Жизнь преподобного Сергия Радонежского как пример непрерывного возхождения к святости

logo
Жизнь преподобного Сергия Радонежского как пример непрерывного возхождения к святости

2014 г. Россия отмечает 700-летие преподобного Сергия Радо­нежского. Это событие общегосударственного значения, соответ­ствующее масштабу личности Великого Старца и его роли в судьбе нашей страны.

По мнению русского историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрож­дение, сделавшее возможным и возрождение политическое».

Великий Старец не оставил будущим поколениям писаний и по­учений, возможно, что они по разным основаниям просто не дошли до нас. Но поучением стала вся жизнь Великого Старца, все его на­ставления и пророчества. Имя преподобного Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считал­ся и считается сегодня всенародным учителем и наставником. Нрав­ственный авторитет скромного игумена был так велик, что князья и митрополиты, бояре и простые люди обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием, пото­му что еще при жизни преподобный Сергий почитался величайшим из пророков. Дар пророчества дается избранным — праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Преподобный Сергий был истинно народным святым. Великий Старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял.

Писатель Б.К. Зайцев отмечает, что спокойная и праведная жизнь преподобного Сергия Радонежского наполнила собой почти столе­тие. Святой Сергий — одна из «величайших слав России». Сегодня нельзя не согласиться с мнением Б.К. Зайцева о том, что «Сергий Радонежский одинаково велик для всякого», что «подвиг его всечеловечен».

С нашей точки зрения, именно на примере жизни преподобно­го Сергия мы можем найти сегодня те идеи, которые способствуют формированию духовно-нравственных основ становления современ­ного человека, отсутствие которых ведет к нравственной и духовной опустошенности.

Сегодня важно не только увидеть опасность нравственной опу­стошенности подрастающего поколения, но и предложить меры, которые позволят уберечь общество от духовного падения, уберечь подрастающие поколение от морального уродства. Забота о духов­ном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реа­лизацией социальной политики государства. В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движе­ний за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясе­ний, кризисов и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим предтечам, к осмыс­лению их опыта и широкого использования накопленного предше­ственниками морального капитала.

Преподобный Сергий является покровителем русского образова­ния. Более ста лет назад огромное количество учеников и студентов начинали свой день с молитвенного обращения преподобному Сер­гию Радонежскому. Это свидетельствует о том, что он всегда являл­ся одним из тех святых, которым отдается наибольшее почитание среди молодежи.

Несмотря на то, что после себя преподобный Сергий не оста­вил ни строчки, мы можем сказать, что сама его жизнь составля­ет целое учение. На примере его жизни мы можем увидеть, какие он внес в жизнь важнейшие для всего русского народа религиозно — философские идеи, способствующие нравственному подъему совре­менной молодежи.

Для русского человека очень важно то, что преподобному Сергию было свойственно глубокое созвучие народу, «великая типичность». Отсюда особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная ка­нонизация в народного святого.

Будучи отшельником, он спокойно «поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок».

Преподобный Сергий был не только созерцателем, он был «де­лателем». И сегодня очень важно восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим о делах и жизни Великого старца, ставшего для русских людей «немеркнущей звездой».

Для начала обратимся к словам выдающегося русского истори­ка В.О. Ключевского: «Творя память преподобного Сергия, мы про­веряем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, заве­щанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Опираясь на данное высказывание, мы можем сказать, что, позна­вая жизнь преподобного Сергия Радонежского, мы познаем самих себя. Поскольку именно на примере жизни Великого Старца мы мо­жем найти сегодня те религиозно-философские идеи, которые спо­собствуют формированию духовно-нравственных основ человека. В этом, с нашей точки зрения, заключается актуальность избранной нами темы, так как молодежь в процессе своего формирования ис­пытывает сегодня определенные нравственные трудности, а точнее сказать, стоит на границе своего нравственного опустошения.

В связи с этим нам показалось интересным, опираясь на текст по­вести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского», определить такие константы восхождения Великого старца к свято­сти, которые бы совпадали с константами духовно-нравственного са­мосовершенствования человека. Сделав это, мы сможем понять, что помогло преподобному Сергию Радонежскому стать покровителем учащихся, покровителем Земли Русской, а также той «немеркнущей звездой», о которой говорит в своем произведении Б.К. Зайцев.

Нам показалось важным определить два главных вопроса: како­вы основные константы духовно-нравственного становления Вели­кого Старца; можем ли мы на примере жизни преподобного Сергии Радонежского определить те идеи, которые могут способствовать формированию духовно-нравственных основ современного молодо­го человека.

В ходе исследования на примере текста произведения Б.К. Зайцева мы постарались определить основные константы духовно нравственного восхождения к высокой духовности преподобной Сергия Радонежского, а также попытаться объяснить, как сформировывалась каждая из них.

Прежде всего, обратимся к понятию «константа». Под этим термином мы привыкли понимать постоянную величину, не изменяющуюся со временем, которая используется в точных науках. Мы ж попытались использовать это понятие для выявления постоянных величин восхождения преподобного Сергия к высокой духовности.

Начнем с того, что скажем несколько слов о родителях преподобного Сергия. Их имение находилось вблизи Ростова Великого. Родителей — Кирилла и Марию — можно представить почтенными, справедливыми и глубоко религиозными людьми. Их сын, которого назвали Варфоломеем, с самого раннего детства отличался от других детей. Как мы знаем, его отдавали в церковную школу, чтоб научить его грамоте, однако, к сожалению, а может и к счастью, наука ему не давалась, потому что он был силен совсем в другом. Hо прежде всего, надо сказать, что жизнь Варфоломея отмечена очень важной чертой — он совершал добрые поступки, всегда добросо­вестно исполнял всякое дело. Это, с нашей точки зрения, является первой константой на пути восхождения преподобного Сергия к вы­сокой духовности.

Далее следует отметить принципиально важную роль встречи Варфоломея со старцем. Именно ему отрок поведал свои огорчения в обучении и просил молиться за него. Когда же он пришел домой и начал читать псалмы, родители были поражены его умением. Вскоре он опередил в учении своих сверстников и своего брата Стефана. И с тех пор чтение заняло важное место в жизни Варфоломея, что также формировало его духовные основы. Таким образом, второй констан­той, по нашему мнению, является постоянный интерес к чтению.

В историях с неудачами, успехами в учении Варфоломей всег­да оставался смиренным и скромным мальчиком, что помогло ему непрерывного восходить по пути самосовершенствования. Следова­тельно, смирение и скромность становятся третьей константой вос­хождения к высокой духовности.

У Варфоломея очень рано обозначилась живая связь с Богом, и к порогу юности он уже больше всего любил службы, церковь, чтение священных книг. За свое отрочество Варфоломей все больше осозна­вал свое стремление уйти в высший мир. Он уходил в мир созерца­ния и непосредственного общения с Богом. Таким образом, одной из следующих постоянных величин является любовь к Богу, к службе и церкви, чтение церковных книг.

Когда Варфоломей ушел с братом в леса, они поселились на Ма­ковице, где стали строить собственноручно «церквицы», «келийки», здесь преподобный показал свое трудолюбие, и впоследствии слу­жил примером всем своим братьям в этом деле. Данный факт помо­гает нам выделить следующую константу, а именно трудолюбие.

Начав одиночную жизнь, преподобный Сергий не раз доказывал, что он не только способен не поддаваться искушениям, но и выдер­жать все трудности жизни. А все потому, что он отличался упор­ством, невероятным терпением, а главное «боголюбием» — все это возвышало его и готовило к святой, но более сложной жизни. Из­вестно также, что помимо игуменства преподобный Сергий был и исцелителем, и чудотворцем и видел видения, но пришел он к этому не сразу. К этому его привел только трудный и долгий путь само­совершенствования, самопросветления. К этому привел его и аске­тический подвиг. Это непрерывное восхождение к святости длилось не за какой-то отдельный жизненный период, а всю жизнь от детства до его старости. Несмотря на то, что он был и учителем, и на­ставником, и судьей в житейских делах, он всегда оставался тихим, кротким и работящим человеком.

Конечно же, нельзя не сказать о том, что преподобный Сергий — покровитель Земли Русской, поскольку именно он в свое время бла­гословил Дмитрия Донского на битву с монгольским игом. И как мы знаем: Русь одолела врага. После этого события слава о подвижнике разнеслась по всей стране, он уже тогда был образцом благочестия и простоты. Как отмечает Б.К. Зайцев, преподобный Сергий всегда оставался простым «без пестроты».

Таким образом, преподобный Сергий Радонежский пришел на Маковицу послушным Варфоломеем, а ушел величайшей славой Рос­сийской. Теперь это «немеркнущая звезда», которая по сей день све­тит, учит и ведет. Его путь непрерывного восхождения к святости определяется всей его жизнью. И на этом пути важное место отво­дится не только его родителям, но и выделенным нами константам духовно-нравственного становления Великого Старца: глубокая лю­бовь к Богу, постоянное самосовершенствование, пристрастие к чте­нию, скромность и смирение, а также упорство и терпение, трудолю­бие, способность не поддаваться искушениям, добрые поступки.

В нашей работе нам было интересно проследить, каким образом можно применить данные константы к формированию нравственных основ личности современного человека. Для этого мы попытались составить универсальный путь восхождения преподобного Сергия Радонежского к высокой духовности. В результате этой работы мы получили лестницу духовно-нравственного становления личности. Глядя на эту лестницу, мы можем видеть, что нужно делать, чтобы достичь вершины под названием «Духовная высота».

На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что выявленные нами константы духовно-нравственного становления могут быть положены в основу концепции духовно-нравственного воспитания личности. Восхождение к «духовной высоте» на примере жизни преподобного Сергия Радонежского поможет нам обрести те нравственные основы, которые были заложены Великим Старцем, а затем были частично утеряны. Начинать восхождение по этой лест­нице нужно с раннего детства и продолжать в течение всей жизни.

Обращение к духовно-нравственным основам становления Вели­кого Старца играет также определяющую роль в воспитании таких важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию. Следование выде­ленным нами константам духовно-нравственного становления лич­ности на примере жизни Сергия Радонежского — это путь восста­новления цельности личности и ценности жизни каждого человека, путь восстановления утерянного нравственного идеала. А обращение к примерам из жизни святых учит нас быть лучше и чище. И пока мы все будем помнить о добрых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не погибнет Россия. Прошлое не должно быть утеряно. На прошлом, как на фундаменте, всегда утверждалось и будет утверждаться будущее!

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...