Лицевые книги Лавры и их орнамент

logo

Лицевые и орнаментированные от руки рукописные и пе­чатные книги лавры обнимают период от XII века до XVII, из них сто девяносто одна книга приходится на время до конца XVII века. Они хранятся в библиотеке лавры и частью, преимущественно с ценными окладами, в Ризнице.

Лицевые книги Лавры и их орнамент

Миниатюра из лицевого жития преподобного Сергия

Рукописные книги, хранящиеся в библиотеке, числом 823 [1], описаны иеромонахом Иларием и иеромонахом Арсением; их описание было издано Обществом истории и древностей российских при Московском университете в 1878 году. В опи­сание включены и орнаментированные рукописные книги библиотеки, но, к сожалению, о лицевых изображениях и ор­наментах почти ничего не сказано, часто даже не обозначено их число; в описание не вошел печатный (как таковой) псал­тирь Симона Азарьина, с большим количеством миниатюр, который мы помещаем в издаваемой описи лицевых книг за № 163.

Рукописные книги Ризницы были подробно описаны архи­мандритом Леонидом; его описание было издано тем же ученым обществом в 1881 году. Хотя последнее описание несколько и останавливается на орнаменте и миниатюре, тем не менее его сведения, будучи слишком кратки, лишены значения для выяснения характера орнаментации и лицевых изображений. В описание архимандрита Леонида не вошли из орнаментиро­ванных книг Ризницы два греческих рукописных Евангелия XII и XIV веков (им описывались лишь славянские книги), два печатных Евангелия XVII века с иллюминованными от руки гравюрами, вкладная рукописная книга лавры 1673 года и два синодика XVI и XVII века. В предлагаемой в особом выпуске описи, которая может быть названа дополнитель­ной к изданным описаниям, мы помещаем не вошедшие в него упомянутые орнаментированные книги, в числе вось­ми, и касаемся всех орнаментированных книг до конца XVII века, преимущественно с художественной стороны, стараясь этим пополнить описания архимандрита Леонида и иеромонаха Илария.

Такое значительное количество орнаментированных книг, на протяжении столь продолжительного периода времени, как от XII века и до конца XVII, разумеется, дает достаточ­ный материал для исследования. Орнаментировка выразилась в лицевых изображениях, заставках, заглавных буквах, орнамен­тах на полях, на обрамлениях миниатюр и предохранителей.

Знакомство с рукописями убеждает нас, что время расцвета лицевого изображения и книжного орнамента, в собственном смысле слова, не совпадает. История лицевого изображения близка к истории иконописи.

Лицевая миниатюра, как и иконопись, идет на прибыль, если можно так выразиться, приближаясь к XV веку: посте­пенно отбрасывается мелочность частностей, свойственная Византии, а потому и России XII, XIII и первой половины XIV века; миниатюра, как и икона, постепенно усваивает символизм большого творчества и, приближаясь к онтологи­ческому, как бы невольно облекается в прекрасные формы античности. Показателем такого перелома принято называть фрески Мистры половины XIV века. Мы ясно увидим эту перемену в миниатюре, если сравним рукопись лаврской Риз­ницы за № 164/1 (греческое Евангелие XII века) с рукописью № 169/3 конца XIV века; насколько явно стремление к нату­ралистической доступности в первой, настолько одухотворе­ны миниатюры второй, где лицевые изображения подняты на необычайную высоту религиозного постижения; прекрасным примером может служить Ангел Матфея второй рукописи; он — подлинно вестник неба, исполненный в своем вдохно­венном порыве красоты иного, первообразного Мира. Достиг­нутая высота удерживается лицевой миниатюрой в течение XV и отчасти XVI века. В качестве примера хорошей миниатю­ры XVI века приведем книгу Иоанна Богослова (№ 79/137) в библиотеке лавры, вклад князя Пожарского. Однако в боль­шинстве случаев миниатюра XVI столетия уже утрачивает красочность более ранних лицевых изображений, ее рисунок становится мертвее, и наконец миниатюра, лишенная творче­ства, покорно укладывается в рамки, уготованные печатным станком, превращаясь в иллюминованную гравюру XVII века (см. Евангелие № 184/19 и Евангелие № 185/20 в Ризнице).

История орнамента в тесном смысле несколько иная. По характеру орнамента, преимущественно заставок, между XII веком и концом XVII можно наметить три довольно ярко выраженных периода, которые характеризуются рисунком, красками, стилем. Первый период простирается до XV века, второй занимает XV век, третий — время последующее.

Рисунок первого периода представляет вычурное остро­угольное плетение, зачастую с стилизованными птицами. Краски бледные, чаще — красная и голубая. Стиль данного периода, несомненно наследие Византии, говорит о некото­рой завершенности, мы сказали бы, даже усталости. Чувству­ется многовековость, невосприимчивость насыщенности. Тут нет места индивидуализму, орнамент как бы недоступен для веяний эпохи.

В XV веке, в то время как иконопись дала, быть может, наибольшие достижения духа, орнамент рукописей этого пе­риода пребывает в какой-то летаргии стиля. Его творец нахо­дит выражение своей аскетической абстракции в однообра­зии геометрических фигур, в безразличных красочных подборах. В XV веке гений времени ищет выражения в выс­ших формах творчества, и орнамент как бы остается забытым в келье скромного подвижника.

Наоборот, XVI век является расцветом рукописного орнамента. Рисунок этого периода — растительный; наблю­дается густота красочности, стиль раннего Возрождения дает себя чувствовать почти в каждом орнаменте; краски преимущественно густые: красное, синее, зеленое, лиловое по золоту.

В XVI веке орнамента коснулось творчество: природа, солн­це, красочность заглянули в келью аскета. Густые, сочные краски чередуются на плотном золотом фоне; пышные, почти неземные цветы переплетаются в стилизованных ветвях и листьях преображенной природы. Наряду с влиянием Запа­да, в этом периоде проникают в орнамент и пестрые мотивы Востока — Персии; тут золото заменяется краской; характе­рен оранжевый цвет.

XVII век почти ничего не вносит нового в орнамент, если не говорить о возникающем влиянии барокко. Часто повторя­ются цвета черный с белым.

Рукописные орнаменты — большею частью творения мона­шеского уединения. Красота их аскетической монотонности в первые периоды, а позднее — красота красочности претво­ренной природы, нераздельна с укладом тихой созерцательной жизни, замкнутой высокими каменными стенами древних обителей. И на самом деле, сведения о творцах рукописных книг, сохранившихся в кратких летописных фрагментах, гово­рят об иноках; например, упоминаются из учеников препо­добного Сергия Исаак Молчальник (f 1388) и св. Афанасий, игумен Высоцкий; в начале XV века встречаются имена иноков Иосифа, Варлаама и Антония. По-видимому, с конца XIV века в Троицком монастыре основывается целая школа списателей «зело разумных в Божественных писаниях». По утверждению В. Н. Щепкина, лавра была одним из главных центров по письму вязью, чуть ли не единственным после Смутного времени.

Некоторые орнаментированные рукописи — вклады извне монастыря. Таковым, например, является книга Григория Богослова XVI века, вклад в Троицкий монастырь, как гла­сит автограф, князя Димитрия Михайловича Пожарского; утонченная по изяществу рукопись свидетельствует об изыс­канности дара доблестного князя.

Сказанным о происхождении орнаментированных руко­писей нам хочется вящим образом связать их с идеей монас­тыря, он служил для них или той средой, в которой они твор­чески возникали, или тем центром, куда они приносились ревнителями утонченного благочестия.

И вкладчики, отдавая любимые рукописи «в дом Живоначальныя Троицы» заботливо завещали в приписках на книгах: «…во веки неотъемлимо никому», или: «сиа Божественная книга Святыя Троица Сергиева монастыря, да никтоже никакоже покусится ея отделити от того монастыря».

Таковы основные выводы, к которым нас приводит обзор рукописей. Он схематичен, далеко не полон; в нем отсутству­ет описание красок — быть может, наиболее ценного элемен­та лицевой миниатюры и орнамента, по невозможности пере­дать словами их богатое разнообразие. Остается надеяться, что бедность описания будет восполнена когда-нибудь изда­нием орнаментов и миниатюр в красках. Наиболее выдаю­щиеся рукописи по изяществу мы позволили себе отметить в описи особо; да простится составителю такая субъективная их оценка.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Сверх 823 рукописей в 1747 году было передано из Лаврского книгохранилища в Троицкую духовную семинарию 211 рукописных книг, между прочих лицевой болгарский Временник Георгия Амартола XIII века. Эти книги описаны архимандритом Леонидом (издание О. И. и Д. Р. при Мос¬ковском университете 1887 года). Ныне они хранятся в библиотеке Москов¬ской духовной академии, в стенах лавры.



Ю.А. Олсуфьев



Источник: Игумен Андроник (Трубачев). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей Преподобного Сергия Радонежского в 1918-1946 гг. Троице-Сергиева Лавра и Россия. стр. 303-306. Приложение*).



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Олсуфьев Юрий Александрович
Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938) Окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в своей усадьбе Буйцы Тульской губернии... подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...