Зачем архангельскую избу под Посад привезли?

logo

Музей северного деревянного зодчества может появиться в Воздвиженском

3028852

Кстати

Заповедник Кижи

Музей-заповедник русского деревянного зодчества «Кижи» – это крупнейший архитектурный комплекс под открытым небом, расположенные на одноименном острове в Онежском озере.

Около сотни деревянных памятников архитектуры, некоторые из которых были в разобранном виде привезены из деревень Карелии и вновь собраны на острове-заповеднике.

Подробнее о музее можно почитать на сайте Туристер.Ру по ссылке: 
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ki-i/museum/9781

Настоящую двухэтажную курную северную избу несколько лет назад перевёз в село Воздвиженское реставратор Дмитрий Соколов. Теперь вокруг этого необычного дома из архангельской глубинки создаётся музей деревянного зодчества.

Курная (ударение на “а”) изба — “чёрная” изба, отапливавшаяся без дымохода. Была распространена у восточных славян, в северных российских регионах, на территории Финляндии. Хлева, конюшни, сараи и жилые помещения часто объединялись в один блок, что позволяло хозяевам в снежную и ненастную погоду покидать жилище как можно реже. Уступила место привычной избе с дымоходом и элементами декора.

Дела продвигаются постепенно, но не стремительно: большого финансирования нет, всем, от чертежей до самой грязной работы, занимаются добровольцы, которые раз в неделю приезжают сюда со всей Московской области.

Зачем архангельскую избу под Посад привезли?

Дмитрий Соколов купил эту избу лет десять назад по цене дров. через друзей своих друзей нашёл дом с почти полуторавековой историей в каргопольской деревне Большой Халуй численностью один человек. Дом был в таком плохом состоянии, что хозяин собирался без лишних хлопот отправить избу в печь, но реставратор с коллегами успели спасти от огня редкий объект традиционного деревянного зодчества. И не зря — это одна из немногих сохранившихся курных, то есть топящихся по-чёрному, изб на территории России.

Без дымохода

Разыскать такую большую избу в Воздвиженском совсем несложно. Площадка будущего музея находится рядом с храмом.

Двухэтажная курная изба, которая глыбой возвышается над остальными объектами — навесом и избушкой помельче, и есть основная достопримечательность.

Зачем архангельскую избу под Посад привезли?

В сравнении с традиционными избами, которые обычно рисуют в книгах сказок, эта выглядит серьёзной, неприступной и даже мрачной. Ощущение крепости создают и окна, расположенные выше, чем обычно.

Маленькие, непродуваемые окна почти под крышей — это особенность Севера, где жилые помещения часто приподнимали над промёрзшей землёй, чтобы сберечь тепло. Привычных украшений вроде резных наличников или затейливого крыльца у этой избы нет. Внутренние пространства просторные, неперегороженные, это ещё одна особенность курной избы. И повсюду признаки работы — строительные материалы, балки, инструмент.

“Слепота и страдания”

О курной избе говорят всякое. С одной стороны, ей не повезло. Традиционно принято считать, что это мрачное, закопчённое сооружение с тяжёлым воздухом и антисанитарией. Словарь Брокгауза и Ефрона, изданный около века назад, пугает читателей “болезнями глаз, слепотой и страданиями лёгких” от дыма.

На самом деле это не так, переубеждает Дмитрий Соколов и ссылается на записи создателя музея “Кижи”, авторитетного исследователя Александра Ополовникова, который красиво писал о сверкающих чистотой гладко отёсанных стенах, белых скатертях, о красном угле, и только там, выше человеческого роста, иссиня-чёрных потолках.

В восьмидесятых годах XX века Дмитрий Соколов, геолог с дипломом Московского университета, перешёл на работу во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Для него это был естественный шаг. “Я смотрел на своих сверстников, и меня всегда удивляло, как они так могут — занимаются весь год нелюбимой работой, и только в отпуск позволяют себе пожить тем, к чему лежит их душа”. Он продолжил изучать архитектуру Севера в экспедициях, где с единомышленниками восстанавливает заброшенные часовни и избы. Сегодня он бизнесмен — его компания разрабатывает и строит деревянные дома по традиционным проектам.

Это потом появится мода на разделение пространства избы перегородками, дымоходы, резьба и украшения. Освещение пространства новой избы станет равномерным, не таким, как в курной, где в комнате светло, а вверху темно. Красота курной избы — архаичная, непривычная, не сразу улавливаемая.

Каким будет музей, который готовят к открытию в этих стенах, говорить пока сложно. Но необычным он будет точно, а ещё и полезным. Создатели планируют открыть здесь мастерскую, где научат полезному: работать с деревом или создавать глиняную посуду.

Каждую субботу

Избу перевозили в два приёма. Разбирали и собирали по брёвнам. Перед переездом каждое бревно пометили буквенно-цифровым кодом, чтобы потом собрать в том же порядке. Отметки хорошо читаются и сегодня.

Зачем архангельскую избу под Посад привезли?

Всю работу сделали они же — тридцати-сорокалетние офисные сотрудники, инженеры, бизнесмены, которые под руководством опытных архитекторов и реставраторов превратились в плотников и проектировщиков.

О необычной инициативе Соколова они узнают, как правило, из интернета. По субботам приезжают в Воздвиженское, собираются в маленькой, прогретой избушке, заваривают чай и сверяют план работы.

Руслан, один из самых давних участников этого неофициального клуба реставраторов, держит в руках чертёж.

“Прошлое для меня, — говорит он, — это верхняя половина песочных часов. От того, куда упадёт песчинка, зависит, каким будет будущее, и мы должны направлять эти песчинки в хорошем направлении”.

Руслан же смонтировал и озвучил ролик для сайта, где активисты собирают средства на восстановление храмов. Благодаря в том числе и этим деньгам энтузиасты смогли прошлым летом отправиться в очередную экспедицию на север, где восстанавливали часовню в одной затерянной архангельской деревне.

То был нерядовой объект. До соседней деревни километров двадцать, и, понятное дело, паломничества к отреставрированной часовне не будет. Эта работа, говоря строго, для совсем немногих — последних обитателей деревни да ещё случайных прохожих. Но если поверить теории о песочных часах Руслана, то именно так они направляют прошлое, превращая его в будущее.

Владимир Крючев
Фото автора

 

Источник: Газета Вперёд

Сохранить



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — Представляем Вам наиболее интересные Достопримечательности Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района.

В этом разделе сайта мы публикуем наиболее интересные достопримечательности, рекомендуемые к посещению туристами и гостями города и района. Это музеи, памятники архитектуры, театры, церкви, храмы и конечно-же жемчужина Сергиева Посада — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. подробнее...

[3]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...