Епископ осудил пришедших на Пасху в Лавру и призвал покаяться

logo
 Епископ осудил пришедших на Пасху в Лавру и призвал покаяться

Пока верующие безуспешно пытаются добиться от руководства Лавры и Патриарха вообще, какого-то официального комментария по ситуации, происходящей в Троице-Сергиевой Лавре, епископ Звенигородский, викарий патриарха Московского и всея Руси; ректор Московской духовной академии и семинарии Питирим (Творогов) опубликовал на своей странице в фейсбук сообщение, где затронул ряд очень важных моментов. Питирим фактически признал ошибку в том, чтобы не закрывать лавру.

Весь свой текст епископ разделил на три урока. Я остановлюсь именно на третьем уроке, оставив такие режущие многим глаз моменты, как хуление (критика, ругань) власти, так как именно он наиболее актуален в связи с ситуацией с коронавирусом и роли РПЦ в его распространении.

Ректор академии и семинарии Питирим выражает сожаление, что общая беда не сплотила православных, а наоборот, разъединила их, приводя пример из Священного Писания, фактически критикует тех, кто остался ходить на службы в церкви за самоуверенность, говоря, что даже стяжание благодати можно превратить в эгоистическую корысть, что произошло со многими священнослужителями и верующими. И призывает их к покаянию.

Очень важный момент. Священнослужитель ставит самым главным не ревность, самоуверенность и жажду прийти в храм, освятить кулич и даже Причаститься, а бескорыстную любовь к Богу и сострадание к ближнему. О чём я уже также много раз говорил. Ведь нет никакой любви к ближнему в том, чтобы, оправдывая своё желание получить благодать Божию, причинить ему вред, заразя болезнью и даже убив этим.

Приятно, что в РПЦ есть адекватные священнослужители такого высокого уровня, которые видят проблему и не боятся называть вещи своими именами. Непонятно, почему архипастырь – Патриарх Кирилл в самый ответственный момент как-то самоустранился (самообнулился) и вместо чёткого решения, в церкви от него слышат в лучшем случае только какие-то рекомендации или пожелания. Патриарх Кирилл призвал верующих сидеть дома. Но храмы при этом не закрыл.

Епископ Питирим также затрагивает этот момент, говорят, что «правильность действий определяет Святейший Патриарх». Но Патриарх ничего не определил, оставив священнослужителям право самим принимать важный выбор. Это и послужило причиной раскола между верующими и массовых заражений.

Уже можно начинать делать первые выводы из постигшего нас коронаужаса. Самый главный — это роль священноначалия в кризисных ситуациях. В периоды катаклизмов Господь вразумляет людей через начала и власти. Никакие священники, старцы и старицы, даже благодатные, прозорливые и т.д., не могут до конца знать, как надо правильно поступать в моменты общественных бедствий и смут. Правильность действий определяет Святейший Патриарх, за ним епископы. Светские власти тоже бывают вразумляемы от Бога о том, что нужно делать в той или иной патовой ситуации. И вот когда перестают слушать власть духовную и светскую, руководствуясь даже самыми благими намерениями, — открывается дорога в ад. Само наказание пришло из-за укоренившейся привычки хулить власти. И оно не ослабнет, если мы будем продолжать критиковать наших руководителей даже за ошибочные действия, которые неизбежны в таких условиях. Нужно иметь понимание, терпение и смирение. Ну а самое главное — покаяние. Мы, друзья, очень зажрались в последнее время, забыли о живом Боге, заменив Его на частое причащение, праздники и посты приятные, обряды, крестные ходы и паломничества. Все это, конечно, замечательно, но какова цель? А цель — наше спасение. Вот Господь нас и развернул к той единственной цели, куда мы должны стремиться.

Урок пандемический второй и самый важный. Меня очень критиковали за то, что я выступил с призывом не посещать храмы во время эпидемии. Даже потребовали «железобетонных доказательств», что заразился я именно в храме, а не где-нибудь в другом месте. На данный момент анамнез заболевания точно установлен, попробуем проследить генезис. Весь прошедший великий пост я по обыкновению служил все литургии. Со мной вместе в последние недели поста служили иеродиаконы Иннокентий и новопостриженный в монашество Михей — самые ревностные. Иннокентий заболел первым, за ним я, потом Михей. Самым первым ковид-больным в академии оказался студент магистратуры, который пел в лаврском хоре. Больше всего студентов заразилось именно в хорах, где идеальные условия для распространения заразы. Священники очень рисковали и рискуют, принимая исповедь. Заражаются те, кто больше всех рискует, кто не бежит от народа, кто смиренно приносит себя в жертву болезни в слабой надежде, что больные прихожане остались дома. Но надежды не оправдались. Великий понедельник. Утро. Врата Троице-Сергиевой Лавры закрыты. Перед ними разгоряченная толпа, требующая открыть Лавру. Протестующие ведут себя очень агрессивно, матерятся. Владыка Парамон открывает Лавру на всю Страстную Седмицу и на Пасху. Мор начался в Великую Пятницу. Самые лучшие священнослужители заболели, некоторые в тяжелой форме. Заболел владыка Парамон, заболел я, заболели лаврские старцы и один наш, академический. В Страстную Пятницу, как и положено, все мы были пригвождены ко кресту. А внизу, как и положено, толпа, требующая чуда. Чуда не произошло. Нас упрекают, что мы бросили людей. Это неправда. Мы могли ответить только одним образом — сами заболеть, чтобы люди, видя наши мучения, пожалели тех, кто еще здоров, пожалели своих епископов, священников, певчих. Находясь в реанимации, умирая от боли и удушья (я сегодня видел этих тяжело больных, стонущих от боли и задыхающихся), мы безмолвно просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей — они умирают прямо на службе, не жалея себя. Вы их пожалейте! Кто вами будет духовно руководить, кто будет причащать вас, лечить, кто будет услаждать вас дивным церковным пением, если часть из нас умрет, а часть станет инвалидами с поврежденными фиброзом легкими. У меня была легкая форма, но сегодня КТ показало частичный фиброз легких. А что будет с тяжелыми? Мы, священно- и церковнослужители заболеваем чаще всех — пожалейте нас! Ведь и Господь обращается ко всем: «Милости хочу, а не жертвы!»

Урок третий, самый трудный. Общая беда, как ни странно, не объединила православных, а резко разделила на тех, кто послушно остался дома, со скорбью лишившись служб Страстной и Светлой седмиц и самое главное — Пасхальной службы, но не лишившись самой Пасхи, и тех, кто не смог не пойти в храмы в эти святые дни. Первые — это осторожный Никодим и послушные и верные мироносицы. Вторые — ревностный Петр, клянущийся, что никогда не предаст своего Учителя, с мечом защищавший Его и вдруг неожиданно для всех и для самого себя предавший, испугавшись какой-то рабыни. Но кого мы видим у Креста? Богородицу, любимого ученика, возлежавшего на Тайной вечери на персех Его, мироносиц и Никодима. А где остальные, еще недавно, вслед за Петром, клявшиеся в верности? Все разбежались. Что с ними было не так? Подвела их самоуверенность: даже если и все отрекутся от Тебя, но не я. И где они прячутся, испуганные? В Сионской горнице, которая стала первым христианским храмом. И Распятие и Воскресение они пропустили, находясь там, где впервые причастились Тела и Крови Его. А у Креста и у Гроба те, кто бескорыстно любили его. Вот именно эта чистейшая, бескорыстная любовь оказалась выше и ревности, и смелости, и всех клятв в верности. Но что спасло учеников, чем оправдался в итоге Петр? Признание своих ошибок и покаяние — вот единственное средство, которое отличает Страстную Пятницу от Страстной Среды — Петра от Иуды. Как трудно нынешним «Петрам» признать, что были неправы, что не хватило им бескорыстной любви к Богу и сострадательной к ближнему. Ведь даже стяжание благодати можно превратить в эгоистическую корысть. Сколько самых изощренных оправданий мы слышим от ревнителей, сколько подтасовок — храм приравняли к аптеке и супермаркету и т.п. Сейчас очень ответственный и трудный момент для тех, кто оказался на Пасху в Сионской горнице, а не на Голгофе. Хватит у них сил на покаяние?

 

Источник: Копейка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...