Водочный Спас

logo
Водочный Спас

 

Поговорим о «беленькой». Тем более, что намедни появился душевный повод, располагающий к такому разговору. 

С 1 февраля этого года минимальная розничная цена (МРЦ) на стандартную бутылку водки объёмом 0,5 л была снижена государством с 220 р. до 185 р. Произошло это на фоне всепоглощающей инфляции. То есть всё дорожает, а водка — нет, ни в какую, отказывается. Удивляться не стоит. Водка в России — больше чем горячительный напиток. Это национальный продукт, бренд, духовная скрепа, в конце концов… Более того, цена на водку в нашем государстве уже давно является фактором экономическим и даже политическим. Не верите? Обратимся к истории.

Дорвались

В воскресный день, 4 октября 1925 года, после десятилетнего сухого закона, введённого ещё при царе-батюшке, в Москве открылась продажа советской водки. Газеты того времени писали: «В первый день выпуска сорокаградусной люди на улицах… плакали, целовались, обнимались. Продавать её начали в 11 часов утра, а уже в 4 часа все магазины были пустые». Резкое «разговение» после 10-летнего «поста» привело к тому, что многие рабочие ещё долго саботировали работу заводов непреднамеренным запоем. Но советское руководство знало, на что оно идёт и зачем. Так, Сталин писал Молотову: «Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьёзной обороны страны». Вот оно: водка, как фактор обороноспособности. В этом контексте нельзя не вспомнить и легендарные «фронтовые сто грамм». Даже вернувшись с боевых рубежей Великой Отечественной, многие фронтовики уже не могли обойтись без этой сотки на столе…

Это не прошло бесследно. После смерти Сталина стало очевидно: алкоголизация населения стала фактором, тормозящим ту великую экономику, что силилась догнать и перегнать «загнивающий капитализм». Пьянству был дан бой: в 50-70-х цена на водку постоянно росла, её продажа ограничивалась по времени, пьяниц сажали на 15 суток и брили наголо, организовывались общества трезвости. Однако, народ не желал трезветь, он лишь стал тратить больше на алкоголь и меньше — на всё остальное. Особенно отчётливо это проявилось в 1981-м. Советский Союз ввязался в дорогостоящую Афганскую войну, цена на нефть резко упала — для «передовой» экономики настали не лучшие времена. Удешевление «чёрненькой» на внешнем рынке было решено компенсировать удорожанием «беленькой» на внутреннем — одно национальное достояние пришло на помощь другому. Цена водки подскочила с 3 р. 62 к. до 5 р. 30 к. И… алкогольный маневр удался! Даже такому значительному поднятию цен не удалось вбить клин между населением и излюбленным напитком:

«Если водка будет пять, 

мы её все будем брать.

Если водка станет восемь, 

всё равно мы пить не бросим.

Передайте Ильичу, —

нам и десять по плечу!»

Алкогольные доходы пополнили казну и помогли продолжить афганскую кампанию. Выходит, цена на водку вполне себе состоялась как весомый геополитический фактор…

«Вот Он Добрый Какой…»

В 1982-м генсеком ЦК КПСС становится Юрий Андропов. Этот человек был далёк от того, чтобы недооценивать влияние водочной переменной на население Советского Союза. А потому 1 сентября 1983-го на советских прилавках появляется поистине народный продукт — водка по 4 р. 70 к., в бытовом обиходе поименованная «андроповкой». Любовь трудящихся не заставила себя ждать и проявилась в частности в такой расшифровке аббревиатуры «ВОДКА»: «Вот Он Добрый Какой Андропов». И тут уже водка — вполне себе фактор лояльности населения к своему вождю.

Обратный эффект произвела антиалкогольная кампания «минерального секретаря» Михаила Горбачёва. Надо сказать, у Михаила Сергеевича были основания дать пьянству бой. К 1984 году потребление спирта на душу населения достигло 10,5 литра в год, а с учётом подпольного самогоноварения эта цифра приближалась к 14 литрам. Между тем ни в сталинские, ни в царские времена подобный показатель не превышал и 5 литров в год — было о чём призадуматься. Но благая инициатива ни привела ни к чему хорошему. Народ упорно не хотел трезветь. В ответ на подавленный спрос буйным цветом расцвела теневая экономика, ориентированная на подпольное производство и сбыт контрафактного спиртного. Самогон-щики стали актуальны как никогда. А население страны в большинстве своём восприняло антиалкогольную кампанию как бездумную инициативу властей против простого народа. Советские граждане уже слишком долго находилось в упаднических настроениях, порождённых экономической и политической стагнацией. Покуда это ощущение тупика запивалось сорокаградусной и пенным — было терпимо. Но очереди за алкоголем оказались перебором. Вдобавок, ущерб от сокращения розничного товарооборота спиртного оказался неожиданно велик (до 1985 года эта статья давала 25% в общий бюджет розничной торговли). Убытки компенсировать не удалось. Разразившийся экономический кризис и озлобление протрезвевшего населения ускорили наступление перестройки и крах существовавшей политической системы… История вновь показала, что доступность водки в нашем государстве — фактор экономический и политический.

24 июля 1990-го активная пропаганда трезвости была прекращена. Продажи алкоголя пошли вверх. Как это обычно бывает, воздержание сменилось запоем: в 1994 году повальное потребление алкоголя стало одним из факторов рекордной для России смертности. Но коль скоро маржинальная потребность в национальнейшем продукте была удовлетворена и невидимая рука рынка расставила всё на свои места, потребление водки вошло в приемлемую колею. Прошло время, пришёл Путин, наступила Стабильность. До поры, до времени о водке позабыли — главной национальной жидкостью в России вновь стала нефть. Но в 2010 году руководство нашего государства вспомнило, сколь важным рычагом является водка в отечественных реалиях. И… ввело МРЦ на водку— ограничение нижнего порога на розничную стоимость. То есть, начиная с января 2010-го, водку запретили продавать дешевле, чем по 89 р. за пол-литра. Каждый последующий год под предлогом борьбы за трезвость это ограничение минимальной цены росло: 98 р. в 2011-м, 125 р. — в 2012-м, 170 р. — в 2013-м, 220 р. — в 2014-м. 

И вот кризисный 2015-й лояльно отозвался понижением порога до 185 р. за пол-литра. Тут лишь один вопрос: почему?

Алкогольный маятник

Если вдумчиво проанализировать историю водочного вопроса, то становится очевидно: в действиях отечественных руководителей попеременно прослеживаются два тренда — то они пополняют казну за счёт народной любви к водке, то, напротив — пытаются отрезвить население, дабы оно не спилось окончательно. Какой же из этих фундаментальных трендов близок сегодняшним властям?

Чтобы понять это, необходимо разобраться — из чего складывается цена заветной поллитровки. Самым ощутимым составляющим цены на водку является «государев налог» — акциз, который государство взимает с каждого литра спирта. В 2010 году акциз на один литр спирта был равен 220 р., в 2014 году он уже составил 500 р. В водочной поллитровке — 20 мл спирта, а значит, с каждой произведённой бутылки водки государство получает сегодня 100 р. Это — не считая НДС и прочих косвенных налоговых поступлений. Кроме того, в цене бутылочки «беленькой» заложена стоимость сырья, затраты на производство и сбыт, ритейлерская наценка. Но всё это — мелочи в сравнении с государственным налогообложением. То есть объём сбыта водки на внутреннем рынке для государства — вопрос стратегический, как и объём сбыта нефти на рынке внешнем. Да, масштабы поскромнее, но тем не менее…

Раз в цене на водку главное — акциз, то зачем вводить МРЦ? Ведь и так всё кристально понятно: поднял акциз, поднялась и цена. К чему дополнительный регулятор? Дело в том, что само по себе резкое поднятие акциза могло слишком болезненно ударить по производителям спиртосодержащих продуктов. А вот поднятие МРЦ перекладывало часть финансового бремени на население. Дополнительно поднятие цены как-никак способствовало уменьшению количеству потребляемого алкоголя на территории страны. Пусть покупают меньше, но дороже — и бюджет не пострадает, и население потрезвее, попроизводительнее будет.

И действительно: с момента введения МРЦ по сегодняшний день производство и потребление водки в России официально снизилось где-то на 15-20%. Но тут ключевое слово — официально. А вот независимые исследования частных маркетинговых агентств сходятся в том, что за последние четыре года возросло потребление контрафактного алкоголя. По некоторым оценкам, каждая вторая потребляемая в России бутылка водки — откровенно «палёная». Представители розничных сетей в один голос заявляют: любая водка дешевле 250 р. за бутылку — откровенный «левак». То есть, пить меньше не стали, пить стали хуже. Не то чтобы одеколон, но всё же…

Возвращаемся к исходному вопросу — почему, зачем, к чему оно — понижение МРЦ? Владимир Путин (вы же помните, кто это) в конце 2014-го заявляет: «Я категорически против любой алкоголизации населения. С этим нужно, безусловно, бороться, но бороться нужно здравыми способами и средствами. Завышение цен на алкогольную продукцию приводит только к увеличению потребления суррогатов». Глава Росалкогольрегулирования (есть и такой орган в нашей стране) Игорь Чуян прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы видим железобетонную связь снижения продаж со стоимостью водки на полке уже второй год подряд. МРЦ на водку за год выросла со 170 до 220 р., а денег у потребителей больше не стало. Легальный рынок потерял 14% потребителей, которые перешли на продукцию из теневого сектора». Так что же — государство больше обеспокоено алкоголизацией населения или дырами в бюджете? Прагматизм подсказывает — скорее второе.

Власти предержащие усвоили урок — в условиях снижения цены на нефть и всеобщего экономического кризиса водка, как никакой другой продукт, способна пополнить пустеющую казну (ибо она, в отличие от большинства продуктов массового потребления, облагается акцизом). Акциз на ближайшие два года был заморожен, МРЦ понижена — ставка сделана на объём продаж. Так что сегодняшний вектор ясен — хочешь поддержать существующую власть — пей. Пей истово, беспробудно, патриотично!

История учит — все революции и перевороты в нашей стране происходили на фоне массового протрезвления. Таковой была революция 1917-го, таковой была и памятная за недавностью лет перестройка. А вот приступы лояльности населения к своему вождю, напротив, случались во времена дешёвой водки. В 1924-м водка «Рыковка» (названная так по фамилии совнаркома Рыкова) помогла утвердиться советской власти. В 1983-м «Андроповка» запечатлела в веках генсека Андропова. И вот в 2003 появилась «Путинка»…

Сорокаградусная скрепа

Вот мы и подошли к решению ключевого вопроса: зачем оно, снижение МРЦ на водку? Ну нельзя просто допустить, чтобы в эпоху кризиса население вдруг протрезвело. Пусть оно, лояльное, сидит на кухне, Обаму называет обезьяной, а Европу — Гейропой. Пусть за соточкой-другой ностальгирует о старых, добрых, красных, советских, понятных временах, где трава зеленее и деревья выше. Пусть в пьяном угаре продолжает верить пропаганде федеральных телеканалов. Эх, выпьем! Авось, всё уСТАКАНится!

Водочные скрепы уже давно пронизали всё Отечество насквозь. Наш район не исключение. Пришёл ко мне на днях мастер чинить стиральную машинку и говорит так, между делом: «Сжечь их надо всех, жидобандеровцев, ядерной бомбой по Украине ударить…». Говорит, как пишет, а за каждым словом — перегар — вот она, сила водки! И удивительно ли? Она ведь уже доступна в местных продмагах по 185 р. И более того — акции! Купи поллитровочку — сок в подарок. Вот стоят передо мной безбородые ребята в очереди, лет 17-18-ти, покупают палёненькую за те самые 185 целковых и спрашивают девушку-продавца: «А вы нам посоветуйте, что бы такого взять, чтобы эту дрянь запить. У нас рублей 40 на запивочку…». Кололись мыши, плакали, но жрать кактус продолжали…

Неискоренимо, видимо, пьянство, в земле русской. Поэтому у нас в городе уже на каждом углу что ни избушка, что ни подвальчик — то круглосуточный алкогольный маркет. По форме — бар, а по сути — круглосуточный магазин с формальной барной стойкой. В таких местах и «свойскую» водочку за 160 р. купить можно. Ну, вы же, читатели — горожане, так что и сами знаете. Вот только властям невдомёк, что всё это теневое и подпольное существует. А, может, дело в том, что они просто не хотят знать? Ведь нельзя в кризисные времена нас лишать последней отдушины — не по-человечески это как-то, не по-людски… Иначе протрезвеем, думать начнём, голосовать, прав требовать. В общем, вся надёжа только на Водочный Спас!..

 

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Последние стиральные машины имеют большой набор функций и особенностей, что существенно затрудняет их выбор при покупке. К подбору каких из них следует подойти с особой серьезностью, чтобы приобрести актуальную и надежную модель? подробнее...

[2]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...