2014 г. Россия отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Это событие общегосударственного значения, соответствующее масштабу личности Великого Старца и его роли в судьбе нашей страны.
По мнению русского историка В.О. Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое».
Великий Старец не оставил будущим поколениям писаний и поучений, возможно, что они по разным основаниям просто не дошли до нас. Но поучением стала вся жизнь Великого Старца, все его наставления и пророчества. Имя преподобного Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался и считается сегодня всенародным учителем и наставником. Нравственный авторитет скромного игумена был так велик, что князья и митрополиты, бояре и простые люди обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием, потому что еще при жизни преподобный Сергий почитался величайшим из пророков. Дар пророчества дается избранным — праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Преподобный Сергий был истинно народным святым. Великий Старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял.
Писатель Б.К. Зайцев отмечает, что спокойная и праведная жизнь преподобного Сергия Радонежского наполнила собой почти столетие. Святой Сергий — одна из «величайших слав России». Сегодня нельзя не согласиться с мнением Б.К. Зайцева о том, что «Сергий Радонежский одинаково велик для всякого», что «подвиг его всечеловечен».
С нашей точки зрения, именно на примере жизни преподобного Сергия мы можем найти сегодня те идеи, которые способствуют формированию духовно-нравственных основ становления современного человека, отсутствие которых ведет к нравственной и духовной опустошенности.
Сегодня важно не только увидеть опасность нравственной опустошенности подрастающего поколения, но и предложить меры, которые позволят уберечь общество от духовного падения, уберечь подрастающие поколение от морального уродства. Забота о духовном развитии детей и молодежи не может ограничиться лишь реализацией социальной политики государства. В период кардинальной ломки устоев общества возрастает значение общественных движений за сохранение непреходящих духовных основ общества на базе общечеловеческих ценностей. После любых общественных потрясений, кризисов и нравственных трагедий общество выходит на новый виток своего бытия путем возвращения к своим предтечам, к осмыслению их опыта и широкого использования накопленного предшественниками морального капитала.
Преподобный Сергий является покровителем русского образования. Более ста лет назад огромное количество учеников и студентов начинали свой день с молитвенного обращения преподобному Сергию Радонежскому. Это свидетельствует о том, что он всегда являлся одним из тех святых, которым отдается наибольшее почитание среди молодежи.
Несмотря на то, что после себя преподобный Сергий не оставил ни строчки, мы можем сказать, что сама его жизнь составляет целое учение. На примере его жизни мы можем увидеть, какие он внес в жизнь важнейшие для всего русского народа религиозно — философские идеи, способствующие нравственному подъему современной молодежи.
Для русского человека очень важно то, что преподобному Сергию было свойственно глубокое созвучие народу, «великая типичность». Отсюда особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого.
Будучи отшельником, он спокойно «поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок».
Преподобный Сергий был не только созерцателем, он был «делателем». И сегодня очень важно восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим о делах и жизни Великого старца, ставшего для русских людей «немеркнущей звездой».
Для начала обратимся к словам выдающегося русского историка В.О. Ключевского: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Опираясь на данное высказывание, мы можем сказать, что, познавая жизнь преподобного Сергия Радонежского, мы познаем самих себя. Поскольку именно на примере жизни Великого Старца мы можем найти сегодня те религиозно-философские идеи, которые способствуют формированию духовно-нравственных основ человека. В этом, с нашей точки зрения, заключается актуальность избранной нами темы, так как молодежь в процессе своего формирования испытывает сегодня определенные нравственные трудности, а точнее сказать, стоит на границе своего нравственного опустошения.
В связи с этим нам показалось интересным, опираясь на текст повести Б.К. Зайцева «Житие Преподобного Сергия Радонежского», определить такие константы восхождения Великого старца к святости, которые бы совпадали с константами духовно-нравственного самосовершенствования человека. Сделав это, мы сможем понять, что помогло преподобному Сергию Радонежскому стать покровителем учащихся, покровителем Земли Русской, а также той «немеркнущей звездой», о которой говорит в своем произведении Б.К. Зайцев.
Нам показалось важным определить два главных вопроса: каковы основные константы духовно-нравственного становления Великого Старца; можем ли мы на примере жизни преподобного Сергии Радонежского определить те идеи, которые могут способствовать формированию духовно-нравственных основ современного молодого человека.
В ходе исследования на примере текста произведения Б.К. Зайцева мы постарались определить основные константы духовно нравственного восхождения к высокой духовности преподобной Сергия Радонежского, а также попытаться объяснить, как сформировывалась каждая из них.
Прежде всего, обратимся к понятию «константа». Под этим термином мы привыкли понимать постоянную величину, не изменяющуюся со временем, которая используется в точных науках. Мы ж попытались использовать это понятие для выявления постоянных величин восхождения преподобного Сергия к высокой духовности.
Начнем с того, что скажем несколько слов о родителях преподобного Сергия. Их имение находилось вблизи Ростова Великого. Родителей — Кирилла и Марию — можно представить почтенными, справедливыми и глубоко религиозными людьми. Их сын, которого назвали Варфоломеем, с самого раннего детства отличался от других детей. Как мы знаем, его отдавали в церковную школу, чтоб научить его грамоте, однако, к сожалению, а может и к счастью, наука ему не давалась, потому что он был силен совсем в другом. Hо прежде всего, надо сказать, что жизнь Варфоломея отмечена очень важной чертой — он совершал добрые поступки, всегда добросовестно исполнял всякое дело. Это, с нашей точки зрения, является первой константой на пути восхождения преподобного Сергия к высокой духовности.
Далее следует отметить принципиально важную роль встречи Варфоломея со старцем. Именно ему отрок поведал свои огорчения в обучении и просил молиться за него. Когда же он пришел домой и начал читать псалмы, родители были поражены его умением. Вскоре он опередил в учении своих сверстников и своего брата Стефана. И с тех пор чтение заняло важное место в жизни Варфоломея, что также формировало его духовные основы. Таким образом, второй константой, по нашему мнению, является постоянный интерес к чтению.
В историях с неудачами, успехами в учении Варфоломей всегда оставался смиренным и скромным мальчиком, что помогло ему непрерывного восходить по пути самосовершенствования. Следовательно, смирение и скромность становятся третьей константой восхождения к высокой духовности.
У Варфоломея очень рано обозначилась живая связь с Богом, и к порогу юности он уже больше всего любил службы, церковь, чтение священных книг. За свое отрочество Варфоломей все больше осознавал свое стремление уйти в высший мир. Он уходил в мир созерцания и непосредственного общения с Богом. Таким образом, одной из следующих постоянных величин является любовь к Богу, к службе и церкви, чтение церковных книг.
Когда Варфоломей ушел с братом в леса, они поселились на Маковице, где стали строить собственноручно «церквицы», «келийки», здесь преподобный показал свое трудолюбие, и впоследствии служил примером всем своим братьям в этом деле. Данный факт помогает нам выделить следующую константу, а именно трудолюбие.
Начав одиночную жизнь, преподобный Сергий не раз доказывал, что он не только способен не поддаваться искушениям, но и выдержать все трудности жизни. А все потому, что он отличался упорством, невероятным терпением, а главное «боголюбием» — все это возвышало его и готовило к святой, но более сложной жизни. Известно также, что помимо игуменства преподобный Сергий был и исцелителем, и чудотворцем и видел видения, но пришел он к этому не сразу. К этому его привел только трудный и долгий путь самосовершенствования, самопросветления. К этому привел его и аскетический подвиг. Это непрерывное восхождение к святости длилось не за какой-то отдельный жизненный период, а всю жизнь от детства до его старости. Несмотря на то, что он был и учителем, и наставником, и судьей в житейских делах, он всегда оставался тихим, кротким и работящим человеком.
Конечно же, нельзя не сказать о том, что преподобный Сергий — покровитель Земли Русской, поскольку именно он в свое время благословил Дмитрия Донского на битву с монгольским игом. И как мы знаем: Русь одолела врага. После этого события слава о подвижнике разнеслась по всей стране, он уже тогда был образцом благочестия и простоты. Как отмечает Б.К. Зайцев, преподобный Сергий всегда оставался простым «без пестроты».
Таким образом, преподобный Сергий Радонежский пришел на Маковицу послушным Варфоломеем, а ушел величайшей славой Российской. Теперь это «немеркнущая звезда», которая по сей день светит, учит и ведет. Его путь непрерывного восхождения к святости определяется всей его жизнью. И на этом пути важное место отводится не только его родителям, но и выделенным нами константам духовно-нравственного становления Великого Старца: глубокая любовь к Богу, постоянное самосовершенствование, пристрастие к чтению, скромность и смирение, а также упорство и терпение, трудолюбие, способность не поддаваться искушениям, добрые поступки.
В нашей работе нам было интересно проследить, каким образом можно применить данные константы к формированию нравственных основ личности современного человека. Для этого мы попытались составить универсальный путь восхождения преподобного Сергия Радонежского к высокой духовности. В результате этой работы мы получили лестницу духовно-нравственного становления личности. Глядя на эту лестницу, мы можем видеть, что нужно делать, чтобы достичь вершины под названием «Духовная высота».
На основании изложенного выше, можно сделать вывод о том, что выявленные нами константы духовно-нравственного становления могут быть положены в основу концепции духовно-нравственного воспитания личности. Восхождение к «духовной высоте» на примере жизни преподобного Сергия Радонежского поможет нам обрести те нравственные основы, которые были заложены Великим Старцем, а затем были частично утеряны. Начинать восхождение по этой лестнице нужно с раннего детства и продолжать в течение всей жизни.
Обращение к духовно-нравственным основам становления Великого Старца играет также определяющую роль в воспитании таких важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию. Следование выделенным нами константам духовно-нравственного становления личности на примере жизни Сергия Радонежского — это путь восстановления цельности личности и ценности жизни каждого человека, путь восстановления утерянного нравственного идеала. А обращение к примерам из жизни святых учит нас быть лучше и чище. И пока мы все будем помнить о добрых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не погибнет Россия. Прошлое не должно быть утеряно. На прошлом, как на фундаменте, всегда утверждалось и будет утверждаться будущее!
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...