Земля айнов: на краю света

logo
uXCyjCweUjI

Курильские острова – самый восточный край нашей страны, место, где всё существует по законам природы и, кажется, человек признаёт абсолютную власть стихий. Земля здесь «выдыхает» раскалённые пары, океан щедро одаривает жителей пищей, а местные пейзажи вряд ли сравнятся по красоте с самыми популярными экзотическими странами. Курилы – это самобытный, завораживающий и ни на что не похожий край. Раньше здесь обитали айны, а сегодня Россия и Япония спорит о принадлежности этих территорий.

728_486_fixedwidth

Туристу на заметку

Что можно взять в самолёт?

В связи с постоянными изменениями в правилах провоза багажа и ручной клади в самолётах, стоит перед вылетом изучить актуальную информация по этому вопросу. Причем, списки запрещенных и разрешенных вещей у разных авиаперевозчиков отличаются. А кроме того, в зависимости от страны, в которую вы летите, таможенными правилами могут вводится дополнительные ограничения.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию в аэропорту, лучше заранее подготовиться и изучить этот вопрос. Отличная статья о том, что можно провозить в ручной клади в самолет, мне попалась на сайте для путешественников Туристер.РУ, рекомендую обязательно ознакомиться перед путешествием.

1. Идея провести свой отпуск на Курилах пришла мне в голову неспроста. На самом деле я собралась посетить острова уже в четвертый раз. Правда, первые три визита проходили для меня в совсем юном возрасте, оттого моё впечатление о Курилах складывалось исключительно из рассказов бабушки с дедушкой, проживших в этом краю больше 15 лет. Спустя 21 год я собрала рюкзак, запаслась теплой одеждой и крепкой обувью и отправилась через всю страну. К слову, Курилами называют острова от полуострова Камчатка до японского Хоккайдо. С одной стороны острова омываются Тихим океаном, с другой – Охотским морем.

Вариантов добраться из Москвы до Кунашира не так много. Самый популярный — самолёт до Южно-Сахалинска, автобус в Корсаков, теплоход до Кунашира. При благоприятной погоде и минимальном ожидании пересадок путь занимает около двух суток.

Теплоход «Игорь Фархутдинов» отошел от Корсакова днём, светило солнце, и Тихий океан был действительно тихим. Наш путь лежал на самый южный остров большой Курильской гряды Кунашир и проходил через небольшой остров Шикотан. Вечер и ночь прошли вполне комфортно: на теплоходе оказалось немало туристов с Сахалина, которые готовились к экспедиции на вулкан Тятя – один из символов Сахалинской области и один из самых красивых вулканов планеты.

2. На рассвете некоторые пассажиры начали готовиться к высадке – мы подходили к Шикотану. Сквозь густой туман вырисовывались очертания острова, название которого переводится с айнского как «лучший остров», данное ему из-за удобных бухт и общей красоты. Шикотан небольшой по размеру: максимальные длина и ширина – 27 на 13 км. Здесь всего два поселка – Малокурильское и Крабозаводск. Именно здесь изготавливают консервированную сайру, которую можно встретить в любом магазине.

Южные Курилы являются пограничной зоной, поэтому без пропуска пограничники не выпускают с теплохода. Мы о пропусках позаботились заранее, поэтому без проблем вышли побродить по Шикотану на время стоянки теплохода. Первая же встреча стала неожиданной — мы встретили давнюю подругу бабушки. Она рассказала нам о том, как меняется жизнь на острове, что после запустения открываются небольшие предприятия, построили новый детский сад, собираются строить новую школу (прежнюю, которую заканчивала моя мама, в 94-м разрушило землетрясение). Жаль, что самое знаменитое место на Шикотане – мыс Край света – я так и не успела посетить. Этот отрезок суши, уходящий в океан, самая восточная точка Сахалинской области. Впереди – только свинцовые воды Тихого океана, разделяющие Россию с Северной Америкой.

3. От бухты Малокурильской мы отошли к ЮК (так называют местные жители Южно-Курильск, центр Южно-Курильского района). Кунашир, что в переводе с айнского значит «чёрный остров», встретил нас мелким «курильским» дождиком, низкими туманами и клубами пара. Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 123 км, а его ширина от 7 до 30 км. На острове много озёр и четыре вулкана, все действующие: Менделеева, Головнина, Тятя и Руруй. Всю неделю, что мы были на Кунашире, стояла обыкновенная курильская погода – мелкий дождь, туман и ветер. Поэтому удалось узреть красоту только двух вулканов – Менделеева и Головнина. Знаменитый Тятя укутался в вязкий туман, так и не порадовав меня своим величественным видом. Вулкан Менделеева — самый пологий. Он располагается рядом с ЮК. В 10 км от райцентра на подножии вулкана находится военный городок – посёлок Горячий пляж. Там расположена водолечебница, куда приезжают лечиться кислой водой от недугов со всего Дальнего Востока. Мы каждое утро проходили этот путь по отливу до Горячего пляжа, чтобы понежиться в горячей воде, хотя температура воздуха была не больше 17 градусов. Вообще местные передвигаются между посёлками на личном транспорте: почти у всех есть машины. Автобус между ЮК и водолечебницей курсирует один. Проще выйти на дорогу и поехать попутчиком. Тем более подвозить путников у курильчан почти традиция. Кстати, жители Горячего пляжа и ЮК пользуются геотермальным теплоснабжением. То есть в дома попадает горячая вода прямо с вулкана. Есть в посёлке котельная, но ей пользуются только в сильные морозы.

4. Что стало самым ярким событием за всю поездку? Нет, не утомительные походы сквозь непролазный бамбучник, не бурлящая почва под ногами и даже не посещение популярного рыбного магазина, где Медведев дважды покупал сайру – первый раз будучи президентом, а потом уже во время поездки по Курилам в качестве премьер-министра. Самое удивительное, что произошло с нами в первые дни посещения острова, – это знакомство с уникальным человеком – дядей Витей Зуевым. Дядя Витя из тех, кто никогда не променяет этот мерзкий моросящий дождик и серый пейзаж острова на комфортную жизнь на материке. Он знает каждый метр Кунашира, каждый ручей, каждое дерево и каждого… медведя. Дядя Витя тридцать лет проработал в заповеднике, а потому лучшего проводника и рассказчика местных баек нам было не найти! Освоившись на острове, привыкнув к гостиничному номеру «люкс по-курильски» (сарказм сарказмом, а цены как в Париже), мы начали собираться в первый поход на мыс Столбчатый. Природа Курил сурова, но я не подозревала насколько. Экологическая тропа «Столбовская» вела нас к побережью Охотского моря, а дядя Витя рассказывал, как вести себя при встрече с медведем. Хотя, признаюсь, что получение теоритических знаний еще больше насторожило меня.

Экологическая тропа «по-курильски» не совсем то, что у нас считается тропой. Все тропы на Курилах труднопроходимые, поросшие бамбучником – высокой, очень жесткой травой, напоминающей прутья. С учётом подъёмов и спусков дорога изрядно изматывает. Восстановить силы помогает купание в диких горячих источниках и перекус вкусной ягодой – шикшей.

5. Мыс Столбчатый – уникальное место на нашей планете. Базальтовые скалы правильной формы, растянувшиеся на 1,5 км вдоль моря, образовались миллионы лет назад в результате сильнейшего извержения вулкана. Это место очень популярно среди посетителей острова, туристов, орнитологов. Правда, я не уверена, что многие отважно проходят весь мыс вдоль моря. Если бы не уверенность нашего проводника, который знает каждый выступ скалы и передвигается по Столбчатому как по лестнице, я бы не рискнула продолжать наш поход. Для начала надо дойти до мыса по огромным скользким валунам. Идти надо как можно осторожнее, падать нельзя: телефон не ловит, о транспорте я вообще не говорю, а по воде проще доплыть до Хоккайдо. Когда я начинала нервничать, дядя Витя успокаивал. «Душа моя, не кипи», — говорил он, не вынимая сигарету изо рта.

Преодолев тропу, ручьи и камни, мы подошли к Столбчатому. Вид величественный и завораживающий. Любоваться пришлось недолго, так как надо было ползти дальше вдоль мыса. По отвесным скалам. Всем телом прижиматься к камню, цепляться руками за выступы и растягиваться в шпагате на приличной высоте, когда внизу плещутся волны спокойного Охотского моря. Минут через тридцать я начала чувствовать себя более уверенно, видимо, пришло осознание, что полпути пройдено и деваться мне особенно некуда. Уже не беспокоили содранные о скалы коленки и ладони. Мы дошли до выступа, который многие называют «курильской мостовой». Волны так отполировали скалы, что на первый взгляд кажется, что берег моря выложен брусчаткой. Столбчатый был пройден, а мы за свою выдержку и отсутствие нытья были приглашены дядей Витей на ужин. Краб, морской гребешок в остром соусе из васаби, уха и другие морские деликатесы! И всё это в сопровождении интереснейших историй о жизни на Кунашире, о забавных туристах, японских экспедициях, восхождениях на Тятю и многом другом!

6. В ожидании милости от погоды для похода в кальдеру вулкана Головнина мы решили провести один день в Южно-Курильске, побродить по посёлку, сходить к Чёртову пальцу, прогуляться до Орбиты. Чёртов палец – это скала в паре километров от ЮК – действительно напоминает торчащий из океана палец. В отлив можно спокойно дойти до него, что обычно делают рыбаки. Хотя более популярным местом считается второй «Чёртик» — очень похожая скала, расположенная рядом, в бухте. Место под названием «Орбита» находится в самом посёлке и представляет собой обрыв над океаном, очень живописный в хорошую погоду. Что касается самого посёлка, в последние годы он стал заметно обустраиваться: на центральных улицах положили асфальт! Мы даже его сфотографировали специально для дедушки! Это теперь местная достопримечательность. Все дома в посёлке деревянные двухэтажные, многие из них обшили сверху миловидным сайдингом лимонного цвета, теперь они смотрятся как новые. Посёлок развивается – на окраине появляются новостройки, современный детский сад. Продуктовых магазинов много, в некоторых есть домашнее молоко и творог, более-менее приличных гостиниц три, есть ресторан, но он работает очень странно. Нам там искренне удивились и сказали, что есть у них толком нечего. Цены на привозные товары заоблачные. Проще питаться местными продуктами: рыбой, молоком, хлебом. Администрация района находится в центре посёлка, напротив памятники, конечно же, Ленину и первооткрывателям Курил. Рядом детская площадка и лавочки, тихо, уютно, и это единственное место, где у меня ловил телефон и интернет.

7. Наше путешествие по острову подходило к концу, а у нас был еще один нехоженый маршрут – в кальдеру вулкана Головнина. Погоды мы так и не дождались, синоптики обещали солнце лишь после нашего отъезда. Хотя жаловаться нам было грех – не было ни тайфунов, ни затяжных дождей. Просто постоянно было мокро. Жители в шутку называют Южно-Курильск деревней Гадюкино, вспоминая известный анекдот. Мы выехали в сторону поселка Головнино рано утром, проехали мимо местного аэродрома, заехали в охраняемую зону заповедника, где нас и высадил водитель. Дальше пешком. Более разумные, но менее любопытные туристы предпочитают часть пути преодолевать на квадроциклах. Нас же ждал долгий и нелегкий путь под моросящим дождем, сквозь мокрый и жесткий бамбучник, который хлестал тело до глубоких царапин. На полпути мы отдохнули на входе в заповедник в делянке сторожа – тоже Виктора. Вулкан Головнина взорвался много тысяч лет назад, часть его провалилась, образовав кальдеру, в которой мы и находились. В итоге сильнейшего извержения появилось два озера: Кипящее и Горячее. Вулкан по-прежнему действующий. Кипящее озеро считают его кратером, оно окружено фумаролами – выходами сернистых газов, а из-под земли бьют струи горячей воды, всюду кипит грязь и выходит густой пар. Пахнет Кипящее отвратительно – сероводородом. Когда остров принадлежал Японии, здесь добывали серу. Вода в озере достигает 80 градусов, а местами и выше. Там, где вода светло-зеленого цвета, – очень горячо, где темнее – вода теплая. Дядя Витя рассказывал истории о том, как неосторожные туристы обваривали ноги. Есть и те, кто из похода на Кипящее не вернулся.

Мы же шли точно по следам Виктора. Оказалось, что и в Кипящем озере можно купаться! Но в строго определенном месте. По всей видимости, его знают немногие. Действительно, в одном месте, рядом с кипящими берегами, есть территория, где вода чуть тёплая. Мы не упустили возможности искупаться в Кипящем, измазаться черной вулканической грязью, похожей на ту, что добывают на Мёртвом море, и бежать бегом до озера Горячего. На самом деле оно совсем не горячее: в нём прохладная бирюзовая вода. В кальдере ненадолго появилось солнышко, а мы сидели у кратера вулкана и наслаждались природой.

Дарья ТРОФИМОВА

Туристу на заметку.

Как добраться до Кунашира?

Для начала надо добраться до Сахалина. Билет на август лучше всего покупать в декабре-январе, так как в сезон отпусков цены взлетают в несколько раз. Средняя стоимость билета до Южно-Сахалинска и обратно около 20000 рублей. На Сахалине надо получить пропуск в погранзону. Лучше об этом позаботиться заранее. Скорее всего, придётся день-два провести на Сахалине, так как теплоход ходит до Кунашира два раза в неделю. Можно добраться и на самолёте, но этот способ ненадёжный. Погода на Кунашире крайне изменчива, аэродром находится у вулкана Менделеева, где часто облачно, поэтому обычно рейсы откладывают. Билеты на теплоход надо покупать также заранее и в Южно-Сахалинске. В противном случае в Корсакове в день выхода вас могут просто не посадить на теплоход. Время прибытия в пункт назначения неизвестно: теплоход может сначала зайти на Итуруп, потом на Шикотан, а потом на Кунашир. А может отправиться сразу на Кунашир. Билет на теплоход стоят порядка 6000 рублей с человека. Чтобы заполучить обратный билет, необходимо также заранее записаться в порту Кунашира.

Что посетить на Кунашире:

• водолечебницу в пос. Горячий Пляж (необходимо получить направление в больнице ЮК);
  • краеведческий музей в Южно-Курильске (он находится в жилом доме за зданием администрации);
  • скалу «Чёртов палец»;
  • кальдеру вулкана Головнина, озера Кипящее и Горячее (необходимо получить пропуск в заповедник в офисе по адресу: ул. Заречная, 5);
  • тропу «Столбовскую» и мыс Столбчатый (обязательно искупаться в диких горячих источниках);
  • вулкан Тятя (необходим пропуск в заповедник, подниматься на вулкан надо только в сопровождении провожатого. У подножия вулкана много медведей).

Что и где есть на Кунашире?

Самое «рыбно-икорное» время – это август-сентябрь. Икры и гребешка здесь полно. И самостоятельно добыть всё это морское богатство проще, чем найти в продаже. Лучше всего пойти на рыбалку, а из улова приготовить вкуснейшую уху. В магазинах же продают в основном копченую сайру – это очень вкусно. Её восхитительный вкус дважды оценил Дмитрий Медведев. Также в небольших магазинах можно найти свежее молоко от местных фермеров. Так как коровы пасутся преимущественно вдоль отлива, молоко имеет немного специфический запах, но зато полезнее и, скорее всего, богато йодом.