Дорога к счастью

logo

Священное Писание учит нас, что Царствие Божие, то есть возможные для ограниченной природы человеческой истинная радость, истинное блаженство, истинное счастье, достигаются и приобретаются человеком только через скорби.

Дорога к счастью



Снежное безмолвие. Фото: Мутовина Юлия Игоревна

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14), — говорится в слове Божием. И Господь наш Иисус Христос, принявший для спасения нашего образ раба, и Сам восприял Свою вечную славу у Отца, и нам отверз райские двери через Крест — страдания, быв послушным Отцу Своему даже до смерти и смерти крестной (ср. Флп. 2,7-9).

И Пресвятая Дева, Пречистая Матерь Господа нашего, Радость всех скорбящих, честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов, не путем ли великих скорбей шла к Своей неизреченной славе?

Не жизнь для себя, не погоня за мелким личным благом, но только жизнь ради Господа и ради ближних, крест, самоотвержение, самоотречение ведут к истинной радости, к истинному счастью, к истинному блаженству, к жизни вечной. Да и счастье, понимаемое в нашем обыденном, житейском смысле, счастье естественной любви, счастье семейной жизни — не зиждется ли всецело также на самоотречении, не состоит ли также не в жизни для себя, а в жизни для других? Не говорят ли люди, что человеческая любовь, дающая земное счастье, есть страдание? Однако же из-за этого мимолетного счастья не готов ли бывает человек принести всевозможные жертвы, претерпеть всевозможные лишения?

Не претерпит ли тем более всякие скорби истинный христианин из-за тех неизглаголанных радостей, которые уготованы любящим Господа? И что, в самом деле, может быть выше того блаженства и того счастья, которые приобретаются через истинное самоотречение, имеющее источником своим ту высокую цель, чтобы жить всецело для Христа, единой истинной нашей Радости, носить Его в своем сердце и в Нём одном полагать всё свое утешение? Идите, мои дорогие, сквозь тесные врата, как и сказал Господь наш Иисус Христос, так как тесным путем лучше идти, полезнее, правильнее, ибо он ведет к истинному счастью, истинному блаженству — ведет к вечной жизни (см. Лк. 7, 14).

А есть врата, которые ведут не к жизни, а к вечной смерти. Это путь диавола, богоборца-сатаны, путь непокорства, путь гордости, путь противления Богу.

— И зачем я только живу на свете? — говаривал молодой юноша, семинарист. — То не делай, то не говори, того не смей есть, ибо сейчас пост, на улице не гуляй с девочками, в кафе, ресторан, на танцы, пляски не ходи, ибо нет пользы; то не ешь, на другое не смотри, третьего не касайся. Ну зачем же жить тогда? Ведь я молодой человек, я жить хочу, наслаждаться всем, что дает жизнь…

— Ну хорошо, — ответил более опытный друг молодому человеку, — живи так, как только тебе хочется, как вздумается, бери всё от жизни, спеши жить. Но не слишком ли это будет эгоистично и подло?

Жить и наслаждаться, да всё испытать, да всего быть достойным, да отвергать все законы: общественные, нравственные, Божественные, быть умником и мудрее всех на свете — не слишком ли это будет безумно, дерзко, а главное — опасно, гибельно? Да, дорога к истинному счастью лежит через земное несчастье и только через несчастье, то есть скорби, лишения, добровольные и невольные унижения. Иного пути к подлинному счастью нет. И если враг спасения предлагает иной путь — путь сытости, самости, грубого эгоизма, невоздержания, то не стоит завидовать тем, кто пойдет за ним по этому пути, ибо конец его — погибель (см. Мф. 7, 13).

Архимандрит Тихон (Агриков). Чтобы душа проснулась

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *