Значение богопознания для человека

logo
Значение богопознания для человека
Проповедь архимандрита Георгия Тертышникова († 1998), магистра Богословия, доцента Московской Духовной Академии, многолетнего насельника Троице–Сергиевой Лавры

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!



«Сия же есть жизнь вечная, 
да знают Тебя, Единаго истинного 
Бога» (Ин. 17, 3).

Братие и сестры!

Все люди стремятся к разного рода знаниям. Однако величайшим благом и неоценимым приобретением для христианина является познание Бога и живое общение с Ним.

Стремление к богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека на земле. «Для чего создан человек» — вопрошает Антоний Великий и отвечает: «Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял своего Создателя».

Последователь Христа, стремящийся к спасению, должен познавать Бога по мере своих сил и способностей. Это – его первый и священный долг.

Но человек должен всегда помнить, что существо Божие всесовершенно, неисчерпаемо, что оно для нас – неисследимая глубина и неведомая тайна.

«Что есть Бог в существе Своем, — говорится в «Православном исповедании», — того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, то есть ни самые ангелы: поелику: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью».

Полнота истины находится в Боге, Который является Источником всякого ведения и мудрости. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что не можем вместить, Он открыл нам в делах своего творения и промышления, через пророков и Единородного Своего Сына.

Дух Божий вводил умы апостолов и пророков в сокровишницу премудрости Божией; они черпали оттуда богооткровенную Истину и возвещали эту Истину для своих современников и грядущих поколений. Таким источником Истины для нас является Священное Писание.

Бог создал разум человека, способным познавать Истину и созерцать тайны Божества и мира вещественного. Но разум наш является только зрительной силой нашего духовного существа, которую необходимо совершенствовать, «управлять действительным зрением», вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Но в богопознании учавствует не только разум человека. Наиболее активной силой у него в деле усвоения христианского ведения является сердце как центр духовной природы человека.

Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют: сердце в познании Бога то же, что глаз в деле познания предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, неспособен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Неспособно к познанию Бога и сердце, омраченное грехом и порочными страстями. Что яд для телесного организма человека, то грех и страсти для духовной природы его. «Истина Божия чиста», — учат святые отцы, — Она не войдет в злохудожную душу; и когда входит, требует извержения всякой греховной нечистоты». Для истинного богопознания требуется очищение, искоренения из сердца страстей и привычек греховных и преуспеяние в добродетели. А для достижения этой цели необходима борьба и подвиг духовный, которые составляют внутренний крест человека, стремящегося ко спасению.

Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в то время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводит только опыт духовной жизни.

Как обычный человек не может сомневаться в бытии воздуха, так духовный человек не может усомниться в бытии Бога. «Наилучший путь уверенности в Бытии Божием, — говорит профессор Московской Духовной Академии протоиерей Феодор Голубинский, — можно выразить в следующих немногих словах: живи так, как бы ты жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог; сделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе первообраз».

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь. Господь является источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым, а богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны боговедения.

Просвещенные Божественным учением, последователи Христа призваны и сами быть «светом мира» (Мф. 5, 14). Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного Откровения освещает всю область ума человека и все сущее делает ясным. Такой человек приобретает «ум Христов» (2 Кор. 2, 16); облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и всех вокруг просвещает.

Братие и сестры! В ненасытимом созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и самое существенное благо и наслаждение небожителей. Постараемся же и мы во время земной жизни приобрести бесценное духовное сокровище – богопознание, которое в отношении к жизни вечной есть корень бессмертия души и основание его бесконечного блаженства. Аминь. 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...