Наша земная жизнь уподобляется морю, которое бывает тихим и мутным, встревоженным, покрытым седой пеной. «Тишина и буря сменяют одна другую, а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно — так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо — вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце, Ветхий Завет, как луна, — писание святых отцов, как звезды» (340-341).
Вера, по определению святоотеческому, есть «око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение» (св. Кирилл Иерусалимский). Следуя этому определению, свт. Игнатий восклицает: «Вера, святая вера! Вера — око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведущему в живот, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немногими» (648). Она свята и истинна, но только тогда, «когда она — вера в святую Истину, когда она — вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом» (461).
Действие веры велико. Она способна поднять с земли, освободить от оков, изъять из среды мучений, вознести к небу, ввести в покой духовный (197). «Вшедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно на роскошно постланных, драгоценных одрах Боговидения» (197). Взяв человека за руку, вера «поставляет его перед Богом» (343). У нее нет границ — как безграничен и Бог. «Разум, как ни разумен, — ограничен: не годится для дел Божиих. Все Божие, всякое знамение он встречает отталкиванием: «как?» «неужели?» почему?»— Прочь— непотребный отверженный Богом!.. Придите — святая вера и буйство проповеди Христовой — спасите нас!» (194).
В духовной брани со злой силой вера служит непобедимым оружием. «Для верного успеха в невидимой брани с князьями воздушными, с духами злобы, темными миродержителями, — учит Святитель, — нужно взяться за оружия, подаемые верою, подаемые буйством проповеди Христовой… Странными и страшными кажутся для плотского разума стезя и учение веры; но едва увидит человек на самом опыте, увидит внутренним душевным ощущением могущество веры, — немедленно и радостно предается ее водительству, как обретший неожиданно бесценного наставника, с презрением отталкивает от себя отверженную Богом премудрость человеческую» (198).
Чтобы нагляднее показать силу веры, Святитель рассказывает один чудесный случай, бывший в древнее время в Египетском женском монастыре. Разбойничий атаман, переодетый в иноческое платье, пришел в монастырь с целью осмотреть его, чтобы потом привести сюда свою шайку и ограбить. Игуменья и сестры, приняв атамана за старца, оказали ему истинно монастырское внимание: игуменья сама умыла ему ноги, а этой водой потом окропила инокинь. Среди них была и слепая. И как только вода коснулась ее глаз — она прозрела. Разбойник, увидев чудо, покаялся и сам ушел в монастырь. «Так, — заключает Святитель свое обращение к духовному чаду и к себе самому, — ваша вера и многих других, послужив вам во спасение, да послужит и мне возбуждением к оставлению нерадения моего и расслабления» (203-204).
Вера приносит истинное счастье человеку. «Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует Христианину — вера» (612).
Вера порождает смирение — это необходимейшее духовное состояние для спасения, ибо «смирение примиряет приявшую его душу с небом и землею» (832).
Вера приводит человека ко спасению и спасает его. «Не должно человеку отчаиваться, — учит свт. Игнатий, — как бы велики грехи его ни были: ибо человек спасается не своими добрыми делами, единою верою во Христа Спасителя; а делами должно доказывать свою веру» (629).
Но чтобы вера имела такое действие, она должна быть живой (832) — «нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога!» (464).
Потому-то Святитель и взывает: «Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя бесстрастием и духовным разумом» (332). «Киньтесь в спасительную бездну веры, как бы в море — с утеса!» (201).
К.Е. Скурат. Избранные труды. Святитель Игнатий Брянчанинов наставляет. Сергиев Посад 2008
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Художественно-производственное предприятии «Софрино» отметило 35-летие со дня начала производственной деятельности
Память Святого апостола Фомы
Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского в современном воспитании
Пролог в поучениях. Необходимо слушаться пастырей и учителей церкви
Состояние совести