Культурная катастрофа

logo

Культурная катастрофа

В конце 2014 года Новосибирск всколыхнула опера «Тангейзер». Классическую оперу XIX века в своём видении представил молодой режиссёр Тимофей Кулябин. Это понравилось критикам и прогрессивным художникам, но не консервативным верующим. В  отношении режиссёра Тимофея Кулябина и директора театра оперы и балета Бориса Мездрича было открыто дело по жалобе митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Мне это напомнило ситуацию, которая возникла несколько месяцев назад в Сергиевом Посаде. Тогда "шуму наделал" спектакль Александра Демахина "Который живёт на…". Сценарий происходящих событий удивительно похож. 

— Александр, события ещё свежи в вашей голове, напомните, что и у кого вызвало негативную реакцию на вашу постановку?

— Отец Владимир Янгичер обратился в Общественную палату и к главе района с указанием на то, что такие постановки недопустимы в Сергиевом Посаде в частности и в образовании вообще. Вызвало его беспокойство моё режиссёрское решение спектакля, гимнастические поддержки, входящие в программу любого театрального вуза, а также эпизод, в котором Карлсон переодевается в платье, соответствующий тексту произведения Линдгрен.

— После этого вы поставили ещё один спектакль по Ромену Гари "Обещание на рассвете". Скажите честно, были ли сомнения, а надо ли ставить в этом городе? 

— Если бы я сделал вид, что я никак не переживал всю эту ситуацию, это было бы неправдой: я живой человек. Но когда ребята-актёры пришли ко мне с предложением сделать с ними спектакль, сомнений у меня не было: наше дело – трудиться.

— На ваш взгляд, почему реакция православных активистов Новосибирска  довела дело до суда? В чём они увидели оскорбление своих чувств?

— Опять же, в режиссёрском решении Кулябина – в его трактовке образа Христа в спектакле. На мой взгляд, это, конечно, свидетельствует о состоянии нашего общества, его до предела обострённой конфликтности и нетерпимости. Тем ценнее, кстати, единодушная поддержка Тимофея Кулябина самыми маститыми деятелями театра России, которые были едины в мнении о недопустимости суда над режиссёром.

Я бы хотела познакомить наших читателей лишь с малой частью высказываний известных российских деятелей в мире искусства: 

Чулпан Хаматова, актриса:

«То, что происходит вокруг оперы «Тангейзер» и Тимофея Кулябина, можно назвать одним словом: культурная катастрофа. Мы должны это остановить. Нельзя ни оправдать, ни объяснять суд над режиссёром, иначе это будет началом расцвета такого гремучего мракобесия, что повлечёт за собой последствия катастрофические: для всех режиссёров».

Александр Калягин,актёр, художественный руководитель театра Et Cetera:

«Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия».

Константин Райкин, актёр, режиссёр, художественный руководитель театра "Сатирикон":

«Это напоминает наше советское прошлое. Особенно тревожно, что в этом принимают участие представители нашей православной церкви. Сцена театра и служит для высказывания разных мыслей, выражения разных чувств и взглядов, иногда в корне отличных от мнения большинства. Можно не соглашаться, возмущаться, в конце концов устроить митинг несогласия, но запрещать высказывания художника, а тем более наказывать за это, в современной цивилизованной стране недопустимо».

Борис Гребенщиков, музыкант:

«Если наша страна допустит вынесение обвинительного приговора режиссёру Тимофею Кулябину и Новосибирской опере, это будет торжество средневекового мракобесия и начало эры инквизиции. Применение религиозных запретов к светскому искусству логически приведёт к сожжению книг на площадях и уничтожению картин и статуй Эрмитажа и Третьяковской Галереи».

Олег Табаков, художественный руководитель Московского Художественного Театра:

«Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении — государственном или церковном – опасна. Я призываю остановить травлю режиссёра и театра.» 

— Александр, что бы к вышесказанному  добавили вы?

— Я рад, что сейчас – подчеркну, сейчас – восторжествовал разум. Но эту ситуацию нельзя просто забыть – это очень важный сигнал о том, что с нашей культурой происходит, с нашими головами. Послевоенные репрессии, кстати, начинались не с врачей и не с инженеров, а именно с театроведов. А сейчас школьники на уроках без тени сомнения говорят, что сталинские репрессии можно оправдать, так как ради наведения порядка в стране такие меры допустимы. И если мы считаем иначе, то должны как никогда напряжённо работать и созидать культуру, свободную от ханжества и предрассудков.

— 10 марта суд Новосибирска прекратил дело против режиссёра Тимофея Кулибина и его оперы. А могло бы быть иначе, и как, по вашему, в таком случае развивались бы события? 

— Боюсь, что не будь столько обращений от художественной элиты (а это только верхушка айсберга, были собраны десятки тысяч подписей со всей России в поддержку режиссёра), всё могло бы кончиться совсем по-другому. До уголовного срока дело бы, наверное, не дошло, но сам прецедент – за спектакль, книгу, фильм – тебя могут подвергнуть суду, мог бы иметь далеко идущие последствия.

— Что вы ставите сейчас или думаете поставить? И, учитывая всё, о чём сказано выше, вы будете ставить спектакль, согласно вашему режиссёрскому замыслу, или с оглядкой НА…

— Сейчас работаю со своими учениками в гимназии над «Фабричной девчонкой» Володина (такая актуальная пьеса про этих несчастных девочек в закрытом обществе!) и занимаюсь тем, чтобы «Обещание на рассвете» стабильно и качественно шло в репертуаре «Вишнёвого сада» и собирало тех жителей Сергиева Посада, которые хотят думать, спорить и сомневаться. А когда буду ставить новую работу… Нельзя не задавать себе вопросов о том, как ты ставишь материал именно сегодня: почему, зачем, для кого. Но, думаю, что дело не во внутренней цензуре, а в том, чтобы ставить по-честному: о себе, о своих страхах, своей любви, своей совести. А дальше – будь что будет.

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...

[2]Арт-кафе «Вишневый сад»
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр-т, 134/2 Сайт: vs-cafe.ru Телефон: +7 (496) 540-51-14 Часы работы: Вт-Чт c 12.00 до 23.00, Пт-Сб c 12.00 до 1.00, Вс-Пн - выходной   Арт-кафе «Вишневый сад» Это кафе, где можно за... подробнее...

[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[4]Демахин Александр Александрович
Родился 9 июля 1985 года в г. Сергиев Посад. В 2002 году окончил Сергиево-Посадскую гимназию. В 2007 году с отличием окончил Литературный институт имени Горького ... подробнее...