«Какова должна быть молитва?»

logo
«Какова должна быть молитва?»

Почти всегда свои наставления святой Макарий заканчи­вает молитвой: дай, Господи, нам исполнить сказанное, услы­шанное, пошли нам мир, или просто призывает: «Помолим­ся…» Он и учит молитве.

Молитва должна быть сосредоточенная — внутренне со­бранная, умная, сердечная. «Какова должна быть молитва? — Без внутренней одна внешняя молитва не имеет значения». И святитель посылает специальное наставление: «По­сылаю для всех сестер… наставление об умной молитве. Ду­маю, что не поймете, как это можно ум вводить в сердце. Где же это сердце? — Сердце — это там, где любовь, где гнев, где радость и горе. От любви сердце веселится, от радости бьется; вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем, там и Господь обитает, говоря: даждъ Ми сердце твое. Но так как ум часто уходит с своего караула и на сердце начинают наползать гадины разные, то и нужно опять стража возвращать и усажи­вать на свое место при сердце: не дремли ты, страж, прика­жем, чтоб не вкрался вор и льстец».

Не надо печалиться, если заметишь, что молишься, в основном, внешне, а надо продолжать творить молитву. — «Пишешь: молитвы по четкам только языком произносишь, а голова и сердце не знают. Хорошо и то, что языком хотя, но исполнишь правило; а ум и сердце, осуждаемые совестию, мало-помалу пристанут к языку, и дело наладится».

Недопустимы в молитве поспешность и лень. «Сегодня за обедней, — пишет святитель, — прочитали из отца Иоанна Кронштадтского очень поучительное. Выписываю этот урок: кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия читает молитвы Богу, побеждаемый своею ленивою и сонною пло- тию, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему и ругается Господу своим невниманием, бесчувствием своего сердца в молитве. Как бы ни ленива и ни расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергни себя, дай Богу твое сердце». Напоминает святитель по той же теме и наставление’ другого старца: «Некий брат вопросил авву Силуана: что мне делать, авва, как приобрести умиление (теплоту чувства), ибо меня сильно одолевает (разленение и сон)? Наутро, когда встаю, потребно много усилий, чтобы прогнать разленение. Старец ответил: когда встанешь на молитву, ум твой пусть вникнет в смысл читанного; думай, что стоишь пред Богом, испытывающим сердца и утробы. Когда восстанешь от сна — прежде всего устами твоими прославь Бога (скажи: «Слава Тебе, Господи») и тотчас начинай твое правило легко и тихо, воздыхая, поминая грехи свои и мучения, где будешь му­читься».

Молитва должна быть с нами всегда и везде, тем паче нельзя употреблять на какие-либо дела время, специально для нее отведенное. — «Каждый день преуспевай в молитве, сми­ренномудрии, послушании, терпении. Сердце твое более и более отрывай от любления твари, устремляя его к Создав­шему его, Видящему его, Толкущему в него… Никакого чело­века больше Господа не люби». «Не употребляй время молитвы на другое дело. Когда на молитву, тогда и дела под­совывает враг спасения; но ты скажи: у меня теперь одно де­ло — молитва. Бог поможет, потом все сделаю… Проси с ве­рой, не сомневаясь».

Пропущенная молитва должна быть восполнена дополни­тельной, а не прочитанное правило в должное время — совер­шено в другое: «За пропущенную молитву прочитывать потом лишнюю молитву; рассеянно прочитанную молитву опять тут же повторить со вниманием, чтобы впредь не повадно было бродить помыслами во время молитвы». «Если в свое время не исполнишь правило почему-либо, то исполни в дру­гое время, в другие часы. Нужно опасаться, чтобы опущение не обратилось в привычку повторения».

Касается святитель и содержания молитвы: «Когда чита­ешь „Господи, помилуй» 40 раз, тогда вспоминай всех запо­ведавших молиться».

Очень ценно указание, как надо учить молитве детей: «Ма­леньких детей нужно сперва приучать словам молитвы с крат­ким объяснением, особенно непонятных слов; при этом нужно стараться передать им молитвенное настроение, а для сего учительница должна сама молиться, то есть читать мо­литвы с соответствующим молитвенным настроением, а подробное объяснение молитв лучше бы к концу первого года. Вообще нужно помнить, что детей нужно стараться научить молиться, а не читать только молитвы».

Не менее ценны рассуждения святителя об опасностях вступающих в молитвенный подвиг неосмотрительно и само­надеянно: «Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теп­лоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начи­нают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то мо­литвенное настроение, какое им дано было на некоторое вре­мя. Начинают это своевольно, без руководства, и впадают в диавольскую сеть».

Наконец, дается сокращенно урок о молитве: «Маленький урок о молитве: учись молиться сердцем, а ум ставить стра­жем у сердца. Не ищи Господа далеко: везде Сый, живет и в сердцах призывающих Его»…

«О, если бы нам хотя часть некую приобрести из того, что здесь советуется!»



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *