В земной жизни человек находится под действием двух невидимых противоположных сил — доброй и злой, силы Божией и силы лукавого! Он стоит как бы между двумя огнями — животворным и огнём палящим. Долг человека — возбудить в себе Божественный огонь веры, любви и прочих добродетелей (Д 2: 91). Вырвав корни страстей, нужно вспахать землю сердца и «насадить на ней пшеницу добродетели» (Д 2: 96). Но чтобы не случилось беды — не возомнили бы мы в своих духовных успехах и не поставили бы себя выше других, при духовном возделывании должно сразу же запомнить: все наши добродетели есть дело Божией благодати. «Моё, — говорит святой Пастырь, — только желание, даже и желание подаёт благодать Божия, потому что «Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп. 2, 13)» (Д 1: 614).
На вопрос: «В чём состоит истинное богатство человека?» — святой Иоанн отвечает: «Не в землях, не в деньгах, не в разного рода земных познаниях и искусствах или не в имении разного рода, не во множестве слуг, не во множестве одежд, вообще, благ земных, ибо всё это тленно и временно». Богатство человека — «добродетель, святыня, смирение, незлобие, воздержание во всём, вера, надежда и любовь» (Д: 400-401). Великое благо быть добродетельным человеком. «Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это — ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его: от неё ещё больше благоухания; тут вы как бы лицом к лицу с его душой — и таете от его сладкой беседы» (Д: 89). Чтобы убедиться в величии и красоте добродетели, достаточно открыть жития святых и взглянуть на их подвиг. Они явили миру образ непрестанного воздержания, бдения, молитвы, Богомыслия, чистоты. «О, какой Божественный мир, какую свободу духа имели они, удаляясь чревоугодия, любостяжания, нечистоты, злобы, этого, почти общего, недуга живущих в мире людей, коим и мы все недугуем. Какая полнота духа в них! Какой свет! Какая любовь пламенная к Богу и ближним!» (М: 23-24)… Подобным может стать, с Божией помощью, всякий. Потому святой Пастырь призывает: «Будь христианином в сердце, то есть будь всегда искренен на молитве, в обращении с ближними, всегда верующий, уповающий, кроткий, незлобивый, ко всем доброжелательный, справедливый, нелюбостяжательный, сострадательный, милостивый, воздержный, целомудренный, терпеливый, покорный, мужественный» (Д: 427).
В совершении добродетелей весьма полезно, даже необходимо, прибегать к помощи, к опыту тех, кто их стяжал. Как в миру бедные обращаются с просьбами к богатым, так и «в духовном порядке» духовно бедным подобает обращаться за советами к духовно богатым, сияющим верой и благочестием. Их-то и надо просить научить «нас духовной мудрости, как побеждать грехи, как полюбить Бога и ближнего». Важна здесь и молитва о помощи Святых (Д: 387-388).
Мгновенно стяжать добродетели невозможно — растут они постепенно. «Добродетель, — свидетельствует Батюшка, — растёт незаметно, пока, наконец, бывает древом великим, в ветвях которого вселяются птицы небесные» (Д 1: 389); растёт и благоухает (Д 1: 515).
Примечательно, что задатки к тому или иному духовному устроению дети получают по наследству. «Сердечные склонности и расположения, добродетели и пороки передаются детям. Так, Божия Матерь родилась от укрепившихся скорбями в вере и благочестии родителей. Дети в полах получают от родителей своих природу и душу и тело; только степень способностей Господь увеличивает или уменьшает… Делимости опасаться тут нечего» (Д 1: 206-207).
* * *
Началом для всех добродетелей служит вера в Бога, в Небесный Мир и во всё то, что нам Небом открыто.
Вера, по определению святого Иоанна, есть «уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного и его принадлежностей» (Д: 691). Она — ключ к Божией сокровищнице и обитает в добром, простом, любящем сердце. «Вера — духовные уста: чем свободнее они раскрываются, тем большим потоком входят в них Божественные источники» (Д: 275).
Должна быть вера несомненная и сердечная. «Несомненная вера, — учит святой Пастырь, — вкорени эти слова в сердце и покажи в жизни» (Д: 758). «Сердечная вера необходима человеку, потому что светоч ума нашего очень ограниченный, немного вмещает в себе света умного, а Господь Бог есть беспредельный Свет, и мир есть бездна Его всемогущества и премудрости» (Д: 135). Такая вера живит душу, радует её. «Вера должна доходить до сердечного зрения. Это значит, что душа должна стать как бы выше чувственности, выше телесного, мрачного естества своего и проникнуть собой — возможно чистым зрением сердца — в мир духовный. Тут-то ей будет хорошо, тут-то её истинная жизнь, её успокоение и радость. Опыт» (Д: 115-116).
Цель веры, конечная цель, — вечная жизнь (М: 238). «Но кто теперь, — скорбит Батюшка, — заботливо вопрошает учителей церковных: «Что сотворю, да живот вечный наследствую?» (Мк. 10, 17). Очень, очень немногие. Большая часть людей погружена в суету мира, многие не веруют и в бессмертие души человеческой, земная жизнь для них всё, начало и конец, альфа и омега; или многие мечтают совместить здешние блага, здешнее довольство, здешнюю весёлость, богатство, здешние страсти с будущим блаженством, забывая, что сказал Господь о тесном пути, вводящем в живот, о самоотверженном ношении креста скорбей, лишений, болезней, мучений, о делах мудрых и юродивых, о богатом человеке с богатой нивой и множеством всякого достояния земного» (М: 238).
Сила веры неизмерима, а потому и блага её велики. Верующему всё возможно, ибо он един дух с Богом (Д: 783). «Чудно могущество веры! Живая мысль о Боге, сердечная вера в Него — и Он со мной; сердечное покаяние во грехах с верой в Него — и Он со мной; добрая мысль — и Он со мной; благочестивое чувство — и Он со мной» (Д: 658). Отмечая блага веры, святой Пастырь говорит, что она побеждает врагов невидимых и видимых, отгоняет страсти, отвращает скорби, даёт мужество при нападении уныния. «Всё с верой возможешь победить и самое Царство Небесное получишь. Вера — величайшее благо земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нём делает его сильным и победоносным: «Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1 Кор. 6, 17)» (Д: 119). Для большей убедительности святой Иоанн делится своим опытом, свидетельствуя, какие великие блага приносила ему вера: «Сколько благодеяний доставляла мне доселе вера Христова! Не говоря о бесчисленных других благодеяниях, скажу об одном: сколько душевных возмущений, страстей она прогоняла и умиротворяла меня! Сколько исправила кривых стремлений сердца! Сколько раз грехи очищены и душа спасена была от духовной смерти! И как близок Господь наш к верующему! Он, как воздух, как дыхание уст наших, дыхание сердца нашего, души нашей» (Д: 439).
Чтобы получить блага веры, её должно возгревать. Если этого не делать, то от нерадения она может совсем погаснуть, и само христианство со всеми его Таинствами как бы умереть. «Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Отсюда мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенно язычники» (Д: 67).
Учит вере — живой вере — Сам Господь. Подобно тому, как мать, уча младенца ходить, поставит его, а затем зовёт к себе и простирает ему руки, так и Господь на время оставляет христианина Своей помощью, а когда наступит крайняя нужда, и сам христианин почувствует свою немощь и бессилие без Небесной помощи — в ответ на проснувшуюся веру простирает «руку помощи, как бы берёт на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю» (Д: 117-118).
Имея веру, не надо стыдиться её, а дерзновенно исповедывать. «Дерзновение… — великое сокровище души! В земной брани или войне, смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса, а в духовной брани и тем паче» (М 3: 68).
* * *
Основанием для всякой добродетели служит смирение, то есть сознание своего недостоинства, «ничтожества и полноты Божества, создавшего и наполняющего всё и «действующаго вся во всех» (1 Кор. 12, 6)» (Д: 371). По мысли святого Иоанна, Господь поставил на первое место нищету духовную — смирение, как необходимейшее для спасения человека (Д 1: 368). «Вот наша первая забота: насадить в сердцах наших первую из добродетелей — смирение… Без смирения всякая добродетель — потерянное дело» (Д 1: 498). «Основанием и источником всей твоей мыслительности, твоего слова и твоей деятельности, да будет смирение» (Д: 371).
Высота смирения явствует не только из того, что оно делает всякую добродетель крепкой, а ещё и из того, что разрушает все козни злой силы. «Ах! — восклицает святой Пастырь, — как много в нас тайной гордости. «Это, — говорим, — я знаю; в этом не нуждаюсь; это не
для меня; это лишнее; в этом я не грешен». Сколько своего мудрования!» (Д: 279).
Как высочайшее духовное состояние — смирение необходимо всем и «на каждом шагу» земного пути (Д 1: 511). «Нужно приобрести внутреннюю кротость и смирение и готовность ко всякому послушанию» (Д 1: 623).
** *
Другая великая добродетель — любовь, имеет для себя Высочайший Образ в Самом Боге, ибо Он есть Любовь (Д: 733). «Утверди, Господи, — молится отец Иоанн, — сердце моё в любви: яко Ты еси существо и Вина любви» (Д 1: 283).
Свойства любви такие: не мыслит зла (Д: 118), много прощает ближнему, благословляет проклинающих, молится за творящих обиду — всем творит добро (Д: 295). «Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд Всевидящему Богу, Праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омрачённых неразумными страстями» (Д: 372-373).
Первейшая заповедь — любить всем сердцем Бога. Вторая, подобная ей, — любить ближнего как самого себя. «Возлюби Господа, — учит Батюшка, — всем сердцем, хотя так, как вы любите своих родителей и благодетелей; оцените по силе своей Его любовь и благодеяние к вам,.. которые бесконечно велики и многочисленны. Далее, возлюбите всякого человека, как самих себя, то есть не желайте ему ничего, чего себе не желаете; мыслите, чувствуйте для него так, как мыслите и чувствуете для себя; не желайте видеть в нём ничего, чего не хотите видеть в себе; пусть ваша память не удерживает зла, причинённого вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими сделанное вами зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в другом ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя; вообще, если вы видите явно, что они
неблагонамеренны, делайте для них, что делаете для себя, или хоть не делайте им того, чего не делаете для себя — и вы увидите, что у вас будет на сердце, какая тишина, какое блаженство! Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси — в раю на земле» (Д: 105).
Великая мудрость и блаженство — любить врага. «Ты ненавидишь врага?.. Почему? — ставит один за другим вопросы святой Пастырь и отвечает: — Ты глуп… Потому что, когда враг тебя гонит, ты ещё сам себя внутренно гонишь, ибо скажи, не гонение ли, не самое ли жестокое гонение — мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага — и ты будешь премудр. О, если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство — любить врага и делать ему добро! Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торжествует Своей любовью над неблагодарным и злонравным родом человеческим; так Святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро» (Д: 134).
Любить надо всех людей. Для сего есть крепкое, нерушимое основание — оно в единстве человеческого рода. «Все люди, как один человек. И вот где основание — любить всех, как себя» (Д 1: 94).
А вот от любви к греховному миру и всему связанному с пороком надо убегать. «Должно убить в себе земную любовь, любовь (страсть) к земной плотской красоте, к сластям, к корысти, к плоти своей, к чести» (Д: 433). «Всякая красота в мире сем (красота лица) есть слабая, ничтожная тень несозданной красоты, неизреченной доброты лица Божия; всякое земное наслаждение ничтожно в сравнении с будущим наслаждением» (Д: 502). За этими глубоко пастырскими суждениями следует такой же призыв: «Так всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире; да не любишь, не ласкаешь плоти своей, чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками, сном, праздностью и леностью, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами… Ко всему… в мире будь равнодушен, ни к чему пристрастен и жаден» (Д: 556).
Паче нашей любви к Богу — любовь Его к нам. Святой Иоанн в глубоко духовном гимне прославляет её: «Велика Твоя любовь, Господи: всего Себя истощил еси ради любви ко мне. Взираю на Крест и дивлюсь Твоей любви ко мне… Твои Животворящие Тайны, Господи, служат всегдашним громким доказательством Твоей к нам грешным любви, ибо это Божественное Тело Твоё было за меня, за всех нас ломимо; эта Кровь за меня, за всех нас излиялась, Господи! Славлю чудеса святых Тайн Твоих над верными Твоими, которым я преподавал оныя; славлю исцеления бесчисленные, которым я был свидетелем; славлю действие их во мне всеспасительное; славлю Твоё милосердие ко мне, в них и чрез них мне являемое, силу Твою животворную, в них действующую. Господи! За толикую любовь Твою ко мне даждь мне любити Тебя от всего сердца моего, и ближнего как себя, любить врагов моих, не только любящих меня» (Д: 481).
Кто может достойно оценить любовь Божию к нам? Тот, кто ценит и любовь человеческую. «Кто не ценит любви человеческой, тот как оценит и любовь Божию? Кто не верит в любовь человеческую, тот как поверит и Божией любви?» (Д 1: 246).
Ярким примером любви является святой апостол Иоанн Богослов, именуемый святой Церковью за сию великую добродетель Апостолом Любви. Вот к нему и советует Батюшка обращаться с молитвой, когда в сердце оскудевает любовь к Богу и ближнему: «Апостоле, Христу Богу возлюбленне и сам преисполненный любве, умоли распятую за нас Любовь излияти любовь в сердце моё Духом Святым; вем, яко приемлет твоё ходатайство Той, Иже тя, падша на перси Его, приемый. Всем сердцем моим молю тя, друже Христов, претвори молитвами твоими сердце моё из нелюбящего в любящее и погаси в нём безумную и нечистую любовь к тленным благам мира сего, отторгающим меня от любви истинной и святой» (Д 1: 566).
***
Непрестанным выражением любви к Богу и ближнему служит милостыня. «Любовь к Богу и ближнему, — говорит Батюшка, — в настоящем нашем повреждённом состоянии, без самопожертвования не бывает и быть не может; кто хочет исполнить заповеди о любви к Богу и ближнему, тот должен заблаговременно обречь себя на подвиги и лишения ради любимых» (X: 290).
Милостыня — это та добродетель, которая будет представлена «на Страшном Суде пред лице всех — для того, чтобы объявить» творящим её «помилование от вечного за грехи осуждения» (Д 1: 121).
Подлинно милостив тот, кто подаёт милостыню от всего любящего сердца, кто со всяким беседует сердечно, «а не умом или устами, кто отдаёт всякому искреннее, сердечное почтение, кто проповедует слово Божие и служит от истинного сердца, нелицемерно, — словом, кто объемлет всех и носит всех любовью в сердце своём, презирая всё вещественное, что становится препятствием в любви между им и ближним» (X: 391). «Милостыню всегда подавай с лицом весёлым, — велит святой Иоанн, — Сам Христос принимает; никого ни взглядом, ни словом не обидь» (Д 1: 460).
А какие, когда милостыни бывают мнимые? Если творят их, хотя и с благотворительной целью, но для «увеселенья, то есть, прежде всего, хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже — ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит» (X: 393).
При творении милостыни требуется осторожность: не все её заслуживают в равной мере. «Если мы знаем о некоторых, — наставляет Батюшка, — что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых избытков. «Аще кто не хощет делати, — говорит святой апостол Павел — ниже да яст» (2 Сол. 3,10)» (X: 392).
«Господи! — молится отец Иоанн. — Научи меня подавать милостыню охотно, с лаской, с радостью и верить, что, подавая её, я не теряю, а приобретаю бесконечно больше того, что подаю. Отврати очи мои от людей с жестоким сердцем, которые не сочувствуют бедным, равнодушно встречаются с нищетой, осуждают, укоряют, клеймят её позорными именами и расслабляют моё сердце, чтоб не делать добра, чтоб ожесточить и меня против нищеты. О Господи мой! Как много встречается таких людей! Господи, исправь дело милостыни!» (X: 395).
Больше всего успокаивает нас, наши мысли, наше сердце среди суеты земной жизни — это надежда на Бога — «христианское, полное живого упования и чудной успокоительной силы, изречение: всё для меня Господь. Вот бесценное сокровище! Вот драгоценность, с которой можно быть спокойным во всяком состоянии, с которой можно быть и в бедности богатым, и при обладании богатством — щедрым, и с людьми любезным; с коим и по согрешении нельзя потерять упования. Всё для меня Господь» (X: 395-396).
Святой Пастырь сетует, что хотя и есть много верующих в Бога, но среди них немало встречается не имеющих подлинной надежды на Него. «Случись беда, напасть, искушение — малодушествуют, унывают, всегда ропщут, и куда девается вся вера? Тут бы надо показать преданность воле Божией, сказать: „Яко Господеви изволися, тако быстъ: буди имя Господне благословенно во веки». А то, видно, они веруют в Бога только в счастьи, а в несчастьи отвергают Его» (X: 397).
Святой Иоанн указывает необходимые средства для утверждения в уповании: «Средства, утверждающие надежду христианскую: молитва, особенно частое, искреннее молитвенное исповедание грехов своих, частое чтение слова Божия, особенно же частое причащение святых Животворящих Тайн Тела и Крови Христовой» (X: 398)… «Надежда дышит молитвой, как воздухом, и питается добрыми делами, как пищей» (Д 1: 22).
«Так, человече, — взывает Батюшка, — всё для тебя Господь, и ты будь всем для Господа… Откажись от исполнения своей растленной, страстной, прелестной воли; не знай своей воли, знай одну волю Божию; говори: „Не моя воля, но Твоя да будет»» (X: 396).
***
Ценны также указания Кронштадтского Пастыря о построении домашних отношений, особенно — детей к родителям.
«Ревнующие о благочестии, брат и сестра! — по родному начинает своё слово святой Пастырь. — Тебе придётся слышать, и может быть нередко, более от своих домашних, что ты тяжёлый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за своё благочестие, хотя враждующие не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние: потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен как человек, но припомни слова Спасителя: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36), и от недостатков исправляйся, а благочестия держись твёрдо. Поверяй совесть свою, жизнь свою и дела свои Богу, ведущему сердца наши. Впрочем, смотри на себя беспристрастно: в самом деле не тяжёл ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих; может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, неразговорчив. Распространи своё сердце для общительности и ласки, но не для потворства; в выговорах будь кроток, нераздражителен, нежелчен. «Вся вам любовию да бывают» (1 Кор. 16, 14), сказал Апостол. Будь терпелив, не за всё выговаривай, иное сноси, преходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы. «Любы вся покрывает и вся терпит» (1 Кор. 13, 7). Иногда из-за нетерпеливого выговора образуется вражда, оттого что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого» (Д: 776-777).
Дети обязаны с глубочайшим почтением относиться к родителям, ибо в них «утверждено бытие детей и после их рождения — во всю жизнь. «Чти отца твоего и матерь — да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Какого же почтения они достойны! И собственное благо каждого обязывает почитать родителей — «да благо ты будет». Родители, некоторым образом, — боги наши» (Д 1: 284). Почтение должно быть совершеннейшим, не нарушаемое «ни одной неправедной мыслью, ни одним самолюбивым чувством» (Д 1: 291), хотя бы у них и имелись какие-либо недостатки. «Хам проклят за то, что поглумился над опьяневшим и обнажившимся родителем» (Д 1: 278). «Упокой старость отца и матери, — взывает отец Иоанн, — и тебя Господь упокоит вечным упокоением» (Д 1: 504).
Все добродетели, как и пороки, имеют определённые следствия. И одни и другие — «достаточные залоги той истины, что в вечности будет блаженство для праведников и вечная мука для грешников. Те и другие предназначаются здесь. Здесь порок клеймит сам себя и другие клеймят его позором и подвергают наказанию, зная, что это будет в большей мере там; равно суди и о добродетели» (Д 1: 517).
Если с грехом надо постоянно бороться, то в благочестии должно неленостно упражняться. «И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их… Не стань молиться, или молись редко — тебе и противна и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть. Не стань воевать на страсти или воюй только изредка и слабо — очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоём сердце сидящих врагов твоих. Так всем необходим труд и деятельность. Жизнь без деятельности и не жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни» (Д: 213- 214). Иногда говорят: «Нет охоты молиться, так и не молись». «Лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. «Царствие Небесное нудится» (Мф. 11у 12). Без самопринуждения к добру не спасёшься» (Д: 335). К добру, к истине должно постоянно понуждать и принуждать себя. На молитве надо заставлять себя «выговаривать каждое слово с силой, истинно, от сердца… Нужно убедительно для себя самого говорить слова молитвы. Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога, а без убеждения себя не думай твоей молитвой убедить Бога даровать тебе какое-либо благо. Бог даёт по сердцу нашему: чем больше искренности, сердечного жару к молитве, тем, больше дар» (Д: 529-530).
В духовной жизни требуется постоянное движение вперёд, постоянное восхождение по лествице добродетелей, непрерывное увеличение их. «Если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, на одной ступени лестницы христианского восхождения, то всё равно, что идём назад; если не собираем, то всё равно, что расточаем» (Д: 792).
Духовный облик христианина должен быть не тот, который свойствен другим людям. У истинного христианина всё должно быть иное — и в духе, и в теле, и в жизни: «Иные помыслы — духовные, святые; иная воля — правая, святая, кроткая, благая; иное воображение — чистое, святое; иная память — иной взор — чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово — целомудренное, чистое, степенное, кроткое» (П: 95). «Иные радости — святые, небесные, радости о истине, а не о неправде; иная сладость — сладость духовная; иная красота — духовная; иное богатство — духовное, нетленное; иные сокровища — небесные; иная слава — небесная; иные друзья — по духу, а не по плоти; иные скорби — по Боге, во спасение, а не по плоти, к смерти» (П: 24). Короче, завершаем, — «христианин должен быть иной человек, небесный, новый, святой, Божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники. Читайте их житие, слушайте, поучайтесь, подражайте» (П: 95).
Скурат К.Е. Русские святые — их наставления. Часть 3. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Праздничное богослужение в день 500-летия со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил богослужение в скиту Оптиной Пустыни
НЕ СИРОТЫ. Слово митрополита Николая (Ярушевича, † 1961), сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы
Архиепископ Феогност совершил Литургию в Зачатьевском монастыре в день его престольного праздника
Пролог в поучениях. Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему