвенно воспоминалось событие Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы во Влахернском храме города Константинополя (395–408).
В этот день за Литургией в православных храмах прозвучала евангельская притча о званых на брачный пир (Мф. 22:1–14), в которой образно и глубоко отражается состояние души человека через его отношение к Богу и к своей вечной участи. В притче некий «человек царь» «сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир» (Мф. 22:2–3). Но званые не захотели прийти. И на повторный призыв царя последовал еще более дерзкий отказ: получившие приглашение, «пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф. 22:5–6).
Царем в притче прикровенно именуется Бог, а брачным пиром называется Царство Небесное – Отчий дом человека, Царство праведности, мира и радости, о котором святой апостол Павел засвидетельствовал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). И по сей день продолжает звучать Божий призыв к каждому Его чаду на пир Горнего Царства – проповедью Сына Божия в Святом Евангелии, гласом совести в душе человека, и самыми различными обстоятельствами его жизни.
Но что же это за люди, так дерзко ответившие отказом на любовь Божию? Не те ли это, в чьих сердцах интересы временной жизни и увлечения мира сего полностью затмили память о Боге и высоком достоинстве своего избрания? Это призванные Самим Богом в Царство Его, но не отозвавшиеся посильным подвигом жизни на великое милосердие Создателя. И потому так трагично завершает Спаситель мира Свою притчу: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14).
В текущем году Неделя 14-я по Пятидесятнице совпадает с событием Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме. Изначально эту великую христианскую святыню Сама Богоматерь вручила святому апостолу Фоме. После же Ее Успения пояс хранился у благочестивых христиан в городе Иерусалиме. В годы правления императора Аркадия (395–408) святыня была благоговейно помещена во Влахернском храме Константинополя, где и находилась на протяжении долгого времени.
Спустя несколько столетий, уже во время царствования императора Льва Мудрого (886–911), от пояса получила исцеление его супруга – императрица Зоя. После возложения на главу правительницы христианской святыни недуг оставил ее, и она стала совершенно здорова. В память о произошедшем чуде и о двукратном положении пояса Божией Матери в ковчег Церковью было установлено празднование в честь Положения честно́го пояса Пресвятой Богородицы.
Среди многих святынь Троицкой обители можно найти и часть пояса Царицы Небесной. Ковчег с великой древней святыней открыт для поклонения в храме преподобного Никона Радонежского.
Справка.
Всенощное бдение с литией в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).
На богослужении пело два хора: братский хор под управлением иеромонаха Никифора (Исакова) и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).
Божественную литургию в Успенском соборе Лавры совершил наместник в сослужении насельников монастыря в священном сане.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
«Стране Российстей твердое ограждение»: в Лавре почтили Казанский образ Божией Матери
И снова в лавре заболели коронавирусом?
На пешеходной тропе «Дорога в Лавру» высадят «дуб преподобного Сергия»
В Троицкой обители почтили память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
В Лавре почтили память преподобного Амвросия и всех святых, в Оптиной пустыни просиявших