Из истории певческой культуры Сергиева Посада

logo

Задолго до образования Сергиева Посада в Троице-Сергиевой Лавре сложились многообразные художественные тра­диции. Корни их — в древнерусском искусстве, не только изоб­разительном, но также и певческом. Троицкий монастырь из­давна был одним из крупных певческих центров Московской Руси, славился певцами, головщиками, уставщиками, упоми­наемыми в рукописных певческих сборниках.


Из истории певческой культуры Сергиева Посада

Известны устав­щик Филарет, головщик и выдающийся распевщик Логин, племянник его Максим — современники преподобного Диони­сия. Сохранились троицкие нотные рукописи XVI—XVII ве­ков, в начале XX века издан Троицкий Ирмологий. И в руко­писных, и в печатных источниках содержатся местные распе­вы. Особую группу их составляют песнопения из Службы преподобному Сергию. Своеобразие монастырских напевов при­суще и песнопениям Троицына дня.

Записи напевов Лавры в конце XIX века осуществил архимандрит Аарон. Заметный след оставила деятельность другого лаврского регента — иеромонаха Нафанаила (Бочкало). Его своеобразные гармонизации монастырских напевов и поныне звучат в исполнении лаврского хора, руководимого ар­химандритом Матфеем (Мормылем).

В Лавре, до ее закрытия, обучали пению мальчиков. Как и в Московском Синодальном хоре, в главном хоре Лавры звучала группа детских голосов (дисканты и альты). Из этой группы вышел известный ныне регент Николай Матвеев.

В стенах Лавры, как и теперь, находилась Московская духовная академия. Студенты пели в церковном хоре, изучали церковное пение по Обиходу, но примечательно, что в акаде­мии поддерживался интерес к классической музыке — там не­редко музицировали, на музыкальных вечерах исполняли на­родные песни, романсы на стихи русских поэтов.

После закрытия Лавры в 1920 году монастырское пение все же сохранялось в Пятницкой церкви, куда перешли мона­хи, оставленные для охраны музея, созданного на территории Лавры. В приходских храмах Рождественском, Петропавлов­ском, Вознесенском, Ильинском, Никольском, Всехсвятском (на Кокуевском кладбище) пели смешанные хоры любителей церковного пения. Небольшими церковными хорами управля­ли бывший регент Лавры Рожков, Зубачевский, Цветков*, Матвеев, Плющёв, Маслов. Закрытие храмов привело к уп­разднению церковных хоров. К началу 1940-х годов остался только один храм — Ильинский, где сформировался прекрас­ный хор, руководимый Н. В. Матвеевым. Позже он перешел в Покровский храм в Тарасовке, а с 1950-х годов поет в мос­ковском Преображенском храме на Б. Ордынке.

Давние певческие традиции Сергиева Посада, казалось, угасали, новые — только нарождались. Найденные в доме Цветковых документы — распоряжения Сергиевского уезд­ного Отдела народного образования — подтверждают созда­ние в Посаде в 1920-е годы музыкальной школы, где обучали пению, игре на скрипке и фортепиано. Однако положение шко­лы, обеспечение ее музыкальными инструментами находилось в бедственном состоянии. Президиум Исполнительного Комитета Сергиево-Посадского районного Совдепа 14 января I 1920 года удовлетворил ходатайство музыкальной школы о передаче органа (очевидно, фисгармонии) из бывшей Вифанской духовной семинарии и постановил: «Орган предоставить 1 Сергиевской музыкальной школе» (выписка из протокола за­седания Президиума Исполнительного Комитета выдана ‘ 27 апреля 1920 г., № 1886).

18 мая 1922 года Отдел народного образования потребовал «в двухдневный срок представить опись инвентаря музыкальной школы». Требование это 26 мая подтвердил прези­диум Исполкома, но, по-видимому, и в 1922 году школа не располагала необходимым инструментарием, что и вызвало отрицательную оценку ее материального положения. Об этом свидетельствует справка, выданная Сергиевским уездным Отделом народного образования Совету Сергиевской музы­кальной школы (10 июня 1922 г.):

«По поводу музыкального вечера мая с. г., на котором воспитанники младших групп и старших продемонстрировали номера (так и сказано в документе. — С. Т.) рояля, скрипки и сольного пения, считаю долгом констатировать, что исполне­ние этих номеров позволяет считать подготовку учащихся дан­ной школы удовлетворительной, тем более, если принять во внимание катастрофическое материальное положение школы в истекшем году. Завед. Усоцвосом…».

Несмотря на материальные трудности, школа успешно осуществляла учебные и просветительские задачи. Силами преподавателей и учащихся проводились концерты в помеще­нии школы и вне ее. Об одном из прослушиваний программы концерта сохранилась памятная запись в семейном архиве П. А. Флоренского:

«В воскресенье слушал в гимназии Цветковой репети­цию концерта; певица исполнила «Серенаду» и «Форель» Шуберта. Это мне остро напомнило детство мое (1920.VI. Четверг)». Краткая запись П. А. Флоренского отчасти дает представление о классическом репертуаре концертов и позво­ляет сделать предположение о том, что Сергиевская музыкаль­ная школа находилась в том же доме, что и «гимназия» Цветновой, после 1917 года преобразованная в начальную школу. Именно в эту школу ходил по Вифанке Никита Фаворский и его друг Вадим Рекст (о чем писал он в своих воспоминаниях).

«Гимназия» и музыкальная школа в доме В. П. Цветко­вой могли быть притягательным центром встреч любителей пе­ния, деятелей культуры, поселившихся в Сергиевом Посаде.

В небольшом уездном городке, каким был Сергиев Посад в начале века, традиции художественной культуры, естественно, были связаны прежде всего с Лаврой и духовной академией. Но когда упразднили монастырь — Посад оставался еще некоторое время средоточием выдающихся представителей русской куль­туры, и это именно определяло направленность его художествен­ных интересов, высокий уровень культуры дома, семьи, родствен­ной «усадебной культуре» XIX века.

Общение местных деятелей культуры, приезды художни­ков, писателей, музыкантов — вспомним имена Нестерова, Юона, Танеева, Дурылина, Шергина, Архангельского, Васи­ленко, да и кто в Посаде тогда не был! — длительное пребыва­ние в нем П. А. Флоренского, В. А. Фаворского, М. М. При­швина, Ю. А. Олсуфьева, М. В. Боскина, братьев Соколовых, Анатолия Александрова, М. В. Шика, влечение к Сергиеву Посаду В. В. Розанова, С. Н. Булгакова и многих других, кто, приезжая в Лавру, посещал и тех, кто обрел в Посаде новое «гнездо» (Голицыны, Трубецкие, Олсуфьевы, Раевские, Ман­суровы, Гончаровы) — уже само по себе свидетельствует о сло­жившемся здесь прочном укладе замкнутой семейной жизни и особом мире интеллектуальных интересов, где переплетались древность и современность, исконные традиции и поиски ново­го, народное и аристократическое, — говорит о единственности этого мира в условиях подмосковного Посада. Создание музы­кальной школы в те переломные годы отвечало запросам и куль­турным потребностям той части жителей Сергиева Посада, где не исчезли еще традиции воспитания, неотделимые от семейного музицирования, от наполнения жизни с юности живительными соками классической музыки и русской песенности.



ПРИМЕЧАНИЕ

* Скорее всего, имеется в виду Цветков Анатолий Николаевич (годы жизни не установлены). Другим регентом, носившим фамилию Цветков, явля­ется Павел Васильевич (ум. в 1911 г.), навряд ли имевший отношение к Сергиеву Посаду. (Примеч. сост.)

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...

[2]Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[6]Боскин Михаил Васильевич
Содержание Биография Михаил Боскин в Сергиевом Посаде Упоминание в новостях   Биография Михаил Васильевич Боскин родился в 1875 г. в д. Кореловщина Гдовского уезда Петербургской... подробнее...

[7]Олсуфьев Юрий Александрович
Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938)Олсуфьев Юрий Александрович (27.10.1878-14.03.1938) Окончил юридический факультет Петербургского университета. Жил в своей усадьбе Буйцы Тульской губернии... подробнее...

[8]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...

[9]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...