История и день сегодняшний
Храм сооружался тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний Радонежский (Медведев). Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А.Филимонова «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой в красный цвет, а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно преполагать были исполнены в 1870-х годах при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым».
Престольные праздники Подворья ▪ Всех святых, Неделя первая по Пятидесятнице ▪ Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)* *) в приделе Покрова Божией Матери Богослужения совершаются ежедневно, утром с 8:30 (по воскресным и праздничным дням — с 9:00); вечером с 17:00 |
По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.
В знаменитой книге историка церкви Е.Е.Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви».
В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик Кронид (Любимов). На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского. В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит Маврикий (Полетаев), будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.
Храмовые святыни ▪ Ковчег со святыми мощами (тридцать частиц)* ▪ Икона святителя Нектария Эгинского († 8 ноября 1920)* ▪ Икона преподобного Алексия Зосимовского (Соловьева, † 2 октября 1928) ▪ Икона святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого, † 11 июня 1961)* *) с частицами мощей святых |
Храм Всех Святых был последним в нашем городе местом служения протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли…
Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан.
До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: «Д упокоится всяк, здесь погребенный». В 1871 году Лавра приобрела еще две десятины земли к югу от церкви для захоронения паломников, умиравших в благотворительных заведениях монастыря. Эту часть стали называть «безымянным кладбищем».
Поблизости от храма обычно размещались захоронения самых известных людей. Так, в 1928 году у алтарной стены Всехсвятской церкви погребли старца Смоленской Зосимовой пустыни Алексия Затворника.
На Всехсвятском подворье есть своя гостиница на 40 мест,
телефон 8 (964) 710-78-46; воскресная школа, есть своя небольшая библиотека
|
Официально погост был закрыт в 1935 году « в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка. Скорее всего осуществлению этого кощунственного плана помешала война. Какое-то время захоронения еще продолжались. Самые последние могилы появились со стороны Гражданского поселка.
Судьба Кукуевского кладбища до сих пор не решена. Территория его постепенно пришла в запустение. Но до сих пор Березовая роща остается любимым местом прогулок жителей Штатных, Кукуевки и микрорайона «Углич». Наверное, старинные березы в любую погоду умиротворяют, навевают покой и тишину. И, может быть, утешают этим наших забытых и обиженных предков.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Уточья башня (XVII в.)
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по... подробнее...
[2] — Известные люди города и района
В этом разделе справочника представлены далеко не все известные люди Сергиево-Посадского района, основным критерием попадания сюда, является количество упоминаний имени человека в... подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[6] — Флоренский Павел Александрович
Содержание
Краткая биография
Павел Флоренский в Сергиевом Посаде
Упоминания в новостях
Краткая биография
Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...
[7] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
Новые чудеса преподобного Сергия. Отец Кирилл похож на Преподобного
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) во вторую неделю по Пасхе. О блаженном неверии
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий
Архиепископ Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Донском монастыре
На храме во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Юбилейный Саратова установлены купола