Интеллектуальный клуб. Игромания — хобби или неизлечимая болезнь?

logo
Интеллектуальный клуб. Игромания — хобби или неизлечимая болезнь?

 

На этот вопрос пытались ответить участники городского интеллектуального клуба им. Горловского, очередное заседание которого состоялось 25 февраля в центральной библиотеке Сергиева Посада.

Сегодня, в эпоху повсеместного интернета, доступных персональных компьютеров, планшетов и смартфонов, увлечение видеоиграми носит поистине массовый характер. Увы, последствия этого увлечения не всегда безобидны. Вот лишь некоторые выдержки из СМИ за последние несколько лет: «Молодой человек из Южной Кореи провёл за сетевой игрой 50 часов подряд и и умер от истощения», «Американский подросток попытался нанять киллера, чтобы избавиться от родителей, забравших у него игровую приставку за неуспеваемость», «Китайский игроман отрезал себе правую руку, чтобы справиться с зависимостью», «Тинейджер из Барнаула убил дедушку и списал преступление на персонажа игры», «Американский игроман учинил расстрел в школе», «Китаец разыскал и убил своего противника по онлайн игре», «Жительница Токио выбросилась из окна, не смирившись со смертью своего игрового персонажа»… Печальный список можно продолжать и дальше – выводы напрашиваются соответствующие, но…

Максим Пруденко, постоянный участник интеллектуального клуба, уверен — влияние видеоигр на уровень насилия в обществе сильно преувеличено. В доказательство своей позиции он приводит многочисленные исследования учёных, из которых следует, что игра в пресловутые шутеры (в переводе на русский — «стрелялки»), вовсе не делает из людей киллеров и самоубийц, а напротив — помогает им выплеснуть накопленную в реальной жизни агрессию в игровое пространство. Бесит начальник, запилила жена, утомили преподаватели — не беда, сотня-другая расстрелянных виртуальных тел, и душевное равновесие восстановлено. Так, известная компания IBM, занимающаяся разработкой программного обеспечения, даёт своим сотрудникам возможность перед началом рабочего дня провести полчаса за видеоиграми, чтобы избавиться от раздражительности и повысить производительность.

Ссылаясь на научные исследования, Максим Пруденко отмечает полезность видеоигр. Шутеры и гонки, например, способствуют УЛУЧШЕНИЮ ЗРЕНИЯ и реакции. А вот игры-стратегии в ненавязчивой форме помогают подрастающему поколению повысить свои знания в области истории, географии, техники, экономики и т. д. «Подобно лекарствам, игры способны помочь людям, но нельзя забывать об опасности передозировки», — заключает Максим.

Его оппонент, аспирант Александр Халилов, настроен к видеоиграм вовсе не так миролюбиво. Друзья, отношения с любимой девушкой, семья, карьера, учёба, спорт, прогулки, книги… К чему всё это, если есть отличный геймплей, чёткая графика и захватывающий сюжет игры? Зачем чего-то долго добиваться в реальной жизни, если в сети можно быстро стать эльфийским богатырём 80-го уровня? Виртуальные игры подвергают людей опасному соблазну эскапизма, бегства от реальности. Там, в пёстрых игровых вселенных, так просто создать идеального себя, свободного от оков общества и тяжкого груза ответственности. Там, в прекрасном виртуальном мире, не страшно ошибиться, ведь можно загрузить последнее сохранение и начать всё сначала. Там слишком хорошо, чтобы возвращаться сюда. Грань реального и виртуального довольно призрачна: сегодня ты проводишь за игрой часок-другой перед сном, а завтра продаёшь последнее, чтобы купить своему персонажу чудо-меч-кладенец.

Александр Халилов отмечает: «На создание игровых вселенных работает целая индустрия, бюджет которой вполне сопоставим с бюджетом всего африканского континента. Вряд ли создателей игр волнует полезность их продукта, скорее — объём продаж и уровень прибыли». Выходит, нас пытаются подсадить на игровую иглу?

«Потребность играть заложена в нашей человеческой природе», — декларирует известный городской фотограф Александр Теренков и тут же выводит дискуссию на принципиально новый уровень: «Страсть к игре у людей появилась гораздо раньше компьютера и интернета». В довесок Александр припомнил собравшимся роман Набокова «Защита Лужина», в котором главный герой, шахматист-гроссмейстер, покончил жизнь самоубийством, проиграв партию. Даже такая древняя и почтенная игра не обходится без своих одержимых. Вспомнить хотя бы противостояние двух «К» — Каспарова и Карпова…

Шахматы, шашки, нарды, го и другие игры-ветераны и по сей день пользуются завидной популярностью. Причём, играют в них по большей части именно онлайн, в интернете. Можно, конечно, сказать, что древние настольные игры — совсем не то, что современные игрушки, но и в тех, и в других есть один безусловно положительный аспект — люди разных стран, национальностей, вероисповеданий, социальных стратов знакомятся и общаются друг с другом на поле общих интересов. Где ещё встретятся офис-менеджер из Москвы и студент физфака из Массачусетса, как не в онлайн игре?

Весьма запутанная получается ситуация с играми. А ведь мы ещё не упомянули лудоманию — зависимость от игр азартных. Тут вообще отдельная история, в ходе которой миллионы людей ставили на кон свои репутацию, состояние, жизнь…. Согласно законам теории вероятности, большинство из них предсказуемо проиграло.

Итак, игромания — хобби или неизлечимая болезнь? Ответ кроется в определении. Мания — в переводе с древнегреческого — страсть, безумие, влечение. Назвать это хобби язык не поворачивается. Между тем Герман в опере Чайковского «Пиковая дама» справедливо восклицает: «Что наша жизнь? Игра!». И с ним не поспоришь. Так устроены люди: мы не можем не играть. Но в наших силах не заигрываться. А грань между игрой и игроманией проходит приблизительно там, где её обозначил меткой метафорой Александр Теренков: «Если ребёнок играет в песочнице — это нормально, хорошо, но если он начал кушать песок, пора его вытаскивать».

 

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новости спорта
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные со спортом, соревнованиями и турнирами. Материалы о спортивных событиях и о развитии спорта в районе. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...