Вера в Бога

logo
Вера в Бога

Наша земная жизнь уподобляется морю, которое бывает тихим и мут­ным, встревоженным, покрытым седой пеной. «Тишина и буря сменяют одна другую, а время уходит, уходит, стремится погрузиться в бездну вечности. Блажен тот пловец житейского моря, который часто устрем­ляет взоры к небу. По светилам небесным он направляет путь свой, не унывает при бурях, не доверяет и тишине моря: оно — так изменчиво! Взоры, для которых доступно небо — вера; ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. На этом небе сияет Евангелие, как солнце, Вет­хий Завет, как луна, — писание святых отцов, как звезды» (340-341).

Вера, по определению святоотеческому, есть «око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение» (св. Кирилл Иерусалимский). Следуя этому определению, свт. Игнатий восклицает: «Вера, святая вера! Вера — око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую Истину!.. Шествие ее по пути узкому и прискорбному, ведуще­му в живот, по пути, почти безлюдному, шествуемому весьма немноги­ми» (648). Она свята и истинна, но только тогда, «когда она — вера в свя­тую Истину, когда она — вера, принесенная на землю вочеловечившейся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом» (461).

Действие веры велико. Она способна поднять с земли, освободить от оков, изъять из среды мучений, вознести к небу, ввести в покой духов­ный (197). «Вшедшие в этот покой почивают прохладно, насладительно на роскошно постланных, драгоценных одрах Боговидения» (197). Взяв человека за руку, вера «поставляет его перед Богом» (343). У нее нет гра­ниц — как безграничен и Бог. «Разум, как ни разумен, — ограничен: не годится для дел Божиих. Все Божие, всякое знамение он встречает от­талкиванием: «как?» «неужели?» почему?»— Прочь— непотребный от­верженный Богом!.. Придите — святая вера и буйство проповеди Христо­вой — спасите нас!» (194).

В духовной брани со злой силой вера служит непобедимым оружием. «Для верного успеха в невидимой брани с князьями воздушными, с ду­хами злобы, темными миродержителями, — учит Святитель, — нужно взяться за оружия, подаемые верою, подаемые буйством проповеди Хри­стовой… Странными и страшными кажутся для плотского разума стезя и учение веры; но едва увидит человек на самом опыте, увидит внутрен­ним душевным ощущением могущество веры, — немедленно и радостно предается ее водительству, как обретший неожиданно бесценного на­ставника, с презрением отталкивает от себя отверженную Богом премуд­рость человеческую» (198).

Чтобы нагляднее показать силу веры, Святитель рассказывает один чудесный случай, бывший в древнее время в Египетском женском мона­стыре. Разбойничий атаман, переодетый в иноческое платье, пришел в монастырь с целью осмотреть его, чтобы потом привести сюда свою шайку и ограбить. Игуменья и сестры, приняв атамана за старца, ока­зали ему истинно монастырское внимание: игуменья сама умыла ему ноги, а этой водой потом окропила инокинь. Среди них была и слепая. И как только вода коснулась ее глаз — она прозрела. Разбойник, увидев чудо, покаялся и сам ушел в монастырь. «Так, — заключает Святитель свое обращение к духовному чаду и к себе самому, — ваша вера и многих других, послужив вам во спасение, да послужит и мне возбуждением к оставлению нерадения моего и расслабления» (203-204).

Вера приносит истинное счастье человеку. «Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует Христианину — ве­ра» (612).

Вера порождает смирение — это необходимейшее духовное состоя­ние для спасения, ибо «смирение примиряет приявшую его душу с небом и землею» (832).

Вера приводит человека ко спасению и спасает его. «Не должно чело­веку отчаиваться, — учит свт. Игнатий, — как бы велики грехи его ни были: ибо человек спасается не своими добрыми делами, единою верою во Христа Спасителя; а делами должно доказывать свою веру» (629).

Но чтобы вера имела такое действие, она должна быть живой (832) — «нет Бога для того, кто не верует живой верой в Бога!» (464).

Потому-то Святитель и взывает: «Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя бесстрастием и духовным разумом» (332). «Киньтесь в спасительную бездну веры, как бы в море — с утеса!» (201).

К.Е. Скурат. Избранные труды. Святитель Игнатий Брянчанинов наставляет. Сергиев Посад 2008 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...