Сергий Радонежский оживёт на экране в самом масштабном российском мультфильме.
Десятки памятников, сотни книг, но ни одного мультфильма о Сергии Радонежском? Это несправедливо! Пробел восполняет анимационная “Да-Студия”, где в эти дни идёт работа над полнометражным мультфильмом о православном святом, основателе нашего города.
Мы побывали на самой большой в стране мультстудии, увидели, как создаётся самый высокобюджетный российский мультфильм и поговорили с теми, кто перекладывает Житие Преподобного Сергия на язык анимации.
“Кино для всех”
“Сергий Радонежский” — главный проект “Да-Студии”, и это ясно с порога. Сразу же за вертушкой у входа нас встречают стенды, заставленные бюстами персонажей ленты. Помимо самого Сергия, здесь и деревенские жители, и горожане, и захватчики, и ратники…
Образов одного только Преподобного удалось насчитать как минимум четыре — по числу возрастов, в которых герой воплощается на экране: от подростка до хорошо знакомого канонического старца, вошедшего в историю.
И это не просто выставка. Слепленные с эскизов скульптуры оцифровываются, вручную дорабатываются на компьютерах и только потом обживаются в цифровом мире.
Назвать эту практику распространённой нельзя: “Да-Студия” хоть и одна из наиболее продвинутых в техническом плане в стране, но при создании характеров придерживается традиционных методов. Кстати, точно так же прорабатывают своих персонажей и всемирно известные мультстудии старой школы — например, “Дисней” или “Пиксар”.
“Сергий Радонежский” — самый затратный проект в истории российской анимации. Что интересно, прямого государственного финансирования (от Минкульта или Правительства) лента не получает. Деньги в создание вкладывает инвестор — компания “Ростех”.
“Если бы финансирование проходило по традиционной схеме господдержки, — говорит продюсер ленты Андрей Добрунов, — финансирование осуществлялось бы намного медленней. И это были бы совсем другие, меньшие деньги”.
Он просит не представлять его директором студии — с недавних пор наш собеседник возглавляет “Союзмультфильм”, призванный дать новый импульс российской мультиндустрии.
Директор, встречающий гостей в располагающей рубашке с орнаментом из штурвалов, не производит впечатления равнодушного чиновника-исполнителя. И оттого больше верится, что и легендарная мультстудия вновь заявит о себе, и мультфильм не окажется ни очередным пересказом известных историй, ни данью современной моде на “исконное”.
“Мы делаем светское кино, которое должно быть интересно не только православным. Это не просто фильм о святом, а фильм о пути обычного человека к святому, что гораздо интересней”, — убеждён Андрей Добрунов.
“В очках — отстой”
Счётчики, развешанные по всей студии, сообщают — до премьеры осталось 117 дней. О том, что работа над проектом идёт уже три года, табло умалчивают.
“Много времени ушло на отработку технологии и подбор сотрудников, — вспоминает помощник художника-постановщика Елизавета Цымбаревич, — и только сейчас, когда навыки отточены, начинается самая активная работа”.
Навыки, методы и приёмы — особая история. Создатели “Сергия Радонежского” говорят о сочетании в проекте различных технологий, которые позволят изображению “приподняться” над экраном. Надевать очки зрителю при этом не потребуется.
“Смотреть в очках — отстой. Объёмное изображение когда-то было в тренде, но не факт, что любой фильм будет смотреться в нём хорошо”, — неторопливо излагает художник по локациям Роман Овсянников, вселяя надежду в приверженцев двумерной картинки.
В “Сергии Радонежском” можно будет увидеть уникальные для российской мультипликации сцены. Например, бой с участием тысячи всадников. “Для создания ощущения правильной массовки в кадре, — поясняет продюсер Андрей Добрунов, — нам потребовалось разработать более двенадцати типов различных фигур с уникальными движениями. Только так зритель не заметит повторения”.
Две недели ради двух секунд
Стены режиссёрской мастерской испещрены крохотными прямоугольниками — кадрами из будущего мультфильма. Кажется, счёт им идёт на тысячи. Хозяин мастерской Владимир Гагурин просит не фотографировать и включает проектор. На экране короткий ролик — сцены из будущего фильма, которые видели пока что немногие.
Былинность и экшн, плотно упакованные в четыре минуты, лирические паузы и плотный звук сражений не противоречат, а только дополняют друг друга. Зрелище многообещающее.
Этажом ниже художник по локациям Максим Шаговиков оживляет наброски. Его инструмент — перьевой диплей Cintiq. Этот аппарат выглядит как немалых размеров монитор, при этом поверхность дисплея чувствительна к малейшему нажатию маркера. Штрих за штрихом художник раскрашивает схематичный проект древнего города — и вот чёрно-белые ворота приобретают свою привычную фактуру.
За соседним “синтиком” его коллеги вписывают ёлочку в общую картину леса — этот процесс на студийном сленге именуется “поженить с задником”. Дерево прорисовывается со всех сторон, как того требует сюжет.
Чуть дальше аниматоры бьются над быком в доспехах. Когда будете смотреть мультфильм, обратите на этого быка внимание — он промелькнёт на экране пару секунд, но на его создание ушли две недели.
“Сюжет такой — не набалуешь”
Возвращаемся к стенду, где размещены профили героев мультфильма. Сотрудники студии рассказали, что все четыре скульптурных образа, отражающие становление Сергия, отлиты в бронзе и переданы наместнику Троице-Сергиевой лавры архиепископу Феогносту, который живо интересуется работой над фильмом.
С наместником авторы фильма советовались не раз. Например, когда по сценарию создатели были вынуждены внести изменения в ход событий, изложенных в Житие. Наместник не возражал.
Но в целом сюжетная линия фильма от Жития отклоняется несильно. “В фильме об одной из величайших фигур в российской истории не набалуешь. Зато в “Суворове”, нашей следующей работе, есть пространство для фантазии”, — делится планами Андрей Добрунов.
Как ожидается, работа будет закончена предстоящей весной, а сергиевопосадцы вполне могут рассчитывать на то, что увидят этот мультфильм одними из первых.
Владимир КРЮЧЕВ
Фото и кадры: “Да-Студия”
Источник: Газета Вперёд
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[3] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...