«Ласка к детям… необходима»

logo
«Ласка к детям... необходима»

Больше других в ласке нуждаются дети — прежде всего, родителей, а затем и воспитателей, учителей. — Святитель, по долгу попечителя о детских учреждениях, по преимуществу говорит о последних.

На вопрос: «Как воспитывать детей?» — дается ответ: «Мо­лись и делай, что подскажет благоразумие. Только не огор­чайся, не раздражайся. Гневом ласковыми не сделаешь и не­любовью любовь не привлечешь. Сразу всего не исправишь: нужно ученье и терпенье» (294).

При воспитании детей не следует отрывать их от своей среды. «Нужно их приучать к чистоте, опрятности; но не к щегольству и чванству. Приучать ко всякому полезному заня­тию простого сельского быта, но не к бесполезным вышива­ниям узоров; приучать к черной работе, не сокрушаясь о том, что замарают руки в грязи, но и к грязи не приучать, а к чи­стоплотности: замараешься, поскорее вымойся. Нужно при­учать к искреннему благочестию, к церковности, к скромно­сти, почтительности. Нужно приучать к оседлому быту, но чтобы они не пренебрегали и юртой кочевников. Не нужно их слишком нежить и холить, имея в виду, что в будущем им, быть может, придется терпеть и горе, и нужду» (284).

Не желательны раздражение или волнение. Если же они встанут, то в эти минуты «не нужно делать выговоров и взы­сканий, как я уже не раз говорил тебе, ибо это вызовет в дру­гих раздражение и слова, и поступки, которые могут произ­вести на тебя большее огорчение. Дай время пройти своему гневу и потом делай, что скажет тебе разум» (337). Тем более в эти минуты недопустимо наказание как исправительная мера. «Лучше предупреждать вину, чем наказывать. Наказа­ния, часто повторяемые, тем более грубые, с раздражением налагаемые, не исправляют, часто вредят не только наказу­емому, но и наказующему… Более всего старайся вложить в детей страх Божий» (287). «Помнить нужно, что миссионер­ские школы — по преимуществу воспитательные школы; школа без церковности у нас не годится. Если бы кто стал у нас заводить таковую, то мы всеми силами стали бы проти­виться этому и не стали бы терпеть тех, кто стал бы словом или примером внушать учащимся, что ныне церковность не в моде» (327).

Выпалывая, с Божией помощью, сорняки и сея «добрые семена… воспитателям, как детей, так и взрослых, должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностию никого не исправишь. Что же делать, когда, например, капризный ребе­нок ревет и не хочет слушаться? Советую: оставь его, пусть ревет, пока не перестанет; но все-таки опять требовать испол­нить то, что приказано. Спокойно внушить, что его не пере­станут заставлять делать то, что ему велено; что капризом она, девочка, сама себя накажет, что вынудит старших лишить ее обеда или ужина с другими и будет питаема одним хлебом и водою дотоле, пока не исполнит послушания… Можно упо­треблять в отношении непокорных не одни убеждения, но строгие меры, но только чтобы видно было, что таковые меры истекают не из духа раздражения, но по правилам благоразу­мия, с намерением исправить виновную, а не подвергнуть на­казанию только ради наказания» (298—299). — Детям нужна ласка. «Ласка к детям есть вливание в них чувства любви, ко­торая для детского возраста необходима, чтобы не зачерствели сердца их, видя около себя черствость. Не напрасно сказано, что Спаситель обнимает детей» (231).

И паки: «Молись о них; силен Господь дать им сердце но­вое, для тебя любезное» (300). «Это и есть крест воспитания. Господь и Матерь Божия да помогут тебе во всем» (294).

«Да вразумит Господь и воспитывающих, и воспитыва­емых» (299).



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *